Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Позитивизм. Позитивизм (от лат. positivus – положительный) – сциентистское направление, считающее науку средством решения всех социальных проблем и исключающее из ее




Позитивизм (от лат. positivus – положительный) – сциентистское направление, считающее науку средством решения всех социальных проблем и исключающее из ее состава любые непроверяемые или неопровергаемые в опыте утверждения. Возник в первой половине XIX века под влиянием бурного развития науки и промышленности, трансформировался в конце XIX-начале ХХ века сначала в эмпириокритицизм (махизм), затем в 20-е гг. ХХ столетия – в неопозитивизм (логический позитивизм, аналитическую философию) и позже в 60-70-е гг. – в постпозитивизм.

К середине XIX века вера в науку как универсальное средство общественного прогресса стала ослабевать. Причины неудач науки видели в наличии в ней метафизических элементов, роднивших ее с религией. Казалось, что философские абстракции также оторваны от реальности, как и религиозные догмы, что научные споры также непонятны и схоластичны, как теологические диспуты.

Французский философ Огюст Конт (1798-1857) написал шеститомный «Курс позитивной философии», чтобы доказать, что человечество вступило в третью, последнюю стадию своего развития – позитивную (научную). По его мнению, умственное развитие человечества начинается с господства религиозных доктрин (цель – познание сверхъестественных причин); затем вступает в эпоху господства философских систем (цель – познание абсолютных причин); и, наконец, достигает позитивной стадии,на которой лидирующие позиции занимает «позитивная» наука (цель – познание законов связи, но не причин явлений опыта).

Согласно Конту, знание позитивно, если оно либо получено из опыта, либо может быть проверено в опыте. Знание, не сводимое к данным опыта, – спекулятивное (религиозное, философское), должно безжалостно исключаться из науки как ей не свойственное. «Каждая наука – сама себе философия». Материализм и идеализм – одинаково устаревшие способы философствования. Задача каждой науки – избавляться от спекулятивных элементов, твердо придерживаться опыта как критерия истины.

Конт, следуя Юму, отрицал позитивное значение понятия причинной связи. Наука должна ограничиться исследованием явления и их связями в опыте, а не тем, что служит их причиной. Поэтому главный вопрос для науки «Как это существует?», а не «Почему это существует?».

Конт создал классификацию позитивных наук по принципу «наука не является позитивной, если ей не соответствует какой-либо природный объект»: астрономия, физика, химия, биология, социология.

Науки связаны друг с другом принципом возрастания сложности объекта, но более сложные науки не сводимы к менее сложным; в этом же порядке науки должны изучаться и преподаваться.

Математика – самая абстрактная и всеобщая наука. Она образует основание всей классификации. Социология – самая конкретная и сложная наука, обобщает на позитивной основе все общественные науки.

Философия – методология науки, назначение которой – исследование логических законов мышления.

 

Эмпириокритицизм (махизм) – субъективно-идеалистическая разновидность позитивизма. Буквальное значение слова «эмпириокритицизм» – «критика опыта». Авторы – швейцарский философ и психолог Рихард Авенариус (1843-1896) и немецкий физик Эрнст Мах (1838-1916). Первый пытался обосновать философию как возвращение к «естественной концепции мира» о неразрывной связи субъекта и объекта, второй – устранить из физики все метафизические (непроверяемые в опыте) элементы и размышлять согласно «принципу экономии».

Причины возникновения эмпириокритицизма:

1- Кризис в физике и основаниях математики в конце XIX века потребовал разработки более общих и строгих стандартов доказательства и научного исследования; по примеру математики выдвинул на первое место проблему оснований для всех опытных наук;

2- Открытие электрона, радиоактивного излучения изменило традиционные представления о материи – атом оказался делимым;

3- Бурное развитие экспериментальной психологии, открытие самостоятельной познавательной активности наших органов чувств, широкое распространение в психологии метода интроспекции – непосредственного наблюдения самого себя.

 

Философские и научные следствия кризиса и открытий конца XIX столетия:

а) Делимость атома была расценена некоторыми философами и учеными как опровержение материализма [«материя исчезла»].

б) Несводимость законов электродинамики к законам механики - как принципиальная ограниченность науки в объяснении природы.

в) Познавательная активность и самостоятельность чувственного познания была расценена как фундамент всех остальных познавательных процедур и как исходный базис для всех наук о природе.

Главный тезис эмпириокритицизма – возможен «чистый опыт», очищенный от всего, что ему не принадлежит, состоящий исключительно из «нейтральных», т.е. не материальных и не идеальных, элементов. В «чистом опыте» субъект и среда связаны таким образом, что одно не существует без другого. Возможность «чистого опыта», считал Авенариус, опровергает традиционное различие между материальным и идеальным; делает бессмысленными споры материалистов и идеалистов о том, что первично – материя или сознание. Эмпириокритицизм, полагали его основоположники, преодолевает различие между материализмом и идеализмом.

Авенариус и Мах предложили считать «нейтральными элементами опыта» обычные ощущения. Вещи – «комплексы ощущений».

Мах предложил исключить из науки причинные объяснения. Законы природы – функциональные связи элементов опыта, наука – описание и анализ фактов. «Принцип экономии» – главный критерий успешного объяснения: все, что не воспринимается чувствами, не может быть предметом науки [например, абсолютное пространство и время Ньютона].

 

Неопозитивизм (логический позитивизм, аналитическая философия) – третья волна позитивизма (первая половина ХХ века), синтез эмпиризма, позитивизма и символической (математической) логики. Возник в 1922 году, когда австрийский физик, философ и логик Мориц Шлик (1882-1936) возглавил кафедру индуктивных наук Венского университета и организовал семинар - «Венский кружок», ставший основным центром генерации базисных идей неопозитивизма. Развитию неопозитивизма способствовала публикация 3-х томных «Принципов математики» Б. Рассела (1872-1970) и А. Уайтхеда (1861-1947) в 1910-1913 гг. и «Логико-философского трактата» Л.Витгенштейна (1889-1951) в 1922 г. Позитивисты восприняли «Принципы математики» как образец логической строгости и точности и поставили амбициозную задачу перестроить философию в соответствии с новыми логическими стандартами. В «Трактате» Витгенштейна неопозитивисты нашли важную для реализации своей программы подсказку: значение научного высказывания полностью определяется условиями его верификации в возможном опыте.

Философия должна прекратить поиски сущности бытия и ограничиться анализом значений своих категорий, определением их осмысленности (значимости). Все, что бессмысленно (незначимо), должно безжалостно исключаться.

«Философия – такая деятельность, которая позволяет обнаруживать или определять значение предложений. С помощью философии предложения объясняются, с помощью науки они верифицируются. Наука занимается истинностью предложений, а философия – тем, что они на самом деле означают» - Шлик М. Поворот в философии.

К началу 60-х г. неопозитивизм потерял свое влияние, поскольку его методология, в частности, сам принцип верификации, оказалась несостоятельной.

Постпозитивизм – завершающая стадия развития позитивизма (60-80 гг. ХХ века). Характерный признак – тотальная критика главных идей логического позитивизма. Были предложены новые подходы к развитию науки и научному прогрессу. Ведущие представители постпозитивизма – Карл Поппер (1902-1994) и Томас Кун (1922-1996). Постпозитивисты сделали акцент на изучении не логики науки, а её истории, что в немалой степени способствовало проведению многочисленных исследований социальных и культурных аспектов развития науки. Вместе с тем следует отметить наличие явного иррационализма в утверждениях ведущих постпозитивистов.

Постпозитивисты отвергли идею существования независимого эмпирического базиса (протокольных данных). Такого базиса нет. Все эмпирические данные теоретически и философски зависимые, «нагруженные». Ни одно из них не может служить абсолютным критерием достоверности теоретического знания.

Постпозитивисты отвергли также идею подтверждения научных теорий как критерия эмпирической значимости. Отчасти потому, что нет независимого эмпирического базиса, отчасти потому, что, по мнению Поппера, универсальные законы и теории в бесконечной предметной области имеют нулевую степень подтверждения.

Постпозитивисты по-новому определили отношение между наукой и ненаукой. Согласно Попперу, теория научна, если она фальсифицируема (опровергаема) в принципе: существует хотя бы один эксперимент, который мог бы ее опровергнуть. Не научно такое знание, которое не фальсифицируемо в принципе (например, религиозное и философское). По-мнению Куна, наука – способ решения аномалий и головоломок, поэтому научно все, что оценивается научным сообществом в качестве эффективного метода их решения. Философия – не наука, но необходима в качестве метода критики и объяснения смысла научных терминов.

Постпозитивисты предложили новые модели научного прогресса.

Для логических позитивистов научный прогресс – монотонный процесс смены менее подтверждаемых теорий более подтверждаемыми. Более прогрессивна та теория, которая имеет большее подтверждение.

Для Поппера научный прогресс – непрерывный процесс опровержения теорий, ибо каждая из них потенциально ложная.

Для Куна научный прогресс – катастрофический, непредсказуемый процесс смены одной ведущей теории, как не справившейся с решением аномалий, другой. При этом старая и пришедшая ей на смену новая теории несовместимы друг с другом в принципе, т.к. представляют непереводимые друг в друга картины мира. Сам процесс смены ведущих теорий напоминает гештальт-переключение с одного образа на другой.

Радикальный постпозитивист Пол Фейрабенд (1924-1994) пришел к выводу, что наука ни методами, ни объектами, ни целями исследования принципиально не отличается от мифологической и политической деятельности и представляет собой, по существу, один из инструментов власти. Его известное кредо «в науке все дозволено» можно считать логическим завершением развития постпозитивизма.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 675; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.