Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лидерство и руководство в малой группе




Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение понятия «структура малой группы».

2. Какие выделяются подходы к анализу структуры малой группы?

3. Опишите уровни группового функционирования, предложенные Р.Л. Кричевским и Е.М. Дубовской.

4. Раскройте структуру малой группы с позиции стратометрической концепции.

5. Перечислите основные измерения структуры малой группы в рамках многомерного анализа.

6. В чем заключается коммуникативное измерение структуры малой группы?

7. Опишите систему властного влияния в группе.

Лидерство и руководство – это групповые процессы, связанные с социальной властью в группе. В литературе эти термины часто используются как синонимичные понятия.

Лидерство – отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе.

Существует три основных теоретических подхода в понимании происхождения лидерства: «теория черт», ситуационная теория и системная теория.

«Теория черт» («харизматическая теория») исходит из положений немецкой психологии конца XIX — начала XX в. и концентрирует свое внимание на врожденных качествах лидера. Лидером, согласно этой теории, может быть лишь такой человек, который обладает определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных психологических черт. Различные авторы пытались выделить эти необходимые лидеру черты или характеристики. Однако очень быстро выяснилось, что задача составления перечня таких черт нерешаема.

На смену теории черт пришло новое объяснение, сформулированное в «ситуационной теории лидерства», в которой теория черт не отбрасывалась полностью, но утверждалось, что в основном лидерство — продукт ситуации. В различных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других по крайней мере в каком-то одном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером. Таким образом, свойства, черты или качества лидера представляются относительными.

Позже был найден третий, компромиссный вариант решения проблемы выдвижения лидера, представленный в так называемой системной теории лидерства, согласно которой лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер — как субъект управления этим процессом. При таком подходе лидерство интерпретируется как функция группы, и изучать его следует поэтому с точки зрения целей и задач группы, хотя и структура личности лидеров при этом не должна сбрасываться со счетов.

В социальной психологии традиционно рассматриваются три стиля лидерства, предложенные впервые К. Левиным. Он выделил демократический, авторитарный и попустительский стили руководства (лидерства). Ряд авторов предлагают ввести новые обозначения этих стилей, например, «директивный», «коллегиальный» и «разрешительный» (либеральный). Каждый из трех стилей характеризуется двумя особенностями: содержанием решений, предлагаемых лидером группе, и техникой осуществления этих решений (табл.1).

 

Таблица 1

 

Формальная сторона Содержательная сторона
Авторитарный стиль
Деловые, краткие распоряжения Запреты без снисхождения, с угрозой Четкий язык, неприветливый тон Похвала и порицания субъективны Эмоции не принимаются в расчет Показ приемов — не система Позиция лидера — вне группы Дела в группе планируются заранее (во всем их объеме) Определяются лишь непосредственные цели, дальние — неизвестны Голос руководится — решающий
Демократический стиль
Инструкции в форме предложений Не сухая речь, а товарищеский тон Похвала и порицание — с советами Распоряжения и запреты — с дискуссиями Позиция лидера — внутри группы Мероприятия планируются не заранее, а в группе За реализацию предложений отвечают все Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются
Попустительский стиль
Тон — конвенциональный Отсутствие похвалы, порицаний Никакого сотрудничества Позиция лидера — незаметно в стороне от группы Дела в группе идут сами собой Лидер не дает указаний Разделы работы складываются из от дельных интересов или исходят от нового лидера

 

В настоящее время разводят понятия «лидерство» и «руководство», хотя долгое время, как уже отмечалось, они понимались как синонимы.

Б.Д. Парыгин и другие авторы выделяют следующие различия в понимании терминов «лидер» и «руководитель»:

1) лидер в основном осуществляет регуляцию межличностных отношений в группе, руководитель – регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации;

2) лидерство можно констатировать в условиях микросреды (т.е. малой группы), руководство — элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений;

3) лидерство возникает стихийно, руководитель любой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается, т.е. этот процесс является целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры;

4) явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы, в то время как руководство — явление более стабильное;

5) руководство подчиненными в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых нет в руках лидера;

6) процесс принятия решения руководителем значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности;

7) сфера деятельности лидера — в основном малая группа, где он и является лидером, сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе.

Таким образом, лидерство – чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы, руководство – в большей степени социальная характеристика отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс.

Лидер – член группы, за которым она признает право принимать ответственное решение в значимых для нее ситуациях. Иногда власть лидера основана на авторитете, который определяется как вид влияния на людей, выражающийся в способности человека направлять поступки и мысли других людей, не прибегая к принуждению.

Руководитель – лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности.

Чтобы изучить психологическое содержание деятельности руководителя, можно использовать знание механизма лидерства, которое однако не дает полной характеристики деятельности руководителя.

Самым большим упрощением проблемы лидерства и руководства является представление о необходимости обязательного совпадения при всех обстоятельствах в одном человеке и лидера, и руководителя. Так существует деление на «официальных» и «неофициальных» лидеров, когда под «официальным» лидером понимается как раз руководитель.

В реальной жизнедеятельности малых групп, конечно, наряду с руководителем могут существовать различные лидеры, выдвигающиеся из членов группы в каких-то определенных проявлениях.

Ф. Фидлер разработал модель, в которой различаются руководитель, «ориентированный на задачу», и руководитель, «ориентированный на межличностные отношения». Предложенная в модели многогранность подхода позволяет в определенной степени учитывать соотношение чисто управленческих и психологических (т.е. лидерских) качеств руководителя.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.