Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История развития социальной психологии за рубежом




Вопросы для самопроверки

1. Какие подходы к пониманию предмета социальной психологии выделялись в отечественной науке? С чем связаны трудности в определении предмета социально-психологического познания?

2. Что изучает социальная психология как наука?

3. Какие задачи решает социально-психологическая наука?

4. Назовите «материнские» дисциплины социальной психологии.

5. Какие выделялись подходы к пониманию предмета социальной психологии?

6. Какое место занимает социальная психология в системе научного познания.

 

Выделяют три стадии развития социальной психологии на Западе (табл.1).

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

Краткая характеристика этапов Основные представители
Стадия социальной философии (VI в. до н. э. — сер. XIX в.) – период накопления знаний в сферах философии и общей психологии Платон, Аристотель, Т. Гоббс, Б. Спиноза, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, К. Гельвеций, Л. Фейербах, Г.В.Ф.Гегель, А. Смит, Дж. Бентам
Стадия социального эмпиризма (50— 60-е годы XIX в. — 20-е годы XX в.) – период выделения описательной социальной психологии из философии и социологии в самостоятельную область знания М. Лацарус, Г. Штейнталь, В.Вундт, Г. Тард, Г. Лебон, У. Мак-Дугалл, Э. Росс, Э. Дюркгейм
Стадия социального анализа (20-е годы XX в. – по сей день) – период оформления социальной психологии в экспериментальную науку и ее современное развитие Уотсон, Толмен, Скиннер, З.Фрейд, Оллпорт, А.Маслоу, К.Роджерс, Ж.Пиаже, Брунер, Найсер, Аткинсон, Мид, Блумер, Кун

На протяжении I периода (VI в. до н. э. — сер. XIX в.) складывались философские и общепсихологические предпосылки возникновения социально-психологических теорий, полученные на основе жизненных наблюдений выводы были субъективны и несистематизированы.

Развитие ораторского искусства в Древней Греции способствовало формированию приемов и техник управления вниманием, эмоционально-психологическим состоянием больших и малых человеческих групп.

Жрецы, шаманы, ведуны различных культур знали и активно использовали приемы суггестивного воздействия на аудиторию.

Платоном (V-IV в. до н. э.) была высказана идея об иррациональности поведения масс, присущим демократии (эти идеи легли в основу теории массовых социальных движений). Он считал, что душа человека и общество-государство имеют единые начала: разумное (правители государства), яростное (воины) и вожделеющее (земледельцы). Эта идея Платона ассоциируется с современными представлениями о трех компонентах установки – когнитивном, эмоционально-оценочном и поведенческом.

Аристотель (IV в. до н. э.) выделил понятие «общение», определяя его как инстинктивное свойство человека, составляющее необходимое условие его существования. Общение, по Аристотелю, означало потребность человека жить в сообществе с другими людьми. Поэтому первичной формой общения являлась была семья, а высшей формой — государство. Эта идея пересекается с современной концепций потребности людей в социальной идентификации и категоризации.

Т. Гоббс (XVII в.), А. Смит (XVIII в.), Дж. Бентам (ХVIII-ХIХ в.) сформулировали схожие теории, согласно которым человек стремится получить как можно больше удовольствия (или счастья) и избежать боли. Их взгляды можно сравнить с принципом позитивного и негативного подкрепления в современном бихевиоризме.

В работах К. Гельвеция (XVIII в.) была развита концепция социальной детерминации развития личности.

Л. Фейербах (ХIХ в.)дал философско-антропологическое объяснение роли и сущности социально-психологического общения как единственного способа проявления человеческой сущности.

Г.В.Ф. Гегелем (ХVIII-ХIХ в.) была представлена теория исторического развития.

Самые первые социально-психологические идеи, вышедшие из философии, были сосредоточены на вопросе о со­отношении общественного и индивидуального сознания. С древних времен эта проблема, в том или ином аспекте, интересовала наи­более выдающихся философов. В зависимости от методологических позиций авторов можно выделить следующие три позиции по отношению к данной проблеме.

Первая позиция определяет доминирующее влияние обществен­ного сознания по отношению к индивидуальному.

Вторая позиция выделяет индивидуальное сознание как уни­кальное явление, феномен, способный определять общественное сознание.

Третья позиция несет в себе идею конфликта общественного и индивидуального сознания, вытекающую из идеи вечного проти­воречия между человеком и обществом. Эта проблема ярко выра­жена в философии экзистенциализма. Экзистенциализм – философия сущест­вования, квинтэссенцией которой выступает идея переживания субъектом своего бытия как уникальной данности человеческого существования.

Однако противоречие между индивидуальным и обществен­ным сознанием рассматривается с точки зрения диалектики: с одной стороны, между общественным и индивидуальным сознанием су­ществует конфликт; с другой - данный конфликт является необ­ходимым условием развития человека и общества.

На II этапе (50— 60-е годы XIX в. — 20-е годы XX в.) формирование социально-психологических знаний начинают предприниматься попытки обоснования теоретических и эмпирических данных, обработка и систематизация полученных результатов. Социально-психологические идеи выделяются преимущественно из области социологии, хотя сама социология выделилась в самостоятельную науку лишь в середине XIX в., ее родоначальником считается французский философ-позитивист О. Конт.

Так, Э. Дюркгейм (XIX в.) разрабатывал вопрос о влиянии социальных факторов на психическую жизнь индивидов.

Первоначально попытки обозначить социально-психологические проблемы связывали с такими терминами, как «социальная философия» и «историческая социология». Поня­тие «социальная психология» стало широко употребляться только после 1908 года в связи с появлением работ У. Мак-Дугалла и Э. Росса. Эти авторы впервые вынесли этот термин в название своих работ.

Из всего многообразия первых социально-психологических теорий выделяют три, наиболее значительные: психологию народов, психология масс и теорию инстинктов социального поведения.

Психология народов. В 1859 году в Германии философ М. Лацарус и языковед Г. Штейнталь выпустили новое издание: «Журнал психологии народов и языкозна­ния». Авторы полагали, что главная сила истории – народ, или «дух целого», который выражается в искусстве, религии, языке, мифах, обычаях и т.д., индивидуальное же сознание есть лишь его продукт, звено некоторой психической связи.

Позже психология народов получила развитие во взглядах В. Вундта, который предлагал делить психологию на две части: психологию народов и экспериментальную (физиологическую) психологию. Он рассматривал коллективную психику как сочетание индивидуальных психических состояний людей в определенных условиях и считал, что необходимо изучать те явления общест­венной жизни, которые невозможно объяснить, исходя только из особенностей сознания индивида. В. Вундт выделил три таких осно­вополагающих явления, которые подлежат анализу: язык народа, его мифы и обычаи.

Язык содержит в самой общей форме живущие в духе наро­да представления и влияет на психологию народа. Изучение языка, на котором человек думает, вно­сит значительный вклад в расширение представлений человека об окружающем его мире. Мифы несут в себе первоначальное содержание представле­ний в виде контекста восприятия, а также чувства и влечения, свя­занные с представлениями, цен­ности, идеалы, долженствования. Обычаи представляют собой способы поведения, которые являются наиболее типичными в стандартных социальных ситуаци­ях у данного народа, они регулируют поведение человека в жизненно значимых для человека событиях. Выделив язык, мифы и обычаи - три основополагающих явле­ния, определяющих психологию народа, В. Вундт сделал важный шаг в разработке фундаментальных социально-психологических проблем.

Психология масс родилась во Франции во второй половине XIX в., истоки ее заложены в концепции подражания Г. Тарда, который рассматривал народ как гигант­скую аудиторию, воспринимающую определенную информацию, поступающую из одного источника. Массовая культура понималась им как совокупность культурных ценностей в индустриаль­ном обществе, рассчитанном на массовое потребление. Главный признак массовой культуры - стандартизация жизни, ко­торая не может не влиять на психологию человека в обществе.

В рамках концепции психологии масс большинство социально-психологических отношений изучается в системе взаимодействия элиты и массы. Элита - составная часть общества, в которую входит высший, при­вилегированный слой, осуществляющий функцию управления, люди, пользующиеся в обществе наибольшим престижем, статусом, бо­гатством, обладающие интеллектуальным и моральным превосход­ством. Все достижения цивилизации рассматриваются как результат деятельности элиты. Масса – это множество посредственных людей, не отличающихся какими-либо выдающимися способностями. Психологическое состояние общества изучалось в зави­симости от доминирующего влияния на него либо элиты либо мас­сы. Переход доминирования от элиты к массам, по мнению Г. Тарда, влечет за собой революции, гражданские войны, стихийные бунты.

Другой представитель концепции психологии масс Г. Лебон полагал, что вслед за промышленной революцией, ростом горо­дов и увеличением средств массовой коммуникации жизнь все больше определяется поведением толпы,которая представляет собой слепую разрушительную силу. Он отметил ряд изменений некоторых психиче­ских процессов и поведения индивида под влиянием толпы:

1. Повышается внушаемость человека. Резко падает критичность, информация воспринимается без доказательств, что способствует восприятию многих, в том числе преступных, идей.

2. Снимается ответственность за собственное поведение. Участие каждого человека фактически анонимно. Развивается гипертро­фированный конформизм - «быть как все».

3. Усиливается потребность в простых решениях. Толпа не способна на созидание. Она не в состоянии принимать сложные решения.

4. Происходит деперсонализация личности. Человек утрачивает мно­гие свои положительные качества. Так, вероятность помощи чело­веку, попавшему в беду, обратно пропорциональна количеству сви­детелей его трудностей. То есть чем больше людей видят несчастье человека, тем меньше возможность помощи, и наоборот.

5. Повышается эмоциональность личности. Осмысление ситуации происходит крайне медленно. Усиливаются механизмы влияния в стихийных социальных группах: заражение, внушение, подражание.

Концепция Г. Лебона является актуальной и по сей день.

Концепция инстинктов социального поведения В. Мак-Дугалла разрабатывалась в США под влиянием эволюционной теории Ч. Дарвина. В. Мак-Дугалл полагал, что механизмы социальной адаптации тождественны у человека и животного. Основная идея данной теории заключалась в том, что причины социального поведения человека связаны с врожденными инстинктами: инстинктом борьбы, связанным с гневом и страхом; инстинктом бегст­ва, связанным с чувством самосохранения; инстинктом воспроизве­дения рода, связанным с чувством любви; инстинктом приобретения, связанным с чувством собственности; стадным инстинктом, связан­ным с чувством принадлежности к социальной группе и др. Наи­большее значение В. Мак-Дугалл придавал стадному инстинкту, ко­торый удерживает людей вместе.

Концепция инстинктов социального поведения, в отличие от концепции народов и концепции психологии масс, утратила свою социальную актуальность, однако ее значение состояло в выделе­нии некоторых биологических факторов, определяющих социаль­ное поведение личности.

На III этапе (20-е годы XX в. – по сей день) социальная психология становится экспериментальной наукой. Начало научной социальной психологии на Западе связывают с работами В. Меде в Европе и Ф. Олпорта в США в 20-е годы XX века. Они предложили программу, в которой были сформулированы требования превращения социальной психологии в экспериментальную дисциплину. Основное развитие в этом ее варианте социальная психология получает в США.

Теоретико-методологическое развитие западной социальной психологии в ХХ в. происходило как в русле общепсихологических направлений — бихевиоризма и фрейдизма, так и новых собственно социально-психологических школ и направлений —

В развитии психологии в этот период выделились три основных подхода — психоанализ, бихевиоризм и гештальт-психология, на положения и идеи которых и стала опираться социальная психология. Бихевиористический подход в это время был популярнее других теорий, поскольку его положения наиболее соответствовали идеалу построения строго экспериментальной дисциплины. Основным объектом исследования становятся малые группы.

Социально-психологические идеи в ХХ в. разрабатывались и представителями новых социально-психологических школ и направлений – необихевиоризма (Г. Олпорт, В. Ламберт, Р. Бейлс, Г. Хоманс, Э. Мэйо и др.); неофрейдизма (К. Хорни, Э. Фромм, А. Кардинер; Э. Шилз, А. Адлер); теории поля и групповой динамики (К. Левин, Р. Липпит, Р. Уайт, Л. Фестингер, Г. Келли); социометрии (Дж. Морено, Э. Дженнинге, Дж. Крисуэл, Н. Бронденбреннер и др.); трансактивной психологии (Э. Кентрил, Ф. Килпатрик, В. Иттельсон, А. Эймес и др.); гуманистической психологии (К. Роджерс и др.); когнитивистские теории,а также интеракционизма (Г. Мид, Г. Блумер, М. Кун, Т. Сарбин, Р. Мертон и др.), который представляет социологический источник в развитии социальной психологии.

Вследствие активного развития экспериментальной практике в социальной психологии, в 30-х гг. резко снизился интерес к теоретическому знанию. Теоретические исследования были непопулярны, малочисленны, и разрабатывались, в основном, в русле четырех направлений: бихевиоризма, психоанализа, так называемых когнитивных теорий и интеракционизма. Все это привело к тому, что в 50-х гг. XX в. наступил кризис в развитии социальной психологии на Западе, что заставило исследователей вновь обратиться к теории, не забывая и об экспериментальной составляющей науки.

В рамках бихевиоризма (Б. Скиннер), а позднее необихевиоризма (К. Халл) был разработан ряд социально-психологических теорий: теория фрустрации — агрессии Н. Миллера и Д. Долларда, модель диадического взаимодействия в работах Дж. Тибо и Г. Келли, идеи социального обмена, развиваемые в работах Д. Хоманса. Центральной идеей каждой из названных теорий является теория подкрепления (в вариантах классического или оперантного обусловливания).

Необихевиоризм и в социальной психологии претендует на создание стандарта подлинно научного исследования, с хорошо развитым лабораторным экспериментом, техникой измерения. Однако, большинство исследований проводится на животных, социальные психологи этого направления пытаются преодолеть эту трудность.

Психоанализ не получил широкого распространения в социальной психологии, однако в рамках классического направления и неофрейдизма были попытки построения социально-психологических теорий, в частности, теории групповых процессов Л. Байона, В. Бенниса и Г. Шепарда, Л. Шутца, работы Э. Фромма и Дж. Салливана.

Когнитивизм, где исходным принципом является рассмотрение социального поведения с точки зрения познавательных, когнитивных процессов индивида, ведет свое начало от гештальтпсихологии и теории поля К. Левина. В когнитивистской социальной психологии разработан ряд теорий когнитивного соответствия: теория сбалансированных структур Ф. Хайдера, теория коммуникативных актов Т. Ньюкома, теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера и теория конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума, в которых главным мотивирующим фактором поведения индивида является потребность в установлении соответствия, сбалансированности его когнитивной структуры.

Кроме того, в общем ключе когнитивизма работают такие известные американские исследователи, как Д. Креч, Р. Крачфилд и С. Аш.

Интеракционизм берет свое начало от теории символического интеракционизма Г. Мида и является единственным социологическим направлением в социальной психологии. Дальнейшее развитие идей Г. Мида было продолжено Г. Блумером и М. Куном, кроме того здесь представлены и другие теории – теория ролей Т. Сарбина, теория референтных групп Г. Хаймена и Р. Мертона, идея социальной драматургии Э. Гофмана. В интеракционизме для объяснения детерминант социального поведения человека используется ключевое понятие «взаимодействие», в ходе которого и осуществляется формирование личности.

Хотя выделенные здесь четыре основные теоретические ориентации и имеют различные источники, границы между ними не являются слишком жесткими. Сегодня особенно характерным для американской социальной психологии является теоретический эклектизм, который особенно очевиден в практике экспериментальных исследований, когда зачастую в одном и том же исследовании переплетаются различные теоретические ориентации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 4661; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.