Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1.Основы правового обеспечения экономической деятельности




1.1. Понятие и значение правового регулирования экономической деятельности.

Экономические реформы рыночной направленности, начатые в 1991 г. и проводимые в течение ряда лет, так и не смогли вывести российскую экономику из кризисного состояния. Сформировавшаяся к началу XXI в. смешанная экономика утеряла многие черты централизованно управляемого хозяйства, не обретя при этом признаков, органично присущих рыночной экономике. Государственное регулирование оказалось подорванным, тогда как рыночные механизмы в переходный период не проявили себя как эффективные рычаги управления. Сказалось отсутствие государственной, национальной стратегии перехода экономики страны к рыночным отношениям.

Отсутствие эффективного государственного регулирования экономикой привело к неблагоприятным экономическим последствиям. Объем промышленного производства за период реформ сократился более чем вдвое. К началу нового тысячелетия эффективность использования ресурсного потенциала России стала в несколько раз ниже, чем в промышленно развитых странах Европы, США, Японии. По показателю жизненного уровня Россия отстала от этих стран в десятки раз.

Все это приходится констатировать не с целью «очернения» и без того бедственного состояния российской экономики конца XX — начала XXI в., а чтобы подчеркнуть исключительную важность государственного регулирования в деле преодоления столь болезненного для государства экономического и финансового состояния.

По сути дела, речь идет о правовых формах осуществления государственного регулирования, призванного реализовать основные задачи и функции российского государства в сложный переходный период перестройки базисных экономических отношений. Новейшая история нашей страны, как, впрочем, и история иных ныне высокоразвитых стран, доказала, что полной свободы рыночных отношений не было нигде и никогда, что государство не может стоять в стороне при решении важнейших вопросов в сфере экономики, пребывая в ипостаси ночного сторожа. Однако «на первом этапе проведения экономических реформ государство вместе со сложившимся ранее правовым механизмом «ушло» из экономики, предоставив право решать возникающие в этой сфере совершенно новые проблемы рыночным механизмам, в частности механизму конкуренции. Опыт убедительно показал, что из этого ничего хорошего не вышло. Дикий рынок, дикая приватизация и подобные им «прелести» убедительно доказали, что без государственного регулирования экономические проблемы решать невозможно»[1]. Подобной позиции придерживаются многие ученые экономисты-государственники, например Л.И. Абалкин, Е.М. Примаков[2].

«Принцип могущества, принцип сильного государства для России всегда имел особое значение. Обществу необходимо эффективное, предсказуемое и качественное государство, позволяющее ответить на вопросы, стоящие перед страной. Без этого не может быть элементарного социального порядка, невозможны никакие реформы, никакое развитие»[3].

Жизнь показала, что наши реформаторы не учли главного — нельзя было одним махом перевести народное хозяйство огромной страны с рельсов государственной собственности, охватывающей практически все отрасли производства и оборота, на рельсы частной собственности и обеспечить расцвет предпринимательской инициативы. Провозгласив свободу частной собственности, государство должно было позаботиться о защите частного производства и собственности, о разумной системе налогообложения, об эффективном государственно-правовом регулировании. Даже Всемирный банк в результате исследования «взаимодействия» экономики и государства пришел к выводу: хотя государство и не может непосредственно усилить экономический рост, но именно от него зависят правила игры, которые «позволяют рынку благоденствовать и каждому жить лучше». Сошлемся в этой связи на многозначительный тезис, содержащийся в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. № 241[4]. В качестве основных направлений обеспечения безопасности личности, общества, государства в экономических отношениях провозглашены: усиление государственного регулирования в экономике, обеспечение перехода к высокоэффективной и социально ориентированной экономике; правовое обеспечение реформ и создание действенного механизма контроля за соблюдением законодательства.

В решении этих задач должен участвовать механизм всех направлений российского права и сфер законодательства. Однако, поскольку рыночная система хозяйствования, все более утверждающаяся в России и пришедшая на смену административно-бюрократической модели, базируется на предпринимательском типе экономической системы, сегодня решающее значение в этом процессе должно быть отведено правовому регулированию предпринимательской деятельности.

Освещая проблему понятия правового регулирования экономической, а следовательно и предпринимательской деятельности, нужно опираться на понятийный инструментарий, сложившийся в отечественной юриспруденции.

В юридической литературе правовое регулирование определяется как осуществляемое при помощи системы правовых средств (юридических норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и др.) результативное нормативно-организационное воздействие на общественные отношения в целях их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями.

Исходя из этого можно выделить два отличительных признака правового регулирования:

1) оно представляет собой целенаправленное, нормативно-организационное опосредование общественных отношений государством;

2) оно осуществляется при помощи целостной системы средств,

обеспечивающих достижение необходимых целей (результатов), которые ставил законодатель, издавая юридические нормы[5].

В сфере предпринимательской деятельности условно можно выделить три взаимосвязанные группы отношений, регулируемых правом.

1. Главной группой выступают непосредственно предпринимательские, включая внутрихозяйственные, отношения, то есть те, которые возникают в процессе предпринимательской деятельности, направленной на извлечение прибыли (производство и реализация продукции, оказание услуг и т.д.).

2. Зачастую предпринимательские отношения могут быть тесно связаны с другими, некоммерческими, отношениями, как, например, складывающимися при получении сертификатов качества на выпускаемый товар. Здесь также следует назвать отношения, возникающие при осуществлении деятельности товарных и фондовых бирж, основная цель которых — формирование соответствующего рынка. Такие виды деятельности напрямую не относятся к предпринимательской, но создают базу, а подчас предоставляют необходимые условия для предпринимательства.

3. Наконец, правовое регулирование предпринимательства охватывает вертикальные отношения между государством, реализующим публичные интересы общества, и хозяйствующими субъектами. К данной группе следует отнести отношения по государственной регистрации и лицензированию хозяйствующих субъектов, государственному регулированию и контролю в области рекламы, техническому регулированию, государственной регламентации цен, антимонопольному регулированию и т.д.

Предприниматели должны учитывать правовые требования, вступая в вышеуказанные общественные отношения. В сфере международного предпринимательства, кроме того, должны учитываться положения международных актов, национальное право соответствующего государства, которые влияют на внешнеэкономическую деятельность.

Отсутствие правильной правовой оценки большинства ситуаций, возникающих в предпринимательской деятельности, может стать причиной лишних затрат и серьезных ошибок в деятельности хозяйствующего субъекта. Знание до тонкостей правового регулирования этой сферы общественных отношений приведет к повышению эффективности предпринимательской деятельности.

Нормы по правовому регулированию предпринимательской деятельности существуют в любом государстве, составляя, как правило, особую комплексную отрасль права, т.е. выделяются в особую сферу правового регулирования. Это дает возможность обеспечить эффективное развитие предпринимательской деятельности, создать необходимые правовые условия для ее осуществления, защитить как частные интересы хозяйствующих субъектов, пак и публичные интересы государства и общества в целом.

 

1.2. Принципы правового регулирования предпринимательства

Правовое регулирование — основная форма реализации функций права. В этой связи понятия «принципы правового регулирования», «принципы права» и «правовые принципы» по сути, являются синонимами.

Правовыми принципами признаются основополагающие начала, ключевые положения права, определяющие и выражающие его сущность. В переводе с латинского принцип означает первооснову какого-либо явления, базовое положение.

Принципы права не есть результат субъективного усмотрения законодателей или ученых; они представляют органически присущие праву качества. Юридическая доктрина лишь выявляет, аргументирует, исследует и систематизирует их, а также показывает роль, значение, содержание и функционирование этих принципов.

Принципы права могут быть, как закреплены в конкретных нормах, так и выводиться логически из их совокупности. Для правового регулирования предпринимательской деятельности можно выделить следующие основные принципы[6].

Принцип свободной экономической деятельности. Данный принцип провозглашен в ст. 8 и 34 Конституции РФ: каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Свобода экономической деятельности подразумевает: право субъекта предпринимательской деятельности начинать и вести ее в любой не запрещенной законом форме, с применением любых допущенных к обороту видов имущества; право на получение, использование и передачу достоверной рыночной информации; свободу от принудительной и неправомерной хозяйственной деятельности как в силу влияния других субъектов предпринимательства, так и в силу указаний органов государственной власти; возможность обжаловать решения и действия государства и его органов, а также органов местного самоуправления и должностных яиц, если эти решения и действия генерируют ограничение данной свободы; и, наконец, право на защиту законных интересов экономически слабой стороны в процессе предпринимательской деятельности (например, защита прав потребителей).

В то же время эта свобода не безбрежна и может быть ограничена на основании федерального закона в интересах государства и общества в той степени, в которой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, экологической безопасности, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (например, лицензирование деятельности и сертификация товаров, работ и услуг).

Принцип государственного (экономического, финансового и т.п.) регулирования рыночных отношений. Очевидно, что рыночная экономика может функционировать лишь в условиях государственного регулирования. Принятие новых основополагающих законов — Конституции РФ и ГК РФ — позволило осуществить переход от административно-командных методов управления народным хозяйством страны к экономическим, финансовым (налоговое, денежно-кредитное, бюджетное регулирование) и другим рычагам регулирования деятельности производителей, большая часть которых превратилась в самостоятельно хозяйствующих субъектов. При этом во главе угла стоит проблема соблюдения баланса частных интересов хозяйствующих субъектов с публичными интересами государства и общества.

Принцип единого экономического пространства. В соответствии со статьями 8 и 74 Конституции РФ на всей территории Российской Федерации провозглашено свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Другими словами, на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Ни федеральные, ни региональные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не вправе вводить такие ограничения по собственной инициативе. Данный принцип актуален, прежде всего, в сфере реализации продукции хозяйствующих субъектов в различных сбытовых системах.

Принцип многообразия форм собственности, их юридического равенства и равенства их защиты. Данный конституционный принцип провозглашен в ст. 8 Конституции РФ и закладывает основы имущественного правопорядка. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. В соответствии с этим принципом не могут устанавливаться какие-либо преференции или ограничения для субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности; законодательство предусматривает одинаковые для всех правила защиты любой формы собственности. Таким образом, сегодня устранен существовавший ранее приоритет в защите государственной собственности.

Согласно п. 3 ст. 35 Конституции РФ, а также ст. 16, 235 ГК РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда; принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Статьи 235, 237—243, п. 4 ст. 252, п. 2 ст. 272, ст. 282, 285, 293 ГК РФ устанавливают исчерпывающий перечень оснований принудительного прекращения права собственности. При этом безвозмездное изъятие имущества у собственника возможно только по решению суда в виде санкции за преступление или иное правонарушение. Акты государственных органов и органов местного самоуправления, судебные решения, прекращающие право собственности, могут быть обжалованы в судебном порядке. Споры о возмещении убытков также разрешаются судом.

Принцип поддержки добросовестной конкуренции и недопустимости предпринимательской деятельности, направленной на монополизацию рынка. Этот принцип также представляет собой одно из основополагающих начал правового регулирования предпринимательства и вытекает из статей 8 и 34 Конституции РФ. Государство гарантирует сохранение и упрочение конкурентных начал рынка как важнейшего механизма, регулирующего ограничение и пресечение монополизма в любых его противоправных проявлениях, а также принятие и реализацию конкурентного законодательства, которое бы эффективно способствовало увеличению количества поставщиков, покупателей и других субъектов предпринимательской деятельности на отечественных рынках.

Соблюдение этого начала является непременным условием эффективного развития рыночной системы хозяйствования и осуществления предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

Принцип свободы предпринимательского договора. Особое место в ряду основополагающих начал правового регулирования предпринимательской деятельности занимает принцип свободы договора, который необходимо рассматривать в нескольких аспектах.

Стороны имеют право выбрать любой предусмотренный в законе вид договоров или заключить договор, не предусмотренный законом или иными правовыми актами, в том числе договор, представляющий конструкцию из элементов различных договоров, предусмотренных законом или иными нормативными правовыми актами (например, договор на проведение маркетинговых исследований).

Принцип приоритета запросов и прав потребителей. Данный принцип базируется на ключевом постулате маркетинга — производить то, что продается, а не продавать то, что производится, а также на законодательстве о защите прав потребителей.

Современная предпринимательская деятельность ставит производство товаров в зависимость от нужд потребителей. Деятельность субъектов предпринимательства должна осуществляться в соответствии с Законом о защите прав потребителей, который призван регулировать отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг). Закон устанавливает права потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, на получение информации о товарах и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), на просвещение, государственную и общественную защиту их интересов. Закон определяет механизм реализации этих прав ГК РФ и иными нормативными правовыми актами, связанными с защитой прав потребителей.

 

1.3. Российское экономическое законодательство.

Общественные отношения, в которые вступают предприниматели в процессе осуществления хозяйственно-экономической деятельности, регулируются законодательством о предпринимательстве. В начале 90-х годов прошлого столетия в Российской Федерации развернулась бурная законотворческая деятельность, направленная на правовое регулирование предпринимательских отношений.

Для того чтобы развивать российскую экономику и привести ее с учетом национальной специфики к рыночным отношениям, нужны эффективные правовые нормы о предпринимательстве и маркетинге. Об этом говорят постоянно руководители государства, экономисты и юристы, и этому придается сейчас большое значение как в государственном масштабе, ибо именно развитие этого направления права определяет развитие отечественной экономики, так и на уровне отдельных промышленных предприятий, представляющих основу рыночной системы хозяйства[7].

Сформированная в настоящее время система законодательных актов, принятых на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации, определяет общие условия предпринимательской деятельности и порядок этой деятельности в отдельных сферах — банковской, страховой, строительной, транспортной, спортивной и др.

Регламентируя предпринимательскую деятельность, государство стремится установить правовые основы единого для всей Российской Федерации рынка, Для этого принимаются не только кодифицированные законы, в которых сосредотачиваются в основном однородные правовые нормы, образующие одну отрасль права, но и законы, включающие нормы разных отраслей права. Законодатель вынужден учитывать объективно существующие взаимосвязи разнородных общественных отношений, регулируемых разными отраслями права.

Таким образом, нормативные правовые акты о предпринимательстве часто носят комплексный характер. Из этого следует, что когда законодатель регулирует деятельность, например, обществ с ограниченной ответственностью, то поскольку они вступают в отношения, регулируемые гражданским, административным, финансовым, земельным, экологическим правом, принимаемый закон приобретает комплексный характер. В рамках этого закона нормы разных отраслей права, взаимодействуя друг с другом, обеспечивают регулирование отношений в определенной сфере общественной жизни. Объединяющим фактором для группировки разно-отраслевых норм в данном случае выступает деятельность обществ с ограниченной ответственностью.

В конечном счете, система нормативно-правовых актов должна быть удобной для пользователей, и законодатель должен учитывать служебную роль принимаемых им законов.

Нормативные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность, объективно приобретают характер комплексных законодательных актов и потому, что в этой сфере общественной жизни особенно важно обеспечить разумный баланс между общественными (публичными) и частными интересами хозяйствующих субъектов. Правовой формой, адекватно отражающей такие частные интересы предпринимателей, как свобода экономической деятельности, свобода договора, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, традиционно являются нормы гражданского права. Что касается публичных интересов, например заботы об интересах потребителей, экологической безопасности и т.д., то для их выражения используются нормы административного, финансового, экологического права. Эти нормы привносят в правовое регулирование определенные ограничения, во многом связанные с тем, что Российская Федерация является социальным государством.

Одной из базовых концепций, лежащих в основе правового регулирования предпринимательской деятельности, является концепция социальной рыночной экономики. В действующей Конституции РФ она прямо не отражена, однако закрепленная в ст. 7 Конституции характеристика Российской Федерации как социального государства предполагает именно социально ориентированную рыночную экономику.

Главным источником, регулирующим предпринимательскую деятельность, является Конституция РФ — юридический фундамент всего действующего законодательства. Она, как отмечалось, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории страны. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Для предпринимательской деятельности особое значение имеют те конституционные нормы, которые содержат вышеназванные принципы. В них закреплены также конституционные гарантии и конституционные ограничения, распространяющиеся на предпринимательскую деятельность.

Вторым по своей значимости выступает Гражданский кодекс РФ, имеющий статус федерального закона. Этот документ определяет, прежде всего, общие условия для предпринимательской деятельности. Надо сказать, что ряд его статей регулирует не только горизонтальные, но и вертикальные отношения, например нормы о заключении договоров в обязательном порядке. Кроме того, в некоторых случаях ГК РФ определяются внутрифирменные отношения, что также лежит вне гражданско-правового поля. Следовательно, он представляет собой комплексный нормативно-правовой акт. ГК РФ содержит множество норм, регулирующих элементы маркетингового комплекса, предпринимательские договоры, а также различные виды современного бизнеса (лизинг, перевозки, туризм, строительство и т.д.).

Помимо ГК РФ важнейшим звеном в системе источников, регулирующих предпринимательскую деятельность, являются другие федеральные законы. Перечислим некоторые федеральные законы, определяющие общие условия порядка предпринимательской деятельности: отношения предпринимателей с потребителями регулируются нормами Закона РФ «О защите прав потребителей»; отношения, возникающие в сфере товарной политики, — Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Законом РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»; ценообразование — например, Федеральным законом от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»; конкурентные отношения — ФЗ от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральным законом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»; получение, использование и распространение рыночной информации — Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» Законом РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации», Законом РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», Законом РФ от 23 сентября 1992 г. № 3523-I «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных», Патентным законом РФ от 23 сентября 1992 г. № 3517-1; продвижение продукции обслуживается в основном Федеральным законом от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе».

Правовое обеспечение предпринимательства в различных сферах деятельности, определяемых областью рынка, видом товара, типом потребителей, в частности, осуществляется: Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», Законом РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле», Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Законом РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»; Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»; Федеральным законом от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».

Естественно, нормы, регулирующие экономический оборот и предпринимательство, содержатся не только в ГК РФ и иных федеральных законах, но и в подзаконных актах — указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, которые также играют важную роль в регулировании предпринимательской деятельности.

В ряду подзаконных нормативных актов, опосредующих предпринимательские отношения, в частности, находятся: Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», которые регулируют ценообразование; Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 553, Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 1025; Правила оказания услуг общественного питания, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 г. № 103, регулирующие сферу сбыта.

Поскольку Россия по своему государственному устройству является федерацией, то помимо актов федерального уровня в систему источников, регулирующих предпринимательство, входят и акты субъектов Российской Федерации. Иерархия их по юридической силе в основном идентична федеральной. Среди таких актов можно упомянуть Правила размещения средств наружной рекламы и информации в г. Москве, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 22 января 2002 г. № 41-ПП.

В сфере предпринимательской деятельности находят широкое применение корпоративные (локальные) нормативные акты. Такие акты регулируют хозяйственную деятельность на уровне предприятий и принимаются их учредителями либо самими предприятиями. Например, режим коммерческой тайны в организации может регламентироваться локальным нормативным актом — положением о коммерческой тайне.

Для наибольшей эффективности работы каждой структурной единицы предприятия разрабатываются и издаются специальные документы, регулирующие внутрихозяйственные отношения, определяющие сферу деятельности, права, обязанности и ответственность подразделений и персонала, например, положения о службе маркетинга и других подразделениях компаний, а также стандарты предприятий, должностные инструкции, приказы высшего руководства, направленные на регулирование предпринимательской деятельности.

Одним из важнейших направлений локального регулирования становится нормативное обеспечение маркетинговой деятельности на уровне предприятия. Так, в Акционерном московском обществе «Завод имени И.А. Лихачева» (АМО «ЗИЛ») принят Стандарт предприятия, действие которого распространяется на подразделения головного завода и дочерние предприятия АМО «ЗИЛ». Данный документ устанавливает основные принципы управления производством посредством активного использования маркетинга как основной составляющей научно-производственного и сбытового процессов.

Перечислим некоторые рекомендации, необходимые для формирования данного документа.

Стандарт предприятия должен содержать следующие начальные положения.

1. Область применения, в которой следует очертить сферу действия документа, его мотивировку.

2. Нормативные ссылки, где следует указать перечень нормативных документов, конкретизирующих соответствующие отсылочные нормы Стандарта предприятия.

3. Понятийный аппарат, используемый в Стандарте с соответствующими дефинициями, раскрывающими применяемые маркетинговые термины в целях избегания неясностей и превратных толкований положений рассматриваемого документа.

4. В качестве общих положений необходимо охарактеризовать сущность, цели и функции маркетинга.

Немаловажными являются вопросы комплексного изучения рынка: сбор маркетинговой информации, анализ рынка и прогноз рынка (предвидение перспектив развития спроса, товарного предложения и пен), которые следует урегулировать в соответствующей статье.

Неотъемлемым компонентом Стандарта должна быть регламентация разработки рыночной стратегии, определяющая стратегию роста и политику в области качества и включающая вопросы планирования маркетинга.

В целом Стандарт предприятия способствует ориентации предпринимательской деятельности на маркетинг как комплексную систему организации производства и сбыта товаров на фирменном уровне, направленную на возможно более полное удовлетворение потребностей спроса потребителей.

Кроме нормативных актов к рассматриваемым источникам следует отнести обычаи делового оборота, применяемые исключительно в сфере предпринимательских отношений. Согласно ст. 5 ГК РФ «обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе». Не подлежат применению лишь такие обычаи, которые противоречат обязательным для участников предпринимательской деятельности положениям законодательства или договору.

Обычаи делового оборота применяются наряду с законодательством и заполняют его пробелы. Юридическое значение обычаев состоит в том, что они по очередности применения находятся после нормативно-правовых актов и договора. Обычаи широко применяются во внешнеторговом предпринимательстве, в сфере морских перевозок (см., например, ст. 134—135 Кодекса торгового мореплавания РФ)[8].

Наряду с внутренними законами и иными нормативными правовыми актами источниками, регулирующими предпринимательство, служат общепризнанные принципы и кормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Что касается общепризнанных принципов и норм международного права, то они содержатся в уставах ООН, декларациях и резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, документах других международных организаций по наиболее общим и глобальным вопросам международного правопорядка, в многосторонних договорах (конвенциях), решениях Международного Суда. Международные договоры могут быть как двусторонними, например, о торговле, экономическом сотрудничестве двух государств, так и многосторонними, например Евразийская патентная Конвенция (Москва, 9 сентября 1994 г.). Парижская конвенция по охране промышленной собственности (Париж, 20 марта) 1883 г.). В качестве примеров источников международного частного права, регулирующих предпринимательство, можно назвать Конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, II апреля 1980 г.), Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс» 1990 г. [9]

Российское законодательство о предпринимательской деятельности восприняло многие положения международного права и международных договоров. Нормы международных документов обычно применяются к предпринимательским отношениям с участием иностранных физических и юридических лиц. Они определяют их правовой статус, права иностранцев на имущество, находящееся на территории России, порядок совершения внешнеэкономических сделок, порядок применения правовых последствий причинения вреда иностранцам и иностранцами на территории России и многое другое. Вместе с тем они подчас применимы и к отношениям между российскими физическими и юридическими лицами, например, в сфере транспортного предпринимательства при международных перевозках грузов, пассажиров и багажа, выполняемых российскими перевозчиками. По общему правилу, международные договоры Российской Федерации применяются к предпринимательским правоотношениям непосредственно. Однако для применения некоторых из них требуется издание внутригосударственного акта, так называемая имплементация. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, что предусмотрены национальным законодательством, то в соответствии со ст. 15 Конституции РФ применяются правила международного договора. Необходимо также отметить, что международные договоры, заключенные СССР, по общему правилу, обязательны для Российской Федерации как его правопреемника, если специально не было объявлено о прекращении действия этих договоров.

Вопрос о возможности признания источником права судебной и арбитражной практики длительное время считался дискуссионным. В понятие судебной и арбитражной практики включаются решения и определения нижнего эшелона судебной системы — судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также постановления пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ. Судебная практика глубоко взаимодействует с юридической наукой и законодательством о предпринимательской деятельности. Она не только воспринимает концепции, идеи, вырабатываемые доктриной, но и сама сталкивается с необходимостью обобщений, аналитического осмысления накапливаемых материалов. Это воплощается в руководящих разъяснениях высших органов судебной системы. Но при всем своем значении ни судебные прецеденты, ни постановления пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ не являются источниками права; они представляют собой не что иное, как средство достижения единообразного толкования, понимания и применения источников, регулирующих предпринимательскую деятельность.

Итак, речь идет о комплексном правовом регулировании устойчивой группы общественных отношений. Представляется, что в перспективе необходимо принять Предпринимательский кодекс. Создание кодифицированного нормативно-правового акта в данной сфере, системно излагающего законодательную базу, поддерживается учеными-экономистами и практическими работниками в предпринимательской сфере.

Современное отечественное законодательство, регламентирующее предпринимательскую деятельность, достаточно унифицировано для использования международных учений о предпринимательских отношениях и их правового обеспечения в российском правопорядке, реципирующем в основном специфику европейского континентального права, применяя его положения с учетом наших национальных особенностей.

 

1.4. Правоотношения в механизме регулирования экономической деятельности.

В процессе экономической деятельности субъекты права вступают в разнообразные общественные отношения. Правовые нормы, содержащиеся в нормативных правовых актах, призваны регулировать эти отношения. Предпринимательские правоотношения следует рассматривать как волевые урегулированные нормами права и находящиеся под охраной государства общественные отношения в сфере предпринимательства. Они возникают между хозяйствующими субъектами в процессе предпринимательской деятельности, а также вследствие государственного воздействия на субъекты рынка, например антимонопольного органа на хозяйствующий субъект, которые выступают в качестве носителей взаимно корреспондирующихся юридических прав и обязанностей. Фактически это и есть механизм экономической деятельности, и влияние на него государства и есть регулирование экономики.

Предпринимательская деятельность связана с отношениями, лежащими в сфере экономического базиса общества, что обусловливает специфику их правового регулирования, которая в свою очередь отражается на предпринимательских правоотношениях. Эта специфика состоит в том, что предпринимательское правоотношение находится на стыке публичного и частного права, в нем отражается взаимодействие правовой надстройки и экономического базиса общества.

В зависимости от сферы, в которой возникают те или иные предпринимательские правоотношения, их можно дифференцировать на две большие группы: правоотношения внешней и внутренней среды предприятия.

К правоотношениям, возникающим в сфере внешней среды, следует, в частности, отнести предпринимательские правоотношения предприятия с потребителями, с другими фирмами, поставщиками, посредниками, а также с государственными органами. Внутренними являются организационные правоотношения, в частности, связанные с построением системы маркетинга на предприятии, организацией и управлением предпринимательской деятельностью хозяйствующего субъекта.

Указанные группы отличаются как своим содержанием, так и характером регулирующих их нормативных актов, методами регулирования. Внешние отношения предприятия регулируются нормативными актами, принятыми компетентными органами власти, а отношения, возникающие во внутренней среде предприятия, актами органов управления (уставом, положениями о службе, стандартами предприятий, должностными инструкциями, приказами высшего руководства, направленными на регулирование предпринимательской деятельности, и т. д.).

Характеризуя предпринимательские правоотношения, следует обозначить их специфические признаки:

1) наличие специального субъекта — участника предпринимательской деятельности;

2) наличие специальных объектов, к которым, в частности, следует отнести маркетинговую информацию, маркетинговые исследования, имидж организации, способности и авторитет человека (выдающиеся личности в сфере политики, культуры, искусства, науки, спорта), а также товарную политику, маркетинговые коммуникации, ценообразование и сбыт;

3) опосредованность через предпринимательские правоотношения экономической политики (ценовой, товарной и т.д.) государства, что предполагает прямое или косвенное участие государства в данных правоотношениях, а также отсутствие воли участников в определении форм правоотношений и правил их реализации;

4) особенность порядка и способов защиты прав предпринимателей, которая, в частности, состоит в том, что в случае нарушения прав субъекты предпринимательских правоотношений преимущественно используют судебную защиту, а в качестве правовых гарантий реализации предпринимательских правоотношений применяются главным образом меры имущественной ответственности, например взыскание неустойки, уплата штрафа, возмещение убытков;

5) тесная связь предпринимательских правоотношений с требованиями социально-этического маркетинга (социальными нормами и правилами профессиональной этики, а также мерами этической и социальной ответственности).

Специфика взаимодействия субъекта предпринимательской деятельности с другими ее участниками обусловливает необходимость единого регулирования, как по горизонтали, так и по вертикали.

Горизонтальные отношения складываются без учёта принципа субординации. Это, прежде всего, сбыт товаров в процессе предпринимательской деятельности. Предпринимательские правоотношения существуют и в сфере государственного воздействия на предпринимательскую деятельность. Такие отношения возникают по вертикали на уровне макросреды между государством и субъектами предпринимательской деятельности (например, между органом по сертификации и предприятием-производителем). Однако в условиях рыночной экономики руководящая деятельность государства в форме директивного управления сведена к минимуму; главенствуют регулирующая, координирующая, контролирующая и стимулирующая функции государства.

Для того чтобы глубже понять категорию предпринимательского правоотношения, необходимо его проанализировать не только как единое целое, но и как структуру, состоящую из трех необходимых элементов — субъектов, объекта и содержания маркетингового правоотношения — и имеющую, что характерно для каждой отрасли права, свою специфику.

Субъектами предпринимательских правоотношений являются носители предусмотренных законодательством о предпринимательской деятельности прав и обязанностей. Субъекты предпринимательских правовых отношений весьма многообразны. Это российские и иностранные граждане и юридические лица, а также лица без гражданства. Кроме того, в регулируемых предпринимательским законодательством отношениях могут участвовать Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

Субъектный состав экономических правоотношений можно дифференцировать следующим образом:

1) потребители (покупатели, клиенты и т.д.), приобретающие продукцию для личного потребления;

2) производители (юридические лица и индивидуальные предприниматели, производящие продукцию для реализации);

3) посредники (дистрибьюторы, дилеры, маклеры и т.д.);

4) маркетинговые фирмы, т.е. организации, специализирующиеся на выполнении определенных маркетинговых функций;

5) средства массовой информации (информационные агентства,

редакции газет, журналов и т.д.);

6) предпринимательские союзы и ассоциации (например, Ассоциация распространителей финансово-экономической информации);

7) органы власти, осуществляющие функции государственного регулирования предпринимательской деятельности (например ФАС, ФТС, ФНС).

Под объектом предпринимательского правоотношения следует понимать то благо, по поводу которого оно возникает и, относительно которого существуют субъективное право и корреспондирующаяся ему юридическая обязанность.

В зависимости от характера и видов предпринимательских правоотношений к их объектам можно отнести следующие категории.

Материальные блага, участвующие в предпринимательском обороте, в частности товары индивидуального потребления и производственного назначения.

Нематериальные блага, связанные с предпринимательством, например деловая репутация (имидж) хозяйствующего субъекта, фирменное наименование организации, товарные знаки и знаки обслуживания и т.д.

Действия субъектов предпринимательской деятельности, например разного рода работы и услуги и их результаты. Объектами предпринимательских правоотношений являются действия как физические (к примеру, перемещение грузов воздушным транспортом по договору перевозки груза), так и юридические (к примеру, заключение сделок купли-продажи от имени доверителя на основании договора поручения, оформляющего канал сбыта продукции предприятия).

Продукты интеллектуальной деятельности, входящие в сферу предпринимательства, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность), например прогнозы и сценарии развития рынка, проекты, технологии, научные открытия, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, рационализаторские предложения. Характерной особенностью результатов интеллектуального творчества является то, что в качестве объекта предпринимательских правоотношений они выступают лишь тогда, когда имеют определенную объективированную форму выражения. Так, творческий замысел, идея объектами правовой охраны не являются, а следовательно, объектом предпринимательских правоотношений быть не могут.

Рыночные исследования и маркетинговая информация, включающая, например, статистические данные, отражающие динамику изменения параметров маркетинговой среды; сведения, составляющие коммерческую тайну организации. Вместе с тем необходимо отметить, что объектом правовой охраны является не всякая информация, а только та, которая обладает следующими тремя атрибутами: эти сведения неизвестны третьим лицам, к ним нет доступа на законном основании, обладатель информации принимал меры для обеспечения ее конфиденциальности.

Способности и имидж личности как объект предпринимательских правоотношений также могут представлять своего рода «товар». Речь в данном случае идет о выдающихся личностях и коллективах в таких сферах, как культура и искусство, наука, образование, медицина, спорт (например, сделки совершаются в отношении эстрадных и спортивных «звезд»).

Маркетинговый комплекс, включающий товарную политику, маркетинговые коммуникации, ценообразование и товарораспределение.

Под содержанием предпринимательского правоотношения следует понимать составляющие его субъективные права и обязанности, представляющие меру возможного и должного поведения.

Так, в отношении заказчика маркетинговых услуг можно говорить о, субъективном праве требовать соблюдения сроков проведения, например, маркетинговых исследований в соответствии с условиями договора. Одновременно субъективной обязанностью клиента является соблюдение условий договора на оказание маркетинговых услуг, связанных с их оплатой. Субъективные права и обязанности исполнителя являются другой стороной прав и обязанностей клиента.

Среди субъективных обязанностей торговой организации, прежде всего, следует выделить ее публично-правовую обязанность соблюдения законодательства о защите прав потребителей.

В качестве оснований для возникновения предпринимательских правоотношений характерны, в частности, следующие юридические факты: 1) норма закона или другого нормативного правового акта, к примеру, при реализации ценовой политики государства применительно к продукции естественных монополий; 2) административный акт, скажем, выдача сертификата качества на определенную продукцию предприятия; 3) договор и иные сделки, например договор на оказание маркетинговых услуг.

Для выявления особенностей и более глубокого познания предпринимательских правоотношений необходимо, опираясь на общую теорию права, классифицировать их в зависимости от структуры межсубъектной связи и степени определенности субъектов на абсолютные и относительные. В относительных правоотношениях управомоченному лицу противостоят как обязанные строго определенные лица. В абсолютных правоотношениях управомоченному лицу противостоит неопределенное число лиц с пассивной обязанностью не препятствовать управомоченному лицу в осуществлении права.

Характерным примером абсолютных предпринимательских правоотношений являются правоотношения по ведению хозяйствующим субъектом маркетинговой деятельности. Такие правоотношения складываются по поводу реализации субъектом хозяйствования различных направлений маркетинга, например маркетинговых коммуникаций, которые выступают как объект правоотношения. При этом конструкция правовой связи такова, что у субъекта, проводящего комплекс маркетинговых мероприятий в соответствии с установленными законодательством правилами, нет конкретных обязанных лиц. Все другие субъекты обязаны считаться с возможностью осуществлять маркетинговую деятельность данным субъектом и не мешать ее реализации, а в соответствующих случаях даже способствовать ей.

Мера возможного поведения по осуществлению данной деятельности определена законодательством (скажем, для рекламной деятельности — законодательством о рекламе). В случае если ее нормальному осуществлению препятствуют действия третьих лиц или сам участник предпринимательской деятельности нарушает установленный порядок ее ведения, абсолютное правоотношение преобразуется в относительное, где предприятие получает право устранить незаконное нарушение его права или, напротив, по требованию уполномоченного субъекта обязано прекратить нарушение соответствующего законодательства.

Подводя итог сказанному можно сделать следующие выводы.

В сложившихся экономических условиях центральной фигурой становится предприниматель, от добросовестной и грамотной работы которого в немалой степени зависят успех рыночных преобразований и благополучие страны.

Развитие предпринимательской деятельности как решающего фактора экономического развития государства непосредственно зависит от создания правовых условий, которые позволяют в достаточно короткие сроки решительным и инициативным людям, обладающим необходимыми качествами и способностями, стать цивилизованными бизнесменами.

В следующих главах книги будет дано последовательное и логичное изложение правовых основ предпринимательства через призму маркетинга как современной концепции хозяйственной деятельности и его основных функций: рыночных исследований, товарной политики, коммуникаций, ценообразования и товародвижения. Такой подход необходим, прежде всего, для повышения эффективности предпринимательской деятельности, объяснения современных явлений в предпринимательстве и его правовом регулировании, а также чтобы пробудить у читателя интерес к науке о маркетинге, без которого невозможны цивилизованное функционирование и развитие отечественного предпринимательства.

В странах с высоким уровнем развития экономики маркетинг уже превратился в одну из ведущих отраслей современного хозяйства. Кроме того, акцент на маркетинг важен для более глубокого понимания и практического применения нормативных правовых актов, регулирующих современные предпринимательские отношения.

При анализе как теоретических, так и практических аспектов данной проблематики наш подход шаг за шагом создавал простую, единообразную основу для знакомства читателя как с прошлыми достижениями экономико-правовой науки, гак и с ее новейшими теоретическими и практическими результатами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 5024; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.118 сек.