Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема общения в социальной психологии




СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

Вопросы для самопроверки

1. Какие тенденции лежат в основе межгрупповых отношений?

2. Перечислите основные направления изучения межгрупповых отношений.

3. Приведите стратегии межгруппового взаимодействия на уровне социальной стратификации.

4. Опишите особенности взаимодействия между большой и малой группами.

5. Какие виды отношений возможны между малыми группами, и какое влияние эти отношения могут оказывать на внутригрупповую динамику?

 

В отечественной психологии принимается идея единства общения и деятельности. Поскольку общение понимается как реальность человеческих отношений, и предполагается, что любые формы общения включены в специфические формы совместной деятельности: люди не просто общаются в процессе выполнения ими различных функций, но они всегда общаются в некоторой деятельности, «по поводу» нее.

Общение в настоящее время одна из важнейших категорий психологии, которая раскрывается через деятельность, и которая помогает лучше раскрыть категорию деятельности. Характер связи деятельность и общения понимается по-разному:

1) Б.Ф. Ломов рассматривает деятельность и общение как две стороны социального бытия человека, его образа жизни;

2) А.Н. Леонтьев понимает общение как определенную сторону деятельности, по его мнению, оно включено в любую деятельность, является ее элементом, а деятельность является условием общения;

3) Общение можно интерпретировать как особый вид деятельности, причем с этой позиции общение может пониматься как коммуникативная деятельность, или деятельность общения, выступающая самостоятельно на определенном этапе онтогенеза (Д.Б. Эльконин), или может рассматриваться как один из видов деятельности, в котором отыскиваются все элементы, свойственные деятельности вообще: действия, операции, мотивы и пр. (А.А. Леонтьев)

Общение – взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникаций для установления взаимоотношений.

Общение разнообразно по своим видам, которые представленны дихотомиями.

1) Непосредственное общениеопосредованное общение.

Непосредственное общение – прямое естественное общение «лицом к лицу», когда субъекты взаимодействия находятся рядом и общаются посредством речи и невербальных сигналов.

Опосредованное или косвенное общение – общение в ситуациях, когда общающиеся индивиды отдалены друг от друга расстоянием или временем. В современном обществе такое общение реализуется преимущественно с помощью различных средств связи.

2) Межличностное общениемассовое общение.

Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в различных группах. В процессе межличностное общение общающиеся индивид имеет необходимый минимум информации о собеседники или аудитории, что позволяет ему контролировать процесс взаимодействия.

Массовое общение – это все множество связей и контактов незнакомых людей в обществе, а также общение с помощью радио, телевидения, газет журналов, т.е. с помощью СМИ. Общение с помощью средств массовой информации характеризуется сложностью или полным отсутствием обратной связи, а также анонимностью аудитории, которой предоставляется информация.

3) Межперсональное общениеролевое общение.

Межперсональное общение предполагает контакт людей как личностей, как носителей уникальных качеств. В ходе межперсонального общения общающиеся узнают друг друга, раскрываясь и проявляя эти качества, и обмениваясь ими.

Ролевое общение предполагает контакт людей как носители определенных ролей. В ролевом общении человек лишается своих индивидуальных качеств и оценивается другими по качеству выполнения функций, которые предписаны ему ролью.

Выделяют также два типа общения, которые определяются по критерию равноправия партнеров: монологическое общение предполагает субъект – объектное взаимодействие, диалогическое общение осуществляется на субъект – субъектном уровне.

Монологическое общение реализуется при неравноправных позициях партнеров и может быть императивным и манипулятивным. В ходе императивного (авторитарного или директивного) общения один из партнеров стремится подчинить себе другого, контролировать его поведение и мысли, принуждает к определенным действиям. При манипулятивном общении один из партнеров стремиться оказать скрытое воздействие на другого.

Диалогическое (гуманистическое) основано на равноправии партнеров и реализуется лишь в случае соблюдения ряда принципов:

- принцип «здесь и теперь» предполагает ориентацию на собеседника,

- принцип доверительности реализуется в безоценочном отношении к личности собеседника, принятии его,

- принцип паритетности связан с восприятием партнера как равного, имеющего право на свое мнение и решения,

- принцип «проблематизации» предполагает направленность диалога на решение проблемы,

- принцип персонификации выражается в обращении от своего имени, выражении своих истинных чувств и желаний.

Общение может происходить на четырех уровнях.

1) Самый примитивный уровень общения – фатический, который заключается в обмене репликами для поддержания разговора в условиях, когда общающиеся не особенно заинтересованы во взаимодействии, но вынуждены общаться. Такое общение крайне ограничено, поверхностно, реализуется на уровне автоматизма, по инерции, конвенционально и часто не предполагает передачу полезной информации.

2) Информационный уровень предполагает обмен интересной для собеседников информацией, являющейся источником каких-либо видов активности.

3) Личностный (духовный) уровень характеризует такое взаимодействие, при котором субъекты способны к самому глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека, самого себя и окружающего мира. Общение на данном уровне направлено на активацию позитивного отношения общающихся к себе, другим и окружающему миру в целом.

4) Внутренний уровень предполагает общение человека с самим собой, которое проявляется в функции самосознания.

По своему значению общение многофункционально:

1. Инструментальная (прагматическая) функция реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности;

2. Функция самовыражения предполагает раскрытие индивидом в процессе общения своих идей, мнений, ценностей, точек зрения и т.д.

3. Функция социализации (формирующая функция) проявляется в процессе развития человека и становления его как личности;

4. Функция подтверждения проявляется в том, что только в ходе общения с другими людьми индивид может познать, понять и утвердить себя в собственных глазах, получая положительное подкрепление от собеседников;

5. Функция организации и поддержания межличностных отношений (синдикативная функция) связана с оцениванием других людей и установлением определенных эмоциональных отношений – либо положительных, либо отрицательных;

6. Внутриличностная функция проявляется в диалоге с самим собой, в понимании речи как универсального способа мышления.

Б.Ф. Ломовым были предложены следующие три функции общения:

1. Информационно-коммуникативная, которая заключается в обмене информацией или ее приеме – передачи между взаимодействующими индивидами;

2. Регуляционно-коммуникативная, которая заключается в регулировании поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия, когда индивид может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятия решений, коррекцию поведения;

3. Аффективно-коммуникативная, которая связана с регуляцией эмоциональной сферы человека.

Общение имеет свою структуру, в которой условно выделяют три взаимосвязанные стороны (рис.8):

- Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами;

- Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями;

- Перцептивная сторона, означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

 

 

 


Рис. 8. Структура общения

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 734; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.