Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Краткосрочная позитивная психотерапия




В самом широком смысле она относится к любой форме психотерапии, но нацелена на разрешение проблемы пациента за более короткий срок. Цель ее не в том, чтобы "понять" проблему пациента, а в том, чтобы быстрее найти ее решение. Если в психоанализе пациент виделся как жертва социального биологического дефекта, то здесь пациент рассматривается как система с малым выбором возможностей взаимодействия жизнью, суженным репертуаром коммуникативных навыков. Если раньше фокусировка проводилась на слабых местах пациента, то здесь - на его ресурсах, на повышении количества выборов.

Основные положения позитивной психотерапии:

· Качество жизни - производное от мировоззрения человека, от его отношения к событиям. Психотерапия не может изменить реальную жизнь пациента, но может изменить его мировоззрение. Человек не волен освободиться от всех проблем и болезней, но может сменить "черное" восприятие своей жизни на более диалектичное.

· Конфронтация, "борьба" с проблемой не эффективна, так как каждый симптом или проблема имеют адаптивный (пусть даже временно) характер. Путь к решению - это компромисс и расширение стереотипов мышления, поведения.

· Анализ причин проблемы сопровождается самообвинением или обвинением близких людей, что не способствует лечению. Необходимо активизировать ресурсы для решения проблемы, которые есть у каждого пациента и его окружения.

Встреча с пациентом начинается с "присоединения", т. е. с "отзеркаливания" его позы, жестов, дыхания, речевого ритма, громкости голоса. Незаметно повторяйте элементы лишения и ключевые слова, Обращаться к нему надо обязательно по имени и отчеству, нельзя употреблять деперсонализированные термины: гражданин, мамаша, больной. Необходимо как можно чаще употреблять местоимения: Вы, Ваше, Вам. Это помогает установить атмосферу доверия. Обязательно необходимо иметь позитивный настрой, аккуратный внешний вид. Создайте комфортную для пациента дистанцию, посылайте невербальные знаки полного принятия (открытые жесты, улыбка, прямой взгляд). Вспомните из предмета «психология общения», что первое впечатление о человеке на 38% зависит от звучания голоса (тембр, тон), на 55% - от визуальных ощущений и только на 7 % от вербального компонента (слов).
Из краткосрочных методов позитивной психотерапии весьма приемлемы для применения в работе средних медицинских работников следующие:

Комплимент (но искренний, а не подхалимство, не желание понравиться).

• Активное слушание.

Эмпатия — способность эмоционально отзываться на переживания других людей. Часто пациенту становится легче уже оттого, что его просто молчаливо, но внимательно вы­слушали.

Техника «эксплуатации ремиссии». Спрашиваете: «Бы­ли ли такие ситуации или время, когда проблемы не было? От чего это зависело? Что можно сделать, чтобы этот меха­низм работал и сейчас?». Дальше вместе с пациентом разра­батываете программу действий.

Техника «положительное представление о будущем». Вместе пофантазируйте, помечтайте о хорошем будущем.

Техника «развития прошлого». Трудное детство делает человека сильнее или слабее? Затем применяйте «копинг-вопросы». Как вам удалось пережить это? Что вам помогло вы­жить?

Техника «жизненный опыт». Если бы эта проблема воз­никла у вашей подруги, что бы вы ей посоветовали? Как бы Вы поделились опытом с соседом, если бы решили свою проблему? Как вы будете учить своих внуков выходить из этой ситуации?

Техника «уроки жизни». Чему вас научила ваша пробле­ма (болезнь)? Вы научились беречь себя, любить себя? Вы научились твердо говорить «нет», когда это необходимо? И тому подобные вопросы.

• Техника «пример». Приведите пример с другим пациен­том или вашим знакомым с похожей проблемой и положи­тельным вариантом ее решения.

• Юмор. Используйте в разговоре притчи, пословицы, поговорки, смешные истории. Смеяться надо не над пациентом, а вместе с ним.

Примеры, как можно негативную формацию перевести в позитивную.

Тяжело заболел. – Временно вышел из строя.

Не чувствовать себя плохо. – Чувствовать себя хорошо.

Избегать обострений. – Уметь предупредить обострение.

Похудеть. – Стать стройной.

Уменьшить количество жирной пищи. – Есть больше овощей.

Работа. – Сотрудничество.

Сейчас я докажу вам… - Сейчас вы сможете убедиться в том, что…

Мы вам поможем… - Вы сможете добиться…

Когда-нибудь вы поймете… - Согласны ли вы с тем, что…

Я считаю, что… - Не находите ли вы, что…




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 937; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.