Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Индийская философия начинается тогда, когда начинается индийская культура. Индийский этнос философский по культуре. 1-ые памятники индийской культуры уже философские




Индийская философия.

Мифы и стереотипы об индийской философии:

1. Индийская философия анонимна, в отличие от европейской философии, которая является авторской. Т.е. в Индии философские идеи и теории развиваются в рамках школ, групп, направлений.

2. Индийская философия религиозна в отличие от светского характера европейской философии.

3. Стереотип «не научности» понимания индийской философии в научной литературе восходит к ее популизму (Кришна и др.)

4. Подвергается сомнению вообще феномен индийской философии т.к. философию нельзя отделить от других пластов культуры.

Перечислим стадии индийских, культурных эпох:

1. Философия вед (космогонических гимнов) – 2 тысячелетия д.н.э.

2. Философия у панишад (нахождение ученика у ног учителя) – 6-7 вв. д.н.э.

3. Мифическая философия – кришнаизм (Бвахават Гита, 800 четверостиший)

4. Начальная стадия индийских философских систем (в т.ч. ранний буддизм), появление философии сутр (краткое описание той или иной школы).

5. Философия основных религиозных сект.

6. Схоластическая эпоха (до XVI века н.э.) – комментарии, основных философских сутр.

Уже в «философии вед» появляются понятия сущего и несущего. Рождение сущего и несущего – 72-й гимн. Гимн 129 – «Не было, ни сущего, ни несущего и тогда …». 10-ая книга вед, гимны 81,82 – вопрос о начале мира. Прародители и уничтожители миров: желание (Кама) и время (Кала).

Однако в ведах нет философского дискусса, теоретического действия, которое предполагает критику суждений и систематизацию понятий.

Тексты зачастую заканчиваются вопросом: Кто воистину знает? и т.д. «Веда» – знание не того «что» а того «так». «Веда» – это, что должно быть выполнено в определенном месте. – Кто, так знает …. – кто, так не знает …

Ведические тексты написаны с целью совершения ритуала, и эти тексты в ритуале д.б. исполнены: прочтены, пропеты, станцованы, выполнены умом.

Самый главный человек в ритуале (кроме заказчика) это брахман – жрец, человек который выполняет ритуал умом. Например, в ритуале «мир есть жертвенный конь», по мере того как мир превращается в коня (глаза – Солнце и т.д.), брахман превращается в бога приносящего в жертву мир.

Цель этого ритуала – второе рождение и обладание бессмертным телом, т.к. бог – брахман приносит в жертву самого себя.

Ведический период – это жреческий период. Индийская культура – жреческо-придворная. Со временем в рамках жреческих школ появились школы толкования ритуала, с которыми связано первое появление альтернативных мнений, а значит и их аргументация – начало диалектики (как поститься и т.д.).

Также до первых философов, на стадии VIII – VI вв. д.н.э. в Индии появляются и начала аналитики, к которым относится классификация частей и звуков речи (по школам и направлениям).

Мы видим, что в отличие, от Европы, где 1-ые философы и есть первые теоретики, в Индии теоретические разработки появились до 1-х философов.

Этим же временем датируются и начала индийской метафизики: беседы с учениками о тайне знаний (в Европе исследования бытия). До-философская тайна знаний – это эзотерическая тайна, соответствующая понятию «гносос» – эзотерическая мистика. 1-ые философы т.о. и мистики и теоретики. Брахман не тот, кто им родился, но и получил образование.

К 1-м философом Индии относится Будда и его современники (V в. д.н.э.). Это время генезиса индийской философии, время появления новых отшельнических течений, шрамоновская эпоха, когда каждый предлагал рецепты достижения всеобщего блага.

Это время когда стала обсуждаться мировоззренческая проблематика.

Мнения теоретических школ расходились по нескольким направлениям:

1. Ведические гимны имеют смысл сами по себе.

2. Ведические гимны имеют смысл только в самом сакральном ритуале.

Как следствие полемики ставился вопрос: «Нужен ли ритуал как таковой для достижения человеческого блага

Основной философский вопрос того времени:

«Влияют ли продуктивные человеческие действия на его судьбу

Формируется учение о карме, о последующем перевоплощении индивида – одна точка зрения, 2-ая т.з.– ритуал не нужен т.к. все предопределено. Про- и контра- по данному вопросу – образуют религиозные течения нового типа – шрамановские течения. Шраманы прежде всего отвергали ритуальные ценности, положение жреца и сами изотерические спекуляции на материалах Упанешад. Появились течения, которые стали отстаивать традиционные ценности – сознательный традиционализм.

Сформировалось три класса философов:

1-ые опираются на авторитет. 2-ые только на собственный мистический (духовный) опыт. 3-и на чисто логическом дискуссе. Важно то, что зачастую в диспуте к одним и тем же доктринам приходили из этих трех точек.

Сформировались обязательные предметы для философских дискуссий:

Вечен ли мир и Атман? Конечен ли мир в пространстве? Отличны ли душа и тело? Продолжает ли жить тот, кто достиг духовного совершенства (идея бессмертия)? Является ли мир и Атман причиной самих себя? Одно ли тоже знание и сознание? Есть ли какое-то универсальное бытие? О результативности человеческой деятельности? Вечно ли добро и зло?

Сформировались следующие типы рациональностей:

1. Участие в дискуссии только ради победы в диспуте (специалисты в технике доказательства и опровержения).

2. Те, кто отстаивал определенные тезисы:

a. Догматики – категорическое решение: я знаю так, а иное ложно.

b. Адживики – в каком-то смысле мир конечен, в каком-то бесконечен, а в каком-то и то и другое.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 651; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.