Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В области информатизации




Термины и определения, нормативно-правовая основа

Термины и определения в области информатизации приведены в приложении 1.

Информационное законодательство – это совокупность норм права, регулирующих общественные отношения в информационной сфере. Такие нормы называются информационно-правовыми. Основные нормативно-правовые акты в области информатизации приведены в приложении 2.

Характерной особенностью современного периода развития российского общества является интенсивное преобразование информационной сферы России. Оно обусловлено не только широким внедрением в жизнь современных средств связи, вычислительной техники, систем телекоммуникации, но и проводимыми политическими и социально-экономическими преобразованиями, интеграцией России в мировое сообщество.

Ускорение процесса развития информационного общества в России путем внедрения современных информационных технологий во все сферы жизни общества должно опираться на правовую базу, обеспечивающую открытость информации и технологические требования к полноте формирования и эффективности использования информационных ресурсов, отражающих деятельность всех государственных, коммерческих и общественных структур общества.

Для разработки любых проектов в правовом государстве немаловажную роль играет нормативно-правовое регулирование соответствующей деятельности. Любой законодательный акт, регулирующий правовые отношения в какой-либо компоненте общественной жизни, обязательно затрагивает информационные связи субъектов этих отношений. Это обстоятельство существенно расширяет и делает необозримой сферу информационного законодательства.

Информационное законодательство Российской Федерации представляет собой совокупность норм права, регулирующих общественные отношения в информационной сфере. Информационное законодательство в настоящее время формируется на основе разработки и принятия федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения, непосредственно касающиеся сферы информатизации–порядка создания, сбора, хранения, обработки и передачи информации; отношения по владению и распоряжению информационным ресурсом конкретных субъектов права; отношения по созданию рынка информационных ресурсов и предоставлению информационных услуг и т.п. В настоящее время информационное законодательство находится в стадии становления.

Фундаментом законодательства в сфере информации и информатизации является Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием в декабре 1993 г. Конституция определила основные права и обязанности субъектов в сфере информационных отношений, базирующиеся на свободе личности и презумпции открытости информации.

Конституционную основу правового регулирования информационных отношений составляют нормы, содержащиеся в статьях 23, 24, 29 и 44 Конституции Российской Федерации.

В 1995 году была разработана и одобрена Президентом Российской Федерации “Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов”, являющаяся, по сути, аналитическим документом, направленным на выявление проблем в процессе информатизации и предложение путей их решения. В документе формулируются цели информатизации и проблемы, стоящие на пути России к “информационному” обществу.

Концепция имеет первостепенное значение для региональной информатизации, так как региональные и муниципальные АИС (наряду с информационными системами предприятий и организаций) призваны стать основными ячейками, источниками первичной информации в едином информационном пространстве страны.

Правовая основа формирования и развития единого информационного пространства призвана регулировать отношения производителей и потребителей информации, обеспечивать координацию действий органов государственной власти в едином информационном пространстве и гарантировать соблюдение конституционных прав и свобод граждан и организаций.

В соответствии с “Концепцией” в едином информационном пространстве законодательство должно быть направлено на обеспечение:

· соблюдения конституционного права каждого "свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом" (Конституция Российской Федерации, статья 29 п.4), в частности, знакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы;

· возможностей контроля со стороны граждан и общественных организаций за деятельностью органов государственной власти;

· защиты авторского права и права имущественной собственности на информационные ресурсы, информационные технологии и средства их обеспечения;

· формирования и использования информационных ресурсов в условиях равенства всех форм собственности, путем создания информационного рынка и конкурентной среды, проведения государственной антимонопольной политики;

· ответственности субъектов единого информационного пространства за правонарушения при формировании информационных ресурсов и их использовании, в частности, персональной ответственности руководителей органов государственной власти за качество формирования государственных информационных ресурсов и доступа к ним;

· согласованности решений органов государственной власти в области создания и использования единого информационного пространства;

· тесного информационного взаимодействия со странами-членами СНГ и активного информационного обмена в системе международного сотрудничества;

· информационной безопасности.

Таким образом, законодательное обеспечение формирования и развития единого информационного пространства (информационное законодательство), должно регулировать весь комплекс общественных отношений, связанных с информацией, ее производством, распространением и использованием.

Далеко не все указанные направления представлены в современном российском законодательстве, многие из них являются абсолютно новыми для Российского государства.

В "Концепции государственной информационной политики", одобренной Комитетом Государственной думы по информационной политике и связи Федерального Собрания Российской Федерации (15 октября 1998 г.) и Постоянной палатой по государственной информационной политике Политического консультативного совета при Президенте Российской Федерации (21 декабря 1998 г.), отмечается, что в России формируется новая информационная реальность, базирующаяся на принципе открытости информации и постоянно совершенствующейся системе информационного законодательства.

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 г., относит задачи совершенствования нормативной правовой базы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, включая механизм реализации прав граждан на получение информации и доступ к ней, к числу основных задач по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации.

Правовая основа развития единого информационного пространства России, как определено в указанных Доктрине и концепциях, должна способствовать гармоничному развитию информационных услуг и средств информационного производства в стране в процессе ее движения к информационному обществу.

Значительная часть федеральных законов направлена на реализацию положений четвертого пункта статьи 29 Конституции, гарантирующих каждому право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, а также положений второго пункта статьи 24, обязывающих органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечить каждому возможности ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Эти законы имеют фундаментальное значение для развития единого информационного пространства России и для формирования и эффективного использования информационных ресурсов для реализации права каждого на доступ к информации.

В разработанной Минсвязи России в 2000 г. "Концепции развития законодательства в сфере информации и информатизации" определяются приоритетные направления разработки законов, создающих правовую основу развития информационного производства и информационных отношений на ближайшие 5-10 лет. Развитие законодательства в сфере информатизации опирается на существующую законодательную основу регулирования информационных отношений субъектов общества. Концепция "Развитие законодательства Российской Федерации в сфере информации и информатизации" предусматривает определение приоритетных направлений законотворчества, гармонизацию действующего законодательства и координацию деятельности нормотворчества по решению первоочередных проблем правового регулирования отношений субъектов в процессе информатизации страны, регионов и муниципальных образований.

В законодательстве об информатизации представлены различные виды федеральных законов:

· базовые или системообразующие законы;

· законы, регулирующие информационные отношения субъектов в сферах создания и использования отдельных видов информационных продуктов или в отдельных составляющих информационного производства (видовые законы);

· законы, регулирующие информационные отношения в отдельных сферах жизни общества (отраслевые законы);

· законы субъектов Российской Федерации, развивающие нормы федеральных законов применительно к местным условиям.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 556; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.