Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конфликтное взаимодейстсвие




Вопросы для самопроверки

1. Что такое интеракция?

2. Назовите виды взаимодействия.

3. Опишите теории, раскрывающие механизмы межличностного взаимодействия.

 

Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Понятийная схема конфликта включает четыре основные характеристики: структуру, динамику, функции и типологию конфликта и стили поведения, возможные в конфликтной ситуации.

Структура конфликта описывается по-разному различными авторами, но основные элементы принимаются всеми: конфликтная ситуация, участники, позиции участников, объект, предмет, «инцидент» (пусковой механизм), развитие и разрешение конфликта. Характеристики этих элементы зависят от типа конфликта.

В работах М. Дойча называются две разновидности конфликтов: деструктивные и продуктивные.

Определение деструктивного (субъективного) конфликта в большей степени совпадает с обыденным представлением, именно он ведет к рассогласованию взаимодействия. Деструктивный конфликт чаще становится независимым от причины, его породившей, и легче приводит к переходу «на личности», чем и порождает стрессы. Для него характерно специфическое развитие.

I) Латентная фаза конфликтной ситуации характеризуется тем, что ценности, интересы, установки сторон объективно вступают в противоречие друг с другом, но открытого столкновения еще нет, может отмечаться лишь напряженность в отношениях будущих участников конфликта.

II) Инцидент, вторая фаза конфликта может быть целенаправленно спровоцированным или произойти случайно в силу сложившихся обстоятельств, существовать реально или в воображении сторон. На этой стадии противостояние становится открытым и выражается в различных видах конфликтного поведения, которое прямо или косвенно направлено на то, чтобы помешать противоположной стороне реализовать свои интересы. В результате происходит «экспансия» и «эскалация» конфликта.

«Экспансия» конфликта – расширение количества вовлеченных участников, их конфликтных действий, умножение количества негативных установок в адрес друг друга и остроты высказываний.

«Эскалация» конфликта – наращивание напряженности, включение все большего числа ложных восприятий черт и качеств оппонента и самих ситуаций взаимодействия, рост предубежденности против партнера.

Разрешение такого типа конфликта особенно сложно, основной способ разрешения — компромисс — здесь реализуется с большими затруднениями.

III) Третьей фазой развития конфликта является кризис и разрыв отношений между оппонентами. На этой стадии участники конфликта могут терять самоконтроль и не идти на сотрудничество. Здесь происходит процесс открытого противоборств, которое может проявляться в различных формах.

IV) Четвертая фаза характеризуется завершением конфликта. Он может закончиться полным разрешением противоречий, перемирием, тупиком. Этой фазой ограничивается развитие конструктивного (объективного) конфликта, который завершается вследствие ликвидации объекта, потери его значения для сторон.

V) Деструктивный конфликт очень часто остается неразрешенным. Не смотря на то, что несколько снижается напряженность в отношениях сторон, конфликтная ситуация не исчезает, а вновь переходит в латентную стадию, до следующего инцидента.

Продуктивный конфликт чаще возникает в том случае, когда столкновение касается не несовместимости личностей, а порождено различием точек зрения на какую-либо проблему, на способы ее решения. В таком случае сам конфликт способствует формированию более всестороннего понимания проблемы, а также мотивации партнера, защищающего другую точку зрения — она становится более «легитимной».

Если продуктивный конфликт затягивается и ничего не происходит, то под воздействием различных психологических механизмов возможно его превращение в конфликт деструктивного типа.

Во многом превращение конструктивного конфликта в деструктивный связано с особенностями личности самих участников. Так, Ф. Бородкин и Н. Коряк выделяют шесть типов «конфликтных» личностей, которые вольно или невольно провоцируют дополнительные столкновения с окружающими:

1) демонстративные конфликтные личности, стремящиеся быть в центре внимания, становящиеся инициаторами споров, в которых проявляют излишние эмоции;

2) ригидные конфликтные личности, обладающие завышенной самооценкой, не считающиеся с мнением других, некритически относящиеся к своим поступкам, болезненно обидчивые, склонные вымещать зло на окружающих;

3) неуправляемые конфликтные личности, отличающиеся импульсивность, агрессивностью, непредсказуемостью поведения, слабым самоконтролем;

4) сверхточные конфликтные личности, характеризующиеся излишней требовательностью, мнительностью, подозрительностью, мелочностью;

5) целенаправленные конфликтные личности, рассматривающие столкновение как средство достижения собственных целей, склонных манипулировать окружающими в своих интересах;

6) бесконфликтные конфликтные личности, которые своим стремлением всем угодить только создают новые конфликты.

К.У. Томасом и Р.Х. Килменном была разработана обобщенная классификация стратегий преодоления конфликтных ситуаций (рис. 10).

 
 

 

 


Рис. 10. Сетка Томаса - Килменна

1) Стиль конкуренции или соперничества наиболее типичен для поведения в конфликтной ситуации, выражается в стремлении к одностороннему выигрышу, удовлетворению в первую очередь собственных интересов.

2) Сотрудничество – наиболее трудный, но вместе с тем наиболее эффективный стиль при разрешении конфликтных ситуаций. В данном случае участники находят наиболее приемлемое для обеих сторон решение, превращаясь из оппонентов в партнеров. Стороны нацелены на поиск путей удовлетворения нужд всех.

3) Компромиссный стиль поведения в конфликтной ситуации предполагает урегулирование сторонами разногласия, идя на взаимные уступки. Компромиссный вариант решения проблемы напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне. Этот стиль наиболее эффективен, когда стороны желают одного и того же, но знают, что одновременно их желания нельзя удовлетворить. При использовании данного стиля акцент делается не на решении, которое удовлетворит интересы обеих сторон, а на решении, с которым обе стороны могут согласиться.

4) Стиль уклонение реализуется обычно, если конфликт не затрагивает прямых интересов сторон или возникшая проблема не столь важна для сторон и у них нет нужды отстаивать свои права, или если невовлеченность в него не отражается на развитии конфликта.

5) Стиль приспособление предполагает, что один из участников конфликта действует совместно с другой стороной, но при этом не пытается отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей обстановки.

Конфликты как продуктивные, так и деструктивные, выполняют ряд функций:

1) разрушительную (деструктивную), которая проявляется в негативных последствиях конфликта: неприязни, эмоциональной напряженности, психических травмах;

2) созидательную (конструктивную), которая заключается в преодолении трудностей, кризисов, улучшении психологического климата, утверждении социально-позитивных норм общения;

3) диагностическую, которая связана с пониманием причин возникновения конфликта, мотивов его участников.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 623; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.