Понятие
| Определение
| Персоналии
|
АБСОЛЮТ –
(от лат. absolutus – безусловный)
| в идеалистической философии вечная, неизменная первооснова мира, синоним божества
| Гегель
|
АБСТРАКЦИЯ
(от лат. abstractio – отвлечение)
↔ конкретное
| один из моментов процесса познания, который заключается в мысленном отвлечении от ряда несущественных свойств и выделении основных, общих его свойств, связей.
| Платон, Аристотель, Боэций, Ф. Бэкон, Р. Декарт, Д. Юм, Гуссерль.
|
АГНОСТИЦИЗМ
(от греч. ά – частица отрицания, γνώστός – доступный познанию) ↔гностицизм
| учение, которое отрицает абсолютную истину и познаваемость объективного мира: сущности предметов и закономерностей развития действительности, ограничивает роль науки познанием явлений.
| Ввел англ. естествоиспыт. Гексли в 1869 г.
Д. Юм, И. Кант
|
АКСИОЛ О ГИЯ
(от греч. άξία – ценность и λόγος – слово, учение)
| учение о ценностях и их природе
| Ввели П. Лапи и Э. Гартман.
Баденская школа,
|
АКЦИД Е НЦИЯ
(от лат. accidentia – случай, случайность)
↔субстанция
| термин, означающий случайное, изменяющееся, преходящее
| Аристотель, Ф. Аквинский, Декарт, Гоббс, Спиноза
|
АЛЬТРУИЗМ
(фр. altruisme, от лат. alter – другой)
| этический принцип, заключающийся в бескорыстной заботе о благе ближнего.
| Ввел О. Конт. Руссо, Маркс
|
АЛХИМИЯ
| донаучное направление в развитии химии. Главная цель алхимиков – нахождение «философского камня» («великого эликсира»), основным свойством которого, считалась способность превращать неблагородные металлы в золото и серебро. «Философскому камню» алхимики приписывали массу чудесных лекарственных свойств и излечения болезней, возвращения молодости и силы, неограниченное продление жизни.
|
|
АН А ЛИЗ
(от греч. άνάλυσις – разложение, расчленение) ↔синтез
| операция расчленения вещи, явления на составные элементы, выполняемая в процессе познания и практической деятельности.
|
|
АНАРХИЗМ
(от греч. άναρχία – безначалие, безвластие)
| общественно-политическое течение, зародившееся в 40-х гг. XIX в., для которого характерны: индивидуализм, отрицательное отношение ко всякой государственной власти, субъективизм, волюнтаризм.
| М. Штирнер, Прудон, Бакунин, П. Кропоткин, Э. Реклю
|
АНИМИЗМ
(от лат. anima – душа, дух)
| вера в духов и души, якобы управляющих людьми, животными, явлениями окружающего мира.
| Ввел нем. химик Г.Э. Шталь (1660-1734)
|
АНТИН О МИЯ
(греч. άντι – приставка, означающая противоположность, νόμος – закон)
| противоречие между двумя законами, суждениями, умозаключениями, одинаково логически доказуемыми.
| И. Кант, Г. Гегель, В. Ленин
|
АНТРОПОГЕНЕЗ
(от греч. άνθρωπος – человек, γένεσις – происхождение, рождение)
| процесс возникновения и развития человека
| Ч. Дарвин, Ф. Энгельс
|
АНТРОПОЛОГИЯ
(от греч. άνθρωπος – человек, λόγος – слово, учение)
| наука о происхождении человека и его рас, об изменчивости строения тела человека во времени и территориально.
| Ввел термин Аристотель
|
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ
(от греч. άνθρωπος – человек, лат. centrum – центр)
| представление, возникшее в эпоху Возрождения (XIV в. н.э.) и продолжающееся до наших дней, о человеке как конечной цели мироздания и центре Вселенной.
|
|
АПРИ О РИ
(от лат. a priori – из предшествующего) ↔апостериори
| знание, которым человечество располагает независимо от опыта
| И. Кант, неокантианство, феноменология
|
АПОСТЕРИОРИ
(от лат. a posteriori - из последующего)
↔априори
| знание, полученное из опыта
| И. Кант, неокантианство, феноменология
|
АРТЕФАКТ
| искусственно созданные предметы, вещи, инструменты, с которыми связываются определенные смыслы. Артефакты выступают в качестве символов, изымая социальное бытие из времени, поднимая тем самым социальное бытие к всеобщему Абсолюту, Богу.
|
|
АРХЕТИП
(греч. arche – начало и typos – образ)
| элементы единого и однообразного свойства, присущего всему человечеству, изначальные, врожденные психологические структуры, первичные схемы образов фантазии, содержащиеся в т. н. коллективном бессознательном, которые априорно (до- и внеопытно) формируют активность воображения. Архетипы лежат в основе общечеловеческой символики, выявляются в мифах и верованиях, сновидениях, произведениях литературы и искусства
| К.Г.Юнг «аналитическая (глубинная) психология»
|
АСКЕТИЗМ
(греч. askeo – упражняющийся в чем либо)
| стремление к добродетельной жизни и борьба с пороками и дурными привычками
|
|
АСТРОЛОГИЯ
(греч. astrum – звезда и logos – учение)
| учение о звездах, толкование звезд; у греков и римлян – то же самое, что и астрономия. Попытка определить судьбу человека по положению и движению звезд. Астрология тесно связана с астральными религиями древних цивилизаций Востока. Основной учебник по астрологии написал Клавдий Птолемей, считавший, что звезды – это только половина дела, все остальное зависит от человека
|
|
БОГ
(лат. – Deus, греч. – theos)
| высшее существо религиозной веры, рассматриваемое как личность, наделенная сверхъестественными свойствами и силами; сущность наделенная всеми совершенствами
|
|
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
↔сознательное
| особая сфера психической деятельности, характеризующаяся отсутствием сознательного регулирования и контроля, непроизвольностью возникновения и полным исчезновением из памяти
| З. Фрейд, К. Юнг,
И.М. Сеченов, И.П. Павлов
|
БУДДИЗМ
| религиозно-философское учение, возникшее в Др. Индии в VI-V в. до н.э.. Признает равенство всех людей в страдании и в праве на спасение = достижение нирваны через полное прекращение процесса перевоплощений (реинкарнации), т.е. выхода из колеса сансары.
| Будда (= Сиддхартха Гаутама), школы махаяна и хинаяна
|
БУРЖУАЗИЯ (капиталисты)
(фр. bourgeoisie, от лат. burgus – укрепленный город) ↔ пролетариат (рабочий класс)
| господствующий класс капиталистического общества, класс собственников основных средств общественного производства, живущих за счет эксплуатации наемного труда рабочего класса.
|
|
БЫТИЕ
| философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективного мира.
|
|
ВЕДЫ
| древнейшее собрание индийских священных текстов, написанных на санскрите. Включает в себя гимны, легенды, трактаты по ритуалам, магии, космологии и медицине. В устной форме они бытовали прибл. В 1500 – 1200 гг. до н. э. И только ок. 600 г. до н. э. были записаны. Выделяют четыре основных В.: Ригведу, Самаведу, Яджурведу и Атхарведу. Ригведа – сборик религиозных гимнов, Самаведа – сборник песен, Яджуведа – руководство для жрецов по проявлению жертвоприношений, Атхарведа – посвящена медицине, исцелениям, обрядам и магическим заклинаниям
|
|
ВЕРИФИКАЦИЯ
(от лат. verus – истинный и facio – делаю)
| принцип, выдвинутый логическим позитивизмом в качестве критерия научной осмысленности высказываний.
| Шлик, Витгенштейн, Венский кружок
|
ВЕЩЬ-В-СЕБЕ
(ding an sich)
| термин, означающий вещи, как они существуют сами по себе (или «в себе»), в отличие от того, какими они являются «для нас» – в нашем познании.
| И. Кант, Лейбниц, Локк,
|
ВОЛЯ
Волюнтаризм (лат. Volutes – воля)
| в диалектико-материалистической философии – сознательная целеустремленность человека на выполнение тех или иных действий. Идеализм рассматривает В. как якобы независимое от внешних воздействий и обстоятельств и не связанное с объективной необходимостью свойство, а действие и поступки человека – как проявление не зависящей от человека «свободной» воли
Волюнтаризм (лат. Volutes – воля) – дно из направлений метафизики и психологии, которые в психологическом отношении рассматривают волю в качестве основной функции психической жизни, а в метафизическом отношении – в качестве первоосновы всего сущего. У Шопенгауэра воля является основным принципом всей действительности. Фихте рассматривал волю как абсолютный творческий принцип мира
|
|
ВРЕМЯ
| система отношений, характеризующих длительность и последовательность процессов
|
|
ГИЛОЗОИЗМ
(от греч. ϋλη – вещество, материя и ξωή – жизнь)
| учение об универсальной одушевленности материи, признающее, что материи свойственны способность к ощущению, восприятию и мышлению во всех ее частях.
| Фалес, Гераклит, Бруно, Дидро
|
Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы, мира(греч. ge – Земля, helios – Солнце)
| согласно геоцентрической системе мира, Земля неподвижна и является центром мироздания; вокруг нее вращаются Солнце, Луна, планеты и звезды. Согласно гелиоцентрической системе мира, Земля, вращающаяся вокруг своей оси, является одной из планет, обращающихся вокруг Солнца.
|
|
Гипотетический императив
| предполагает обусловленность поступка целью (чтобы достигнуть такой-то цели, мы должны сделать то-то)
|
|
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
| комплекс общечеловеческих проблем современности, проявляющихся на национальном, региональном и глобальном уровнях: опасность нехватки жизненных ресурсов человечества; нарушение мирового экологического и демографического балансов; угроза термоядерной войны; и др.
|
|
ГНОСЕОЛОГИЯ
(от γνώσις – знание и λόγος – учение) или
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
| раздел философии, в котором изучаются проблемы природы и возможностей познания, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности
| Термин теория познания ввел шотл. философ Дж. Феррьер в 1854 г.
|
ГУМАНИЗМ
(от лат. humanus – человеческий, образованный)
| 1) в узком смысле направление эпохи Возрождения, связанное с изучением античных памятников в философии, этике и т. д.
2) в широком смысле – направление в общественной мысли, характеризующееся защитой достоинства личности, ее свободы и всестороннего развития, защитой человечности общественных отношений
| Петрарка, Пико делла Мирандола, Данте, Леонардо да Винчи, Кампанелла, Бруно, Галилей, Монтень, Коперник, Эразм Роттердамский …
|
ДАОСИЗМ
| одна из основных религиозно-мистических школ Древнего Китая, возникшая примерно в VI – V вв. до н.э. как учение Лао-цзы и его учеников. Это учение основано на иррациональных понятиях Дао («пути», которому должно следовать все сущее) и Дэ (добродетели, которая заключается в правильном следовании этому «пути»). Лао-цзы утверждает, что истинное Дао невыразимо в словах и непостижимо для разума. Для того чтобы следовать своему Дао, человек должен отбросить все излишние условности, называемые «культурой развитого общества» и подчиняться течению перемен, происходящих в природе
|
|
ДВИЖЕНИЕ
| способ существования материи, неотъемлемое ее свойство. Подразумевает не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, изменение состояний объектов.
|
|
ДЕДУКЦИЯ
(от лат. deductio – выведение, переход от общего к частному) ↔индукция, интуиция
| выведение следствий из посылок в соответствии с законами логики.
|
|
ДЕИЗМ
(от лат. deus – бог)
| религиозно-философское направление, отвергающее идею личного бога и его повседневного вмешательства в жизнь природы и общества. Д. рассматривал бога лишь как первопричину, как творца мира – безличное начало, сообщившее миру его законы, которые со времени творения действуют самостоятельно.
| Вольтер, Руссо, Ньютон, Лейбниц, Локк, Кант
|
ДЕМОКРАТИЯ
(греч. δήμος – народ, ϰράτος – власть)
| 1) народовластие
2) государство, которое признает роль большинства в качестве источника власти, декларирует свободу и равноправие граждан
3) синоним прав и свобод граждан
|
|
ДЕТЕРМИНИЗМ
(от лат. determino – определяю) ↔ индетерминизм
| учение о всеобщей материальной причинной взаимосвязи и обусловленности природных, общественных и психических явлений и процессов реальности.
| Гераклит, Демокрит, Эпикур, Спиноза, Гегель
|
ДИАЛЕКТИКА
(греч. διαλεϰή (τέϰνη) – искусство вести беседу, от διαλέγομαι – рассуждаю, веду беседу) ↔ метафизика
| теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
Рассматривает вещи и явления разносторонне (в связи с другими вещами и явлениями), и в развитии, с учетом изменений, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей
| Исторические формы диалектики изменялись (от стихийно-материалистической Д. Античности, через идеалистическую – Г. Лейбница, И. Канта, Г. Гегеля к материалистической – К. Маркса и Ф. Энгельса)
|
ДОГМА
(от греч. δόγμα – мнение, решение, учение) ↔ ересь
| положение, принимаемое слепо на веру, без доказательства
|
|
ДУАЛИЗМ
(от лат. dualis – двойственный)
| воззрение, объясняющее бытие из двух противоположных и не сводимых друг к другу начал: духовного и материального
| Рене Декарт
|
ЕРЕСЬ
(греч. от αίϱέω – хватаю, постигаю, избираю, убеждаю) ↔ догма
| 1) у античных писателей – «свобода выбора», «учение», «школа».
2) в ранней патристике – применялось по отношению к людям, следующим свободному разуму в определении и толковании христианских понятий,
3) в период Вселенских соборов – учения, отступившие от догматики и подлежавшие в качестве таковых осуждению и проклятию
| гностики, арианство, манихейство, альбигойцы, катары…
Иоанн Скот Эриугена, Росцелин, Абеляр, Мейстер Экхарт, Ян Гус...
|
ИДЕАЛИЗМ
↔ материализм
| философское направление, исходящее из первичности духа, идеи, сознания и вторичности (подчиненности ему) материи, природы. Виды: объективный, субъективный
| Платон, Беркли, Кант, Гегель, Вл. Соловьев, Бердяев
|
ИНДУКЦИЯ
(от лат. inductio – наведение) ↔ дедукция
| способ логического рассуждения, применяя который от знания об отдельных фактах переходят к знанию, носящему более общий характер. Виды индукции: математическая, элиминативная, популярная, трансфинитная
|
|
ИРРАЦИОНАЛИЗМ
(лат. irrationalis – неразумный, бессознательный)
| Философское течение, объединяющее разнородные философские направления, выдвигающие на первый план иррациональные аспекты духовной жизни человека: волю (волюнтаризм, философия жизни), непосредственное созерцание, чувство, интуицию (интуитивизм), мистическое озарение (некоторые разновидности неопозитивизма), воображение, инстинкт, «бессознательное»
|
|
КАББАЛА
| мистическое учение в иудаизме, основанное на вере в Библию как мир символов
|
|
КАРМА
| закон действия и противодействия, причины и следствия, поступка и воздействия. Карма формирует реальность. События, которые мы переживаем в настоящий момент, являются результатом наших прошлых поступков в этой или предыдущей жизни. А то, что мы совершаем в данную минуту, отражается на нашем будущем
|
|
КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ
(от лат. imperativus – повелительный)
| основное понятие этики И. Канта: всеобщий и общеобязательный закон, содержащийся в практическом разуме человека и определяющий нравственную сторону его действий.
| Термин ввел И. Кант
|
КАТЕГОРИЯ
(от греч. ϰατηγοϱία – высказывание, осуждение, обвинение)
| основные и наиболее общие понятия философии: качество, количество, отношение, модальность, бытие, сущность и др.
|
|
КОММУНИЗМ
(от лат. communis – общий, всеобщий)
| общественно-экономическая формация, основанная на общественной собственности на средства производства. Низшая стадия К. – социализм, высшая – полный коммунизм. Виды: утопический, военный
| Платон, Т. Мор, Кампанелла, Сен-Симон, Фурье, К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин
|
КОСМОЦЕНТРИЗМ
(от греч. ϰόσμος – Вселенная и
лат. centrum – центр
| в Древних Индии, Китае и Греции Античного периода (VII, VI в. до н.э.– XIV в. н.э.) представление о мире, богах и людях как неотъемлемых частях гармонически организованной природы, т. е. единого Космоса, и потому зависимых от космических циклов (Судьбы)
|
|
КОСМИЗМ
| философское мировоззрение, в основу которого положено представление о Космосе и о человеке как «гражданине Мира», а также о Микрокосмосе, подобном Макрокосмосу.
| Тейяр де Шарден, В.И. Вернадский, К.Э.Циолковский, А.Л. Чижевский
|
КУЛЬТУРА
(лат. cultura – возделывание, обрабатывание)
| степень освоения субъектом базовых материальных и духовных ценностей и деятельность в соответствии с этими ценностями. Деление культуры на материальную (техника, производственный опыт, материальные ценности), духовную (наука, искусство, философия и т.д.), политическую (цели, средства, результаты деятельности как индивида, так и социальных общностей по преобразованию общественных, главным образом политических отношений) весьма условно.
|
|
ЛИБЕРАЛИЗМ
(фр. libéralisme, от лат. liber – свободный)
↔консерватизм
| теория (общественное движение) провозглашающая свободу индивида во всех областях жизни как условие развития общества; поддерживающее: (в экономике) свободу частного предпринимательства и конкуренции; (в политике) правовое государство, парламентскую демократию, расширение политических и гражданских прав и свобод
| Дж. Локк, Монтескье, Руссо, Вольтер, Юм, Кант, А. Смит, В. Гумбольдт, Т. Джефферсон
|
МАТЕРИАЛИЗМ
(от лат. materialis – вещественный) ↔ идеализм
| философское направление, признающее первичность материи, существующей независимо от сознания и являющейся первоосновой действительности. Виды: стихийный (наивный) и сознательный, научный и вульгарный, диалектический и метафизический (механистический)
| Демокрит, Бруно, Ф. Бэкон, Л. Фейербах, К. Маркс, Ф. Энгельс, М. Ломоносов, Радищев, Герцен, В. Ленин, И. Павлов
|
МАТЕРИЯ
(от лат. materia – вещество)
| философская категория, обозначающая объективную реальность, существующую независимо от человека и данную ему в ощущениях.
многообразие предметов, ….но доступные ему с помощью органов чувств.
|
|
МЕТАФИЗИКА
(от греч. μετά – за, после) ↔ диалектика
| 1) учение о сверхчувственный принципах бытия
2) философский метод, противоположный диалектике и исходящий из количественного понимания развития, отрицающий саморазвитие
| ввел Андроник Родосский, озаглавив произведения Аристотеля содержательно идущие «после физики»
|
МЕТОД
(от греч. μέθοδος – путь исследования, познания)
| форма практического и теоретического освоения действительности, исходящего из закономерностей движения изучаемого объекта; система регулятивных принципов познавательной или преобразующей деятельности. Методы: эмпирический, теоретический; анализ и синтез; аналогии, …
|
|
МИРОВОЗЗРЕНИЕ
| обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на место отдельных явлений в мире и на свое собственное место в нем, понимание и эмоциональная оценка человеком смысла его деятельности и судеб человечества, совокупность убеждений и идеалов
|
|
МОНИЗМ
(от греч. μόνος – один, единый, единственный
| философская концепция, приверженцы которой говорят о существовании одной субстанции в основе мира, при этом их взгляды на то, что являются этой субстанцией могут кардинально различаться.
|
|
НАУКА
(греч. episteme,
лат. scieneia)
| особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Целью этой деятельности является выявление законов, при помощи которых человек может преобразовывать объекты в своей деятельности
|
|
НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
| «точки», в которых происходит перестройка исследовательских стратегий, пересмотр оснований науки, смена типа рациональности.
|
|
НОМИНАЛИЗМ
(от лат. nominalis – относящийся к названиям, именам) ↔ реализм
| учение, согласно которому общее не имеет никакого онтологического содержания. В средневековой схоластике – признание, что реально существуют лишь единичные предметы
| киники, Порфирий, Боэций, Росцелин, В. Оккам, Д. Скот
|
НООСФЕРА
(от греч. νόος — разум и σφαῖρα — шар)
| сфера разума, качественно новая, высшая стадия развития биосферы под контролем разумной деятельности человека
| Ввели Э. Леруа и П. Тейяр де Шарден, В.И. Вернадский
|
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
| система отношений между людьми, имеющая социальный характер: экономические, юридические, политические. национальные, религиозные. О.о. возникают на почве совместной жизнедеятельности людей, прежде всего в сфере материального производства.
|
|
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР
| понятие социально-философских концепций XVII-XVIII вв., относящееся к вопросу о происхождении государства.
| Гоббс, Локк, Спиноза, Руссо
|
ОБЩЕСТВО
| совокупность совместно живущих и взаимодействующих друг с другом людей, объединенных общностью производственного способа жизни, качественно отличающего их от всех остальных существ живой природы. Типы: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное), массовое…
|
|
ОККУЛЬТИЗМ
(от лат. occult – тайный, скрытый)
| тип мировоззрения (астрология, алхимия, магия), исследующий тайные, скрытые силы в мире и человеке с целью их трансформации и управления. Встречается во всех человеческих сообществах на протяжении письменно зафиксированной истории. Источники западной традиции: эллинистическая магия и алхимия (Герменевтический Корпус), еврейский мистицизм. На рубеже XIX-XX вв. термин приобрел интеллектуально и нравственно уничижительный оттенок, которого он не получил в других обществах, где практики и связанные с ними верования не идут в разрез с преобладающим мировоззрением.
|
|
ОНТОЛОГИЯ
(от греч. όντος – сущее и λόγος – наука, учение)
| раздел (часть) философской системы, в котором излагается учение о бытии как таковом, независимо от субъекта и его деятельности
| Ввел в XVII в. Гоклениус, а затем Х. Вольф
|
ОТЧУЖДЕНИЕ
| категория, выражающая объективное превращение деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним самим и враждебную ему, и связанное с этим превращение человека из активного субъекта в объект общественного процесса
|
|
ПАНТЕИЗМ
(греч. pan - все и
theos – Бог)
| философское учение, сближающее понятия «Бог» и «природа». П. Существует в двух формах: натуралистический П., который одухотворяет природу, наделяя ее божественными свойствами, растворяя Бога в природе, и мистический П., который растворяет природу в Боге
| Б. Спиноза
|
ПАРАДИГМА
| система фундаментальных понятий и принципов, образцов и норм исследовательской деятельности, получивших признание у научного сообщества.
| Ввел Т. Кун
|
ПАТРИСТИКА
(от лат. patres – отцы церкви)
| учения первых христианских теологов, т.н. Отцов Церкви
| Августин, Григорий Нисский
|
ПЛЮРАЛИЗМ
(от лат. pluralis – множественный) ↔ монизм
| концепция, согласно которой существует множество не зависимых друг от друга субстанциальных начал или видов бытия
| Г. Лейбниц, Рассел, Витгенштейн
|
ПРИНЦИП
(от лат. principium –начало, основа)
| основание, то что лежит в основе некоторой совокупности фактов или знаний
|
|
ПРИЧИННОСТЬ
(=КАУЗАЛЬНОСТЬ)
| генетическая связь явлений, в которой одно явление – причина, при наличии определенных условий неизбежно производит, порождает другое явление - следствие
|
|
ПРОГРЕСС
(от лат. progressus – движение вперед, успех) ↔ регресс
| направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.
|
|
ПРОСТРАНСТВО
| форма существования материи, характеризующая протяженность и взаимное расположение вещей.
|
|
РАЗВИТИЕ
| тип движения: направленное, необратимое качественное изменение системы.
|
|
Разум
| высшая познавательная способность человека находить причины и сущность явлений, рассматривать их всесторонне, вскрывать единство противоположностей
|
|
Рассудок
| познавательная способность человека, упорядочивающая, систематизирующая результаты чувственного и логического познания, способность образования понятий, законов и принципов, последовательно излагать свои мысли
|
|
РАЦИОНАЛИЗМ
(от лат. ratio – разум) ↔ иррационализм, эмпиризм (сенсуализм)
| учение, согласно которому разум является основой бытия (онтологический Р.), познания (гносеологический Р.), морали (этический Р.)
| Платон, Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель
|
РЕАЛИЗМ
(от лат. realis – вещественный)
↔номинализм
| 1) учение, согласно которому общее обладает объективным существованием, предшествует единичным конкретным предметам и независимо от них.
2) Р. наивный – первичное, основанное на жизненном опыте стихийное воззрение на мир: что мир таков, каким он непосредственно представляется индивиду, каким он его видит, слышит, осязает
| 1) Платон, Августин, Ансельм Кентерберийский С. Эриугена
|
РЕЛЯТИВИЗМ
(от лат. relativus – относительный)
| принцип, согласно которому все в мире только относительно.
| софисты, Беркли, Мах, Авенариус, Пуанкаре
|
РЕФЛЕКСИЯ
(от позднелат. reflexio — обращение назад, отражение),
| форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека.
|
|
РУССКАЯ ИДЕЯ
| идея особой судьбы и предназначения России, разрабатывавшаяся в лоне отечественной философии и культуры XIX – начала XX вв. глубинным выражением идеи всечеловеческой, объединяющей народы мира в единое, нерасчлененное целое
| П.Я. Чаадаев, Ф.М. Достоевский, В.С. Соловьёв, Н.А. Бердяев
|
СЕНСУАЛИЗМ
(лат. sensus – чувство, ощущение) ↔рационализм
| направление в теории познания, в которой чувственность является главной формой познания
| Демокрит, Эпикур, Телезио, Кампанелла, Гоббс, Локк
|
СИНЕРГЕТИКА
(от греч. συν — совместно и εργος — действующий)
| научная дисциплина, занимающаяся проблемой самоорганизации любых материальных систем
|
|
СИНТЕЗ
(от греч. σύνθεσις – соединение, сочетание)
↔ анализ
| соединение различных элементов в единое целое, выполняемое в процессе познания и практической деятельности
|
|
СОЗНАНИЕ
| способность идеального воспроизведения действительности, а также специфические механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях. Виды: индивидуальное и общественное
|
|
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА
| термин в марксистской философии, фиксирующий конкретно-исторический уровень производительных возможностей человечества. С.п. является основой общественно-экономической формации и включает в себя 1) производительные силы общества (способности, навыки людей, средства производства (техника)) и 2) производственные отношения (экономические отношения, ядром которых является собственность на средства производства).
|
|
СУБСТАНЦИЯ
(от лат. substantia – сущность, то, что лежит в основе) ↔акциденция
| внутреннее единство многообразия конкретных вещей, событий, явлений и процессов, посредством которых и через которые она существует
|
|
СУЩНОСТЬ
(также «чтотость» - лат. quidditas)
| то, что составляет суть вещи, совокупность ее существенных свойств, субстанциональное ядро самостоятельно существующего сущего. Иногда это ядро рассматривают как самостоятельное сущее. В таком случае говорят о «сущностях», которые вступают в связь друг с другом, действуют друг на друга и т. д.
|
|
СЦИЕНТИЗМ
(от лат. scientia – наука, знание)
| убеждение, что конкретно-научное знание являются наивысшей культурной ценностью и достаточным условием мировоззренческой ориентации человека
|
|
СХОЛАСТИКА
(лат. scholastica, от греч. σχολαστιϰός – ученый, школьный)
↔ мистика
| религиозно-философские учения западно-европейского средневековья и Нового времени, которые видели путь постижения Бога в логике и рассуждении, а не в сверхразумном созерцании и чувстве
| Ансельм Кентерберийский, Абеляр, Фома Аквинский,
|
ТЕОЦЕНТРИЗМ
(от греч. θεόϛ – бог и
лат. centrum – центр)
| представление, распространенное в Средневековой Европе (IV-XIV вв. н.э.) о Боге как о центре Вселенной, творце, через которого объясняется все сущее.
|
|
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬ-НЫЙ
| термин в философии И. Канта – до опытные (априорные) познавательные формы, организующие эмпирическое познание
|
|
ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ
(от лат. transcendens – выходящий за пределы, перешагивающий)
| запредельный по отношению к миру явлений и недоступный теоретическому познанию, например, Бог
|
|
УНИВЕРСАЛИИ
(лат. universus – общий)
| так в средневековой философии обозначались общие понятия, напр. «красное само по себе»
|
|
ФИЛОСОФИЯ
(греч. букв. любовь к мудрости, от φιλέω – люблю и σοφία – мудрость)
| тип мировоззрения, который основан на знании, имеет логичную систему и опирается на четкие понятия и категории
|
|
ФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
| категория марксистской философии, служащая для обозначения общества на определенном этапе исторического развития, основанием которой является способ производства, определяющий характер организации труда, устойчивые формы общности людей и отношений между ними и др. Виды: первобытно-общинная, азиатская, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая.
|
|
ФУТУРОЛОГИЯ
(от лат. futurum – будущее и греч. λόγος –учение)
| «наука о будущем», область научных исследований, охватывающая перспективы социальных процессов
| Термин ввел нем. социолог О. Флехтхейм в 1943 г.
|
ЦИВИЛИЗАЦИЯ
(от лат. civilis – гражданский, государственный)
| 1) общество находящееся на высоком уровне научно-технического, государственно-правового развития в противоположность дикости, варварству. 2) исторически и регионально локализованный тип общества, в основе которого лежит своеобразный тип культуры.
|
|
ЭМПИРИЗМ
(от греч. έμπειρία – опыт) ↔ рационализм
| философское направление, представители которого считают чувственный опыт единственным источником знания
| Ф. Бэкон, Гоббс, Локк, франц. материалисты XVIII в.
|
ЭПИСТЕМОЛОГИЯ
(от греч. έπιστήμι – знание и λόγος –учение)
| философско-методологическая дисциплина, в которой исследуется знание как таковое, его строение, структура, функционирование и развитие.
|
|
ЭСТЕТИКА
(от греч. αίσθητιϰός – чувственный)
| философская дисциплина, изучающая область выразительных форм любой сферы действительности (в том числе художественной), данных как самостоятельная и чувственно непосредственно воспринимаемая ценность
| Термин ввел А. Баумгартен для обозначения «науки о чувственном знании»
|
ЭСХАТОЛОГИЯ
(от греч. έσχατος – последний, конечный и λόγος –учение)
| в религиозных мировоззренческих системах – учение о конечных судьбах мира и человека
|
|
ЭТИКА
(от греч. ήθιϰός – нравственный)
| философская дисциплина, изучающая мораль в целом, нравственность как одну из важнейших сторон жизнедеятельности человека
|
|
|
|
|