Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Внешнеэкономическая политика государства




6.1. Понятие, принципы, цели и правовая база внешнеторговой деятельности.

Внешнеторговая деятельность согласно ст. 2 Федерального закона от 8декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (да­лее — Закон о внешнеторговой деятельности) — это деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. Закон о внешнеторговой деятельности выделяет четыре объекта внешнеторговой деятельности — товары, услуги, информацию и интеллектуальную собственность. Они являются объектами коммерческой деятельности и на внутреннем рынке страны.

Внешняя торговля товарами — это импорт, экспорт товаров, т. с. перемещение товаров с одной части таможенной территории России на ее другую часть. Внешняя торговля услуга­ми — это оказание услуг (работ), включая производство, распределение, маркетинг и доставку услуг (работ) установленным законом способами.

В международной коммерческой практике область купли-продажи услуг охватывает комплекс сделок в сфере транспорта, связи, строительства, складского хозяйства, туризма, гостиничного хозяйства. Новое российское законодательство в области внешнеторговой деятельности в целях согласования его с требованиями Всемирной торговой организации (ВТО) отказалось от выделения работ в качестве самостоятельного объекта, включив его в понятие «услуги». Внешняя торговля интеллектуальной собственностью заключается в передаче исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права па использование объектов интеллектуальной собственности российским лицом иностранному лицу либо иностранным лицом российскому лицу.

Закон о внешнеторговой деятельности также регулирует бартерные (обменные) сделки во внешнеторговой деятельности. Это сделки, совершаемые при осуществлении внешнеторговой деятельности и предусматривающие обмен товарами, ус­лугами, работами, интеллектуальной собственностью. В целях более строгого контроля со стороны государства за совершением этих сделок на законодательном уровне был введен особый порядок их оформления и учета (составляется паспорт бартер­ной сделки).

Внешнеторговая деятельность, таким образом, представляет собой разновидность предпринимательской деятельности в области международного обмена. Она регулируется государством посредством публичного права (конституционного, административного, финансового, налогового, таможенного права и др.) и ее участниками посредством частного (гражданского) права, где ведущую роль играет договор.

Целью государственного регулирования внешнеторговой деятельности является обеспечение благоприятных условий для внешнеторговой деятельности; защита экономических и политических интересов Российской Федерации; создание благо­приятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг. Участники внешнеторговой деятельности, соблюдая требования законодательства, в договорной форме сами регулируют свою коммерческую деятельность. Государство и хозяйствующие субъекты внешнеторговой деятельности, регулируя внешнеторговую деятельность в рамках своих полномочий, основываются на соблюдении общепризнанных принципов и норм международного права, а также обязательств, вытекающих из международных договоров РФ. При этом необходимо отметить, что в мировом сообществе «вторжение» государства в регулирование внешне­торговой деятельности встречает серьезные возражения со сто­роны ВТО. Ее требования сводятся к минимизации, регулирую­щей роли государства в сфере внешней торговли. Россия, заявив о желании вступить в ВТО, предприняла ряд мер по адаптации законодательства РФ о внешнеторговой деятельности к требованиям и рекомендациям, которые содержатся в документах ВТО. Об этом свидетельствует, например, введение в Законе о внешнеторговой деятельности исчерпывающего перечня методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности с недопущением иных методов, кроме пере­численных в этом Законе.

Закон о внешнеторговой деятельности (ВТД) закрепляет основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, которые предопределяют пути реализации этой деятельности. К ним относятся:

1. Защита государством интересов участников ВТД;

2. Равенство участников ВТД;

3. Единство таможенной территории РФ;

4. Единство системы государственного регулирования ВТД;

5. Принцип исключения неоправданного вмешательства государства в ВТД;

6. Выбор государством мер, не обременительных для участников ВТД;

7. Взаимность в отношении других государств, т. е. обусловленность торгового режима, предоставляемого Россией другой стране, теми условиями торговли, какие действуют в данном государстве в отношении Рос­сии;

8. Гласность в разработке, принятии и применении мер госу­дарственного регулирования внешнеторговой деятельности;

9. Обеспечение обороны страны и безопасности государства;

10. Обоснованность и объективность применения мер государст­венного регулирования внешнеторговой деятельности;

11. Право обжаловать в судебном или ином установлен­ном законом порядке незаконных действий (бездействия) госу­дарственных органов и их должностных лиц;

12. Право на оспаривание нормативных правовых актов РФ, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществле­ние внешнеторговой деятельности;

13. Принцип договорного регулирования ВТД.

Все принципы нашли свое выражение в законах и подзаконных актах, которые составляют наряду с международными нормативными актами, договорами и обычаями правовую основу внешнеторговой деятельности.

6.2. Источники правового регулирования внешнеторговой деятельности.

Источниками права, регулирующего внешнеторговую дея­тельность, являются: законодательство РФ, международные до­говоры РФ, обычаи делового оборота (торговые обычаи).

Международно-правовые источники правового регулирования внешнеторговой деятельности в условиях стремительного раз­вития международного товарообмена и тенденции к унифика­ции принципов и правил регулирования международной ком­мерции приобретают все большее значение.

Опираясь на Конституцию РФ (ст. 15), следует признать, что приоритетными относительно законодательства РФ явля­ются не только международные договоры РФ, но и общепри­знанные принципы и нормы международного права.

Международные договоры, являющиеся источниками пра­вового регулирования внешнеторговой деятельности, подразде­ляются на многосторонние и двусторонние.

Многосторонние международные договоры заключаются группой государств в целях создания универсального междуна­родно-правового режима отношений для предпринимателей соответствующей государственной принадлежности (например, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (1980 г.), Стамбульская конвенция о временном ввозе (1990 г.), Соглашение о единой Товарной номенклатуре внеш­неэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (1995 г.). Большую роль в подготовке и принятии многосторонних международных договоров (обычно называе­мых конвенциями) играют такие международные организации, как Гаагская конференция по международному частному пра­ву. Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). Международный институт унификации част­ного права (УНИДРУА), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Всемирная организация интеллектуаль­ной собственности (ВОИС) и др. Большой вклад в унифика­цию международных правил торговли внесли Европейская эко­номическая комиссия (ЕЭК) и Международная торговая пала­та (МТП). ЕЭК разработала множество стандартных (типовых) условий контрактов для: экспортных поставок машин и обору­дования; монтажа машин и оборудования за границей; прода­жи пиломатериалов хвойных пород; продажи зерновых; прода­жи картофеля; продажи свежих фруктов и о вошей, включая цитрусовые и др. МТП разработала и постоянно совершенст­вует ИНКОТЕРМС, унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов; руководства по составлению торговых агентских соглашений и др. Документы МТП помо­гают участникам внешнеторговой деятельности наиболее вы­годным образом определить взаимные права и обязанности, грамотно сформулировать их в контракте.

Примером двусторонних международных договоров РФ яв­ляются Соглашение между Правительством РФ и Правительст­вом Украины о свободной торговле (1993 г.), Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Таджикистан о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности (1997 г.).

Значительную роль в правовом регулировании внешнеторго­вой деятельности и особенно в торговом мореплавании играют обычаи делового оборота (торговые обычаи). Российский пред­приниматель, выходя на внешний рынок, должен учитывать утвердившиеся в зарубежных странах торговые обычаи, правила коммерческой деятельности, сложившуюся торговую практику. Торговые обычаи фиксируются в материалах организаций ООН, специальных сборниках торговых палат, правилах круп­ных бирж, типовых контрактах, решениях третейских судов.

В странах англо-американской системы права источником правового регулирования международных коммерческих отно­шений является также судебная и арбитражная практика. Рос­сийский участник внешнеторговой деятельности, заключая внешнеторговый контракт с представителями этих стран и со­глашаясь на применение права стран данной правовой систе­мы, должен иметь это в виду.

Источником правового регулирования внешнеторговой дея­тельности для российских участников может быть в случае их согласия законодательство иностранного государства или при возникновении спора в отношении применяемого права на ос­новании коллизионной (отсылочной) нормы права.

Законодательство РФ о внешнеторговой деятельности. Общие начала правового регулирования внешнеторговой деятель­ности заложены в Конституции РФ. Согласно п. «л» ст. 71 Конституции РФ внешнеэкономические отношения РФ отно­сятся к ведению Российской Федерации.

К совместному ведению Российской Федерации и ее субъек­тов отнесены координация международных и внешнеэкономи­ческих связей субъектов РФ, выполнение международных дого­воров РФ (п. «о» ч. I ст. 72 Конституции РФ).

В развитие конституционных норм в последние годы был принят целый ряд законов, регулирующих внешнеторговые от­ношения, которые соответствуют требованиям и стандартам ВТО. Это новый этап развития законодательства РФ о внешне­торговой деятельности — формирование системы правового ре­гулирования, ориентированной на создание правовых предпо­сылок вступления Российской Федерации в ВТО.

Центральным в этой системе является Закон о внешнетор­говой деятельности. Он закрепляет основы государственного Регулирования внешнеторговой деятельности, уточняет полно­мочия Российской Федерации и субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности, защищает экономические и по­литические интересы Российской Федерации во внешнеторго­вой сфере.

Отдельные аспекты внешнеторговой деятельности регулиру­ют: Таможенный кодекс РФ (далее — ТК РФ), НК РФ, феде­ральные законы: от 19 июля 1998 г. № 114-ФЗ «О военно-техни­ческом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами»; от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Рос­сийской Федерации»; от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экс­портном контроле» (с последующими изменениями); от 8 де­кабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидем­пинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»; от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и ва­лютном контроле»; от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и др.

Важное место в системе правового регулирования внешне­торговой деятельности занимают указы Президента РФ, поста­новления Правительства РФ, нормативные правовые акты фе­деральных органов исполнительной власти. Право принимать нормативные правовые акты, регулирующие внешнеторговую деятельность, закреплено за Министерством экономического развития и торговли (п. 5 Положения о Министерстве эконо­мического развития и торговли РФ, утвержденного постановле­нием Правительства РФ от 27 августа 2004 г. № 443).

В создании нормативно-правовой базы внешнеторговой деятельности принимают участие и другие федеральные мини­стерства, нормативные правовые акты которых регулируют эту деятельность в соответствующих областях (Министерство сель­ского хозяйства РФ, Министерство финансов РФ, Министерст­во здравоохранения и социального развития РФ, Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ).

Основой частноправового регулирования внешнеторговых отношений является ГК РФ и принятые в его развитие феде­ральные законы, формулирующие договорное право, построен­ное на началах юридического равенства, инициативы и имуще­ственной самостоятельности участников. Стороны внешнетор­говых контрактов сами определяют условия контракта, свои права и обязанности, ответственность, порядок рассмотрения споров и применимое в этих случаях право. Если публично правовые методы регулирования характеризуются отношениями власти и подчинения, наличием властных предписаний и запретов, то для частного права, напротив, характерны дозволе­ние и правонаделение, т. е. предоставление субъектам возмож­ностей совершения инициативных юридических действий — самостоятельного использования различных правовых средств для удовлетворения своих потребностей и интересов1.

6.3 Государственное (публично-правовое) регулирование внешнеторговой деятельности

Пол сферу действия публично-правового регулирования по­падают отношения субъектов внешнеторговой деятельности, находящихся в положении субординации, подчинения. С одной стороны, в этих отношениях выступают юридические лица и индивидуальные предприниматели, с другой — государство в лице своих органов, реализующих мероприятия по поддержке, контролю, разрешениям и запретам в этой области.

К полномочиям федеральных органов государственной власти в области внешнеторговой деятельности относятся: формирование основных принципов торговой политики; за­щита экономического суверенитета и экономических интере­сов Российской Федерации и российских лиц; государствен­ное регулирование внешнеторговой деятельности, в том числе таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, а также государственное регулирование деятельности в области под­тверждения соответствия товаров обязательным требованиям в связи с их ввозом в Российскую Федерацию и вывозом из Российской Федерации; определение порядка ввоза в Россию и вывоза из России соответствующих товаров.

В Законе о внешнеторговой деятельности по сравнению с Утратившим силу Федеральным законом от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой Деятельности» закреплены новые полномочия: определение по­рядка вывоза из Российской Федерации товаров, составной ча­стью которых является информация, составляющая государст­венную тайну; координация международного сотрудничест­ва РФ в области космической деятельности и контроля за Разработкой и реализацией международных космических проектов РФ; информационное обеспечение внешнеторговой дея­тельности на территории РФ; создание страховых и залоговых фондов в области внешнеторговой деятельности.

Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере государственного регулирования внешнеторговой дея­тельности заключаются в: проведении переговоров и заклю­чении соглашений об осуществлении внешнеэкономиче­ских связей с субъектами иностранных федеративных госу­дарств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также с согласия Правительства РФ с органами государственной власти иностранных государств; содержании своих представителей при торговых представи­тельствах РФ в иностранных государствах за счет бюджета субъекта РФ и по согласованию с уполномоченным федераль­ным органом исполнительной власти; открытии представи­тельства в иностранных государствах в целях реализации со­глашений об осуществлении внешнеэкономических связей в порядке, установленном законодательством РФ; осуществле­нии формирования и реализации региональных программ внешнеторговой деятельности; информационном обеспечении внешнеторговой деятельности на территории субъекта РФ; создании страховых и залоговых фондов в области внешнетор­говой деятельности на территории субъекта РФ. В целях обес­печения единства системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Законе о внешнеторговой дея­тельности полномочия органов государственной власти субъ­ектов РФ были сокращены. Так, региональные власти лиши­лись права контролировать и регулировать внешнеэкономиче­скую деятельность организаций, предоставлять финансовые гарантии и льготы участникам внешнеэкономической деятель­ности, создавать свободные экономические зоны, регулировать приграничную торговлю.

На федеральном уровне государственное регулирование внешнеторговой деятельностью осуществляют в рамках полно­мочий, установленных законом, Президент РФ, Правительст­во РФ и Министерство экономического развития и торгов­ли РФ.

Методы государственного (публично-правового) регулирования внешнеторговой деятельности перечислены в Законе о ВТД:

·таможенно-тарифное регулирование;

·нетарифное регулирование;

·запреты и ограничения ВТД услугами и интеллектуальной собственно­стью;

·меры экономического и административного характера, способствующие развитию ВТД не предусмотренные законодательством.

В целях ограничения вмешательства государства во внешне­торговую деятельность Закон о внешнеторговой деятельности запрещает применять иные методы государственного регулиро­вания внешнеторговой деятельности. За рамками функциони­рования указанных методов внешняя торговля регулируется ча­стноправовым регулированием (гражданским правом).

Таможенно-тарифное регулирование заключается в установ­лении Правительством РФ ввозных и вывозных пошлин в це­лях регулирования внешней торговли товарами, в том числе для защиты внутреннего рынка и стимулирования прогрессив­ных структурных изменений в экономике, в соответствии с за­конодательством РФ. Следует иметь в виду, что ВТО (сторон­ница беспошлинной международной торговли) выступает про­тив применения вывозных пошлин как искажающих уровень мировых иен. Эта проблема является предметом обсуждения и требует решения перед вступлением России в ВТО.

Нетарифное регулирование заключается в установлении Пра­вительством РФ количественных ограничений импорта (экс­порта) товаров; введении им квоты на импорт (экспорт) това­ров с распределением квоты в порядке конкурса или аукциона; лицензировании, т. е. выдачи Министерством экономического развития и торговли РФ лицензий (разрешений) на экспорт (импорт) товаров; предоставлении организациям исключитель­ного права на экспорт (импорт) отдельных видов товаров; вве­дении по решению Правительства РФ специальных защитных антидемпинговых мер и компенсационных мер при импорте товаров для зашиты экономических интересов россий­ских производителей товаров. Порядок применения указанных мер предусмотрен Федеральным законом «О специальных за­щитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при им­порте товаров».

Нетарифное регулирование внешней торговли Правительст­вом РФ применяется в исключительных случаях и только в со­ответствии с федеральным законом, который предписывает не дискриминационное применение количественных ограничений экспорта (импорта) (ст. 22 Закона о внешнеторговой деятель­ности). Это положение является конкретным примером адапта­ции законодательства РФ о внешнеторговой деятельности к правилам международной торговли и требованиям ВТО.

В порядке исключения и в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами исходя из нацио­нальных интересов могут вводиться меры, не носящие эконо­мического характера и затрагивающие внешнюю торговлю то­варами. Они необходимы для соблюдения общественной мора­ли или правопорядка; для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; для защиты культурных ценностей; для предотвращения исчер­пания невосполнимых природных ресурсов (эти меры прово­дятся одновременно с ограничением внутреннего производства или потребления, связанных с использованием невосполнимых природных ресурсов); для обеспечения обороны страны и безо­пасности государства, для защиты интеллектуальной собствен­ности и др.

Исходя из национальных интересов государство может на основании закона также ввести ограничительные меры во внешней торговле услугами, если эти меры необходимы для со­блюдения общественной морали или правопорядка; для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; для выполнения международ­ных обязательств РФ и т. д. Указанные меры не должны приво­дить к произвольной или необоснованной дискриминации дру­гих государств либо представлять собой скрытые ограничения внешней торговли услугами.

Самостоятельным методом государственного регулирования внешнеторговой деятельностью является установление запретов и ограничении внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью (ст. 37—40 Закона о внешнеторговой деятельности).

Ограничивающие и запрещающие методы могут быть связа­ны с определенными в законе целями, например, ввиду участия российской Федерации в международных санкциях в соответ­ствии с Уставом ООН. Ограничение внешней торговли в этом случае вводится указом Президента РФ. Правительство РФ по представлению Центрального банка РФ в целях поддержания равновесия платежного баланса Российской Федерации может ввести меры по ограничению внешней торговли товарами, ус­лугами, интеллектуальной собственностью, Внешняя торговля товарами, услугами интеллектуальной собственностью может ограничиваться мерами валютного регулирования или валютно­го контроля в соответствии со статьями Соглашения Междуна­родного валютного фонда и с законодательством РФ. Наконец, меры ограничения внешней торговли товарами, услугами и ин­теллектуальной собственностью могут вводиться Правительст­вом РФ в качестве ответных мер. Они вводятся в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ и в пределах, необхо­димых для эффективной защиты экономических интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образо­ваний и российских лиц.

Меры экономического и административного характера, спо­собствующие развитию внешнеторговой деятельности, осуществ­ляются Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ в рамках своей компетенции и в соответствии с международными договорами РФ, законодательством РФ.

Это целый блок определенных законодательством мер. Со­действие выражается в кредитовании участников внешнеторго­вой деятельности, в системе гарантий и страхования экспорт­ных кредитов, организации торговых выставок и ярмарок, спе­циализированных симпозиумов и конференций и участия в них, проведении кампаний по продвижению российских товаров, ус­луг, интеллектуальной собственности на мировые рынки.

Правительство РФ осуществляет управление системой внешнеторговой информации и совместно с Центральным бан­ком РФ обеспечивает создание федеральной системы статисти­ческой отчетности и официальное опубликование статистиче­ских данных, благоприятные условия для доступа российских лиц на внешние рынки: вступает в переговоры, заключает договоры, участвует в создании и деятельности международных ор­ганизаций; обеспечивает внешнеэкономические интересы Рос­сийской Федерации в иностранных государствах.

6.4 Гражданско-правовое (частноправовое) регулирование внешнеторговой деятельности.

Под сферу действия частноправового регулирования подпа­дают отношения юридически равных, находящихся в положе­нии координации субъектов внешнеторговой деятельности. Ча­стноправовое регулирование осуществляется международными конвенциями, ГК РФ и содержащими нормы гражданского права федеральными законами, гражданским и торговым пра­вом иностранных государств.

Правовой статус российских и иностранных участников внеш­неторговой деятельности. В результате либерализации внешней торговли российскими субъектами (участниками) внешнеторго­вой деятельности могут быть любые индивидуальные предпри­ниматели и организации, зарегистрированные в установленном законом порядке. Необходимым условием является для юриди­ческих лиц постоянное местонахождение на территории РФ, а для физических лиц — постоянное или преимущественное ме­сто жительства на территории РФ. Право осуществления внеш­неторговой деятельности может быть ограничено в случаях, предусмотренных международными договорами РФ и феде­ральными законами.

Основными документами, регулирующими правовой статус российских участников внешнеторговой деятельности, являют­ся ГК РФ, федеральные законы, принятые в развитие его поло­жений, учредительные договоры и (или) уставы юридических лиц и документы, подтверждающие государственную регистра­цию юридического лица либо индивидуального предпринима­теля. В указанных документах определены гражданская право­способность и дееспособность российского участника внешне­торговой деятельности.

Если индивидуальный предприниматель может стать участ­ником внешнеторговой деятельности, зарегистрировавшись в качестве предпринимателя без образования юридического ли­ца, то коммерческие юридические лица выступают в одной из следующих организационно- правовых форм: полное товарищество, товарищество на вере, общество с ограниченной (допол­нительной) ответственностью, акционерное общество (откры­тое или закрытое), производственный кооператив и унитарное предприятие (государственное или муниципальное). Россий­ская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования осуществляют внешнеторговую деятельность (могут быть ее субъектами) только в случаях, установленных федеральными законами.

Иностранными участниками внешнеторговой деятельности являются физические лица (коммерсанты) или юридические лица, правоспособность которых определяется по праву той страны, гражданами которой они являются (если речь идет о юридических лицах), где они учреждены, или где находится их главный офис, или где они ведут основную деятельность. Лица без гражданства имеют правоспособность и дееспособность по праву той страны, в которой эти лица имеют постоянное место жительства.

Таким образом, иностранными субъектами внешнеторговой деятельности в России считаются юридические лица и органи­зации в иной правовой форме, учрежденные вне пределов Рос­сии, граждане других государств, лица без гражданства, имею­щие постоянное место жительство за пределами России. Ино­странным и российским участникам законодательством РФ предоставляются одинаковые права и обязанности во внешне­торговой деятельности (национальный режим). Если иностран­ным участникам предоставляется режим наибольшего благо­приятствования, это означает, что они между собой в Россий­ской Федерации имеют равный объем прав и обязанностей.

Иностранные юридические лица чаще всего выступают в следующих организационно-правовых формах: полные товари­щества, коммандитные товарищества, общества с ограничен­ной ответственностью, акционерные общества (в странах ро­манских языков они называются анонимными обществами), производственные кооперативы. Акционерным обществам в немецкоязычных странах, России и анонимным обществам в странах с романскими языками соответствуют компании в Анг­лии и корпорации в США.

Следует иметь в виду, что полные и коммандитные товари­щества в Германии и во многом аналогичные им товарищества и коммандитные товарищества в странах англо-американской системы права не являются юридическими лицами, но пользу­ются правами юридических лиц (от своего имени заключают договоры, выступают истцами и ответчиками в суде).

В целях унификации правовой базы и создания благоприят­ной обстановки для координации предпринимательской дея­тельности представителей разных стран Евросоюза в 1985 г. создается новая организационно-правовая форма — Европей­ское объединение по экономическим интересам (ЕОЭИ), кото­рое тоже может быть участником международной торговли. Эта организационно-правовая форма была создана в основном для использования в мелком и среднем бизнесе. Правовой ста­тус ЕОЭИ основывается на принципах полного товарищества, кооперативов и ассоциаций юридических лиц. Для организа­ции ЕОЭИ его участники должны быть, по крайней мере, из двух государств — членов Евросоюза. Все участники ЕОЭИ не­сут совместную, неограниченную и субсидиарную ответствен­ность по его обязательствам. Государство — член Евросоюза вправе само определять, является ли ЕОЭИ юридическим ли­цом по национальному законодательству.

Эта организационно-правовая форма является аналогом на­ционального акционерного общества. ЕАО может быть создано только теми юридическими лицами, которые имеют нацио­нальность государств - членов Евросоюза, а также чье офици­альное и фактическое местонахождение расположено в преде­лах территорий указанных стран.

Российский предприниматель должен быть готов к выходу на российский рынок иностранных участников в новых орга­низационно-правовых формах.

Внешнеторговые сделки. Внешнеторговыми сделками явля­ются сделки, которые совершаются в ходе осуществления внешнеторговой деятельности. Внешнеторговая сделка — это сделка, опосредствующая предпринимательскую деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, интеллектуальной собственностью.

Внешнеторговые сделки регулируются гражданским правом, в том числе международным частным правом. При отсутствии указания на применение конкретных материально-правовых норм к конкретной внешнеторговой сделке применяются кол­лизионные (отсылочные) нормы. Они помогают установить, какое национальное гражданское право должно регулировать данную сделку, данный внешнеторговый контракт.

Внешнеторговая сделка может быть односторонней (выдача доверенности для предъявления за рубежом), двусторонней или многосторонней (договоры). В соответствии с российским за­конодательством внешнеторговая сделка должна быть обяза­тельно совершена в письменной форме.

Внешнеторговые сделки имеют свой обязательственный ста­тут, т. е. установленные в отношении их обязательные правила, требования, закрепленные в нормативных актах. Обязательст­венный статут внешнеторговых сделок определяет сферу их действия и включает решение вопроса о применимом к ним праве.

Наиболее распространенной внешнеторговой сделкой явля­ется международная купля-продажа товаров. Она оформляется договором купли-продажи (внешнеторговым контрактом). В российской доктрине международный договор купли-прода­жи товаров часто называется договором поставки, поскольку субъектами договора являются предприниматели и товар по­ставляется для предпринимательских целей. Помимо россий­ского законодательства (ст. 506—524 ГК РФ и др.) порядок за­ключения договора международной купли-продажи товаров, его предмет, права и обязанности сторон, правовые средства защиты интересов сторон сформулированы в Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров (1980 г.). Отдельные пробелы в этой Конвенции восполняет разработан­ный МТП в 1997 г. Типовой контракт международной купли-продажи, предназначенный для регламентации отношений по перепродаже.

Базисные условия поставки товаров сформулированы в ИНКОТЕРМС-2000 — своде единообразных правил, кодифи­цируемых неправительственными международными организа­циями. Еще одним международным источником регламентации договоров международной купли-продажи товаров являются Принципы международных коммерческих договоров (Принци­пы УНИДРУА). Принципы УНИДРУА относятся к так назы­ваемой частноправовой унификации международных матери­альных норм, которая была осуществлена Международным ин­ститутом унификации частного права.

Среди договоров международной купли-пролажи товаров преобладают договоры экспорта и импорта товаров, распро­странены также бартерные (обменные) сделки, сделки о встречных закупках, сделки о компенсационных закупках1.

Типовыми разделами внешнеторгового контракта являются: преамбула и определение сторон; предмет контракта; базисные условия поставки; цена товара и обшая сумма контракта; срок поставки; качество товара; гарантии качества товара; упаковка и маркировка товара; сдача-приемка товара; сроки поставки; право собственности на товар, переход рисков; условия плате­жа; гарантии; ответственность сторон; освобождение от ответ­ственности.

Ряд сделок по купле-продаже товаров носит специфический характер. Это сделки, совершаемые на особых рынках — товар­ных биржах, международных аукционах и торгах. Договоры, в соответствии с которыми оформляются эти сделки, имеют свои особенности.

Внешняя торговля услугами оформляется различными видами договоров в зависимости от вида услуги. Услуга — это не матери­альный предмет, не вещь, а деятельность, работа. Разнообразие работ и услуг затрудняет выработку единого понятия услуги как на национальном, так и на международном уровнях. В междуна­родной коммерческой практике область купли-продажи услуг охватывает сделки в сфере транспорта, связи, аренды, складско­го хозяйства, туризма, гостиничного хозяйства. К этой группе относятся банковские, финансовые и страховые услуги, инженерно-консультационные услуги (инжиниринг), посредниче­ские операции и др.

Торговля услугами составляет более трети объема мировой торговли: только коммерческие услуги (главным образом пере­возка и туризм) — ее пятая часть1. Услуги более нуждаются в унификации норм применяемого права, чем товары. Существу­ют различные классификации услуг. Так, в российской внеш­неторговой практике сделки по торговым услугам принято под­разделять на две категории: основные, имеющие самостоятель­ный характер, обособленные от купли-продажи и поставок товаров в вещественной форме; сопутствующие, обеспечиваю­щие исполнение сделок купли-продажи товаров и становящие­ся составной частью соответствующих внешнеторговых опера­ций. Сопутствующие услуги оказываются в процессе продвиже­ния товаров от продавца к покупателю.

К основным внешнеторговым сделкам купли-продажи услуг относятся: сделки по оказанию инженерно-консультационных услуг (инжиниринг); арендные сделки; сделки по экспорту (им­порту) туристических услуг; финансовые услуги; сделки по консультационным услугам в области информации и совершен­ствования управления. К сопутствующим внешнеторговым сделкам относятся; сделки по международным перевозкам гру­зов, транспортно-экспедиторские сделки, сделки по хранению грузов, страхованию, по международным расчетам; посредни­ческие услуги и др.

Ввиду сложности и специфичности сферы услуг междуна­родное коммерческое право в течение долгого периода времени ограничивалось регулированием только торговли товарами.

Основные принципы и правила международной торговли услугами были в конце концов сформулированы в Генеральном соглашении о торговле услугами (ГАТС), которое составляет неотъемлемую часть Марракешского соглашения о создании ВТО (1994 г.). В ГАТС используется классификатор услуг, под­готовленный Секретариатом ГАТТ на базе Единого классифи­катора продукта, разработанного в ООН. Он включает более 160 видов услуг, сгруппированных в 12 основных групп: услуги связи, строительства, инжиниринга, деловые, дистрибьюторские, общеобразовательные, финансовые услуги и др.

Подход ВТО к определению того, что считать внешней тор­говлей услугами, используется в других международных согла­шениях: в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве, учреж­дающем партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами — с другой стороны (1994 г.), в Северо-Американском соглашении о зоне свободной торговли и др. Если российским лицом предоставлены услуги (работы) в пользу иностранного участника внешнеторговой деятельности, то это по своим пра­вовым последствиям приравнивается к вывозу товара. В дан­ном случае услуга (работа) переходит от лица, находящегося под юрисдикцией России, к лицу, чья гражданская правоспо­собность определяется по праву иностранного государства. Ес­ли же услуга, оказанная иностранным лицом, направлена на удовлетворение потребностей российского участника сделки, то имеет место ее ввоз в Российскую Федерацию1. Поставка услу­ги согласно ГАТС означает не только ее продажу, но и ее про­изводство, распределение, маркетинг, продажу и доставку. За­кон о внешнеторговой деятельности стоит на этих же позициях и делает серьезный шаг в сторону сближения с требованиями ВТО.

Все многообразие услуг, можно свести к пяти основным видам: финансовые услуги, включая банковские, депозитные, кредитные, расчетные опера­ции, страхование и проч., на которые приходится до 40 про­центов доходов от всех международных услуг; разнообразные транспортные услуги, на которые падает до 25 процентов дохо­дов от всех услуг; международная связь; туризм и рекреацион­ный бизнес (почти столь же доходный, как и транспорт); трудо­вые услуги, включая интеллектуальный труд, воплощаемый в исключительных правах на промышленную собственность (па­тенты, ноу-хау и др.) и авторских правах.

Одним из распространенных видов международных сделок по экспорту (импорту) услуг является финансовая аренда (ли­зинг). В российском законодательстве договор лизинга регули­руется ст. 665—670 ГК РФ, Федеральным законом от 29 октяб­ря 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)». В меж­дународном праве отношения по лизингу регулируются Конвенцией УНИДРУА о международном финансовом лизинге (Оттавская конвенция 1988 г.), участником которой с 1999 г. является Россия. Эта Конвенция распространяется на сделки, реализуемые в рамках только коммерческого оборота его участ­ников. Она не распространяется на обычный договор аренды, прокат и аренду для потребительских целей. Конвенция приме­няется только в случае согласия на то участников сделки.

Отличительными чертами международного финансового ли­зинга согласно указанной Конвенции являются следующие:

1) арендодатель и арендатор должны иметь свои коммерче­ские предприятия на территориях разных государств;

2) арендатор самостоятельно выбирает оборудование и по­ставщика. В связи с этим арендодатель освобождается от ка­кой-либо ответственности перед арендатором за недостатки пе­реданного в лизинг оборудования;

3) арендодатель приобретает у поставщика оборудование специально для последующей передачи его в лизинг. Аренда­тор, не находясь в договорных отношениях с поставщиком, об­ладает по отношению к нему определенными правами; договор международного финансового лизинга всегда воз­мездный, и его участниками являются только предприниматели или коммерческие организации.

грузов, страхованию, по международным расчетам; посредни­ческие услуги и др.

Ввиду сложности и специфичности сферы услуг междуна­родное коммерческое право в течение долгого периода времени ограничивалось регулированием только торговли товарами.

Основные принципы и правила международной торговли услугами были в конце концов сформулированы в Генеральном соглашении о торговле услугами (ГАТС), которое составляет неотъемлемую часть Марракешского соглашения о создании ВТО (1994 г.). В ГАТС используется классификатор услуг, под­готовленный Секретариатом ГАТТ на базе Единого классифи­катора продукта, разработанного в ООН. Он включает более 160 видов услуг, сгруппированных в 12 основных групп: услуги связи, строительства, инжиниринга, деловые, дистрибьюторские, общеобразовательные, финансовые услуги и др.

Подход ВТО к определению того, что считать внешней тор­говлей услугами, используется в других международных согла­шениях: в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве, учреж­дающем партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами — с другой стороны (1994 г.), в Северо-Американском соглашении о зоне свободной торговли и др. Если российским лицом предоставлены услуги (работы) в пользу иностранного участника внешнеторговой деятельности, то это по своим пра­вовым последствиям приравнивается к вывозу товара. В дан­ном случае услуга (работа) переходит от лица, находящегося под юрисдикцией России, к лицу, чья гражданская правоспо­собность определяется по праву иностранного государства. Ес­ли же услуга, оказанная иностранным лицом, направлена на удовлетворение потребностей российского участника сделки, то имеет место ее ввоз в Российскую Федерацию. Поставка услу­ги согласно ГАТС означает не только ее продажу, но и ее про­изводство, распределение, маркетинг, продажу и доставку. За­кон о внешнеторговой деятельности стоит на этих же позициях и делает серьезный шаг в сторону сближения с требованиями ВТО.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1189; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.