КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 6. Внешнеэкономическая политика государства
6.1. Понятие, принципы, цели и правовая база внешнеторговой деятельности. Внешнеторговая деятельность согласно ст. 2 Федерального закона от 8декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее — Закон о внешнеторговой деятельности) — это деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. Закон о внешнеторговой деятельности выделяет четыре объекта внешнеторговой деятельности — товары, услуги, информацию и интеллектуальную собственность. Они являются объектами коммерческой деятельности и на внутреннем рынке страны. Внешняя торговля товарами — это импорт, экспорт товаров, т. с. перемещение товаров с одной части таможенной территории России на ее другую часть. Внешняя торговля услугами — это оказание услуг (работ), включая производство, распределение, маркетинг и доставку услуг (работ) установленным законом способами. В международной коммерческой практике область купли-продажи услуг охватывает комплекс сделок в сфере транспорта, связи, строительства, складского хозяйства, туризма, гостиничного хозяйства. Новое российское законодательство в области внешнеторговой деятельности в целях согласования его с требованиями Всемирной торговой организации (ВТО) отказалось от выделения работ в качестве самостоятельного объекта, включив его в понятие «услуги». Внешняя торговля интеллектуальной собственностью заключается в передаче исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права па использование объектов интеллектуальной собственности российским лицом иностранному лицу либо иностранным лицом российскому лицу.
Закон о внешнеторговой деятельности также регулирует бартерные (обменные) сделки во внешнеторговой деятельности. Это сделки, совершаемые при осуществлении внешнеторговой деятельности и предусматривающие обмен товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью. В целях более строгого контроля со стороны государства за совершением этих сделок на законодательном уровне был введен особый порядок их оформления и учета (составляется паспорт бартерной сделки). Внешнеторговая деятельность, таким образом, представляет собой разновидность предпринимательской деятельности в области международного обмена. Она регулируется государством посредством публичного права (конституционного, административного, финансового, налогового, таможенного права и др.) и ее участниками посредством частного (гражданского) права, где ведущую роль играет договор. Целью государственного регулирования внешнеторговой деятельности является обеспечение благоприятных условий для внешнеторговой деятельности; защита экономических и политических интересов Российской Федерации; создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг. Участники внешнеторговой деятельности, соблюдая требования законодательства, в договорной форме сами регулируют свою коммерческую деятельность. Государство и хозяйствующие субъекты внешнеторговой деятельности, регулируя внешнеторговую деятельность в рамках своих полномочий, основываются на соблюдении общепризнанных принципов и норм международного права, а также обязательств, вытекающих из международных договоров РФ. При этом необходимо отметить, что в мировом сообществе «вторжение» государства в регулирование внешнеторговой деятельности встречает серьезные возражения со стороны ВТО. Ее требования сводятся к минимизации, регулирующей роли государства в сфере внешней торговли. Россия, заявив о желании вступить в ВТО, предприняла ряд мер по адаптации законодательства РФ о внешнеторговой деятельности к требованиям и рекомендациям, которые содержатся в документах ВТО. Об этом свидетельствует, например, введение в Законе о внешнеторговой деятельности исчерпывающего перечня методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности с недопущением иных методов, кроме перечисленных в этом Законе.
Закон о внешнеторговой деятельности (ВТД) закрепляет основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, которые предопределяют пути реализации этой деятельности. К ним относятся: 1. Защита государством интересов участников ВТД; 2. Равенство участников ВТД; 3. Единство таможенной территории РФ; 4. Единство системы государственного регулирования ВТД; 5. Принцип исключения неоправданного вмешательства государства в ВТД; 6. Выбор государством мер, не обременительных для участников ВТД; 7. Взаимность в отношении других государств, т. е. обусловленность торгового режима, предоставляемого Россией другой стране, теми условиями торговли, какие действуют в данном государстве в отношении России; 8. Гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности; 9. Обеспечение обороны страны и безопасности государства; 10. Обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности; 11. Право обжаловать в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц; 12. Право на оспаривание нормативных правовых актов РФ, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности; 13. Принцип договорного регулирования ВТД. Все принципы нашли свое выражение в законах и подзаконных актах, которые составляют наряду с международными нормативными актами, договорами и обычаями правовую основу внешнеторговой деятельности. 6.2. Источники правового регулирования внешнеторговой деятельности.
Источниками права, регулирующего внешнеторговую деятельность, являются: законодательство РФ, международные договоры РФ, обычаи делового оборота (торговые обычаи). Международно-правовые источники правового регулирования внешнеторговой деятельности в условиях стремительного развития международного товарообмена и тенденции к унификации принципов и правил регулирования международной коммерции приобретают все большее значение. Опираясь на Конституцию РФ (ст. 15), следует признать, что приоритетными относительно законодательства РФ являются не только международные договоры РФ, но и общепризнанные принципы и нормы международного права. Международные договоры, являющиеся источниками правового регулирования внешнеторговой деятельности, подразделяются на многосторонние и двусторонние. Многосторонние международные договоры заключаются группой государств в целях создания универсального международно-правового режима отношений для предпринимателей соответствующей государственной принадлежности (например, Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (1980 г.), Стамбульская конвенция о временном ввозе (1990 г.), Соглашение о единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (1995 г.). Большую роль в подготовке и принятии многосторонних международных договоров (обычно называемых конвенциями) играют такие международные организации, как Гаагская конференция по международному частному праву. Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). Международный институт унификации частного права (УНИДРУА), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) и др. Большой вклад в унификацию международных правил торговли внесли Европейская экономическая комиссия (ЕЭК) и Международная торговая палата (МТП). ЕЭК разработала множество стандартных (типовых) условий контрактов для: экспортных поставок машин и оборудования; монтажа машин и оборудования за границей; продажи пиломатериалов хвойных пород; продажи зерновых; продажи картофеля; продажи свежих фруктов и о вошей, включая цитрусовые и др. МТП разработала и постоянно совершенствует ИНКОТЕРМС, унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов; руководства по составлению торговых агентских соглашений и др. Документы МТП помогают участникам внешнеторговой деятельности наиболее выгодным образом определить взаимные права и обязанности, грамотно сформулировать их в контракте.
Примером двусторонних международных договоров РФ являются Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины о свободной торговле (1993 г.), Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Таджикистан о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности (1997 г.). Значительную роль в правовом регулировании внешнеторговой деятельности и особенно в торговом мореплавании играют обычаи делового оборота (торговые обычаи). Российский предприниматель, выходя на внешний рынок, должен учитывать утвердившиеся в зарубежных странах торговые обычаи, правила коммерческой деятельности, сложившуюся торговую практику. Торговые обычаи фиксируются в материалах организаций ООН, специальных сборниках торговых палат, правилах крупных бирж, типовых контрактах, решениях третейских судов. В странах англо-американской системы права источником правового регулирования международных коммерческих отношений является также судебная и арбитражная практика. Российский участник внешнеторговой деятельности, заключая внешнеторговый контракт с представителями этих стран и соглашаясь на применение права стран данной правовой системы, должен иметь это в виду. Источником правового регулирования внешнеторговой деятельности для российских участников может быть в случае их согласия законодательство иностранного государства или при возникновении спора в отношении применяемого права на основании коллизионной (отсылочной) нормы права. Законодательство РФ о внешнеторговой деятельности. Общие начала правового регулирования внешнеторговой деятельности заложены в Конституции РФ. Согласно п. «л» ст. 71 Конституции РФ внешнеэкономические отношения РФ относятся к ведению Российской Федерации. К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесены координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ (п. «о» ч. I ст. 72 Конституции РФ). В развитие конституционных норм в последние годы был принят целый ряд законов, регулирующих внешнеторговые отношения, которые соответствуют требованиям и стандартам ВТО. Это новый этап развития законодательства РФ о внешнеторговой деятельности — формирование системы правового регулирования, ориентированной на создание правовых предпосылок вступления Российской Федерации в ВТО. Центральным в этой системе является Закон о внешнеторговой деятельности. Он закрепляет основы государственного Регулирования внешнеторговой деятельности, уточняет полномочия Российской Федерации и субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности, защищает экономические и политические интересы Российской Федерации во внешнеторговой сфере. Отдельные аспекты внешнеторговой деятельности регулируют: Таможенный кодекс РФ (далее — ТК РФ), НК РФ, федеральные законы: от 19 июля 1998 г. № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами»; от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации»; от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» (с последующими изменениями); от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»; от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»; от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и др. Важное место в системе правового регулирования внешнеторговой деятельности занимают указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Право принимать нормативные правовые акты, регулирующие внешнеторговую деятельность, закреплено за Министерством экономического развития и торговли (п. 5 Положения о Министерстве экономического развития и торговли РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 августа 2004 г. № 443). В создании нормативно-правовой базы внешнеторговой деятельности принимают участие и другие федеральные министерства, нормативные правовые акты которых регулируют эту деятельность в соответствующих областях (Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство финансов РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ). Основой частноправового регулирования внешнеторговых отношений является ГК РФ и принятые в его развитие федеральные законы, формулирующие договорное право, построенное на началах юридического равенства, инициативы и имущественной самостоятельности участников. Стороны внешнеторговых контрактов сами определяют условия контракта, свои права и обязанности, ответственность, порядок рассмотрения споров и применимое в этих случаях право. Если публично правовые методы регулирования характеризуются отношениями власти и подчинения, наличием властных предписаний и запретов, то для частного права, напротив, характерны дозволение и правонаделение, т. е. предоставление субъектам возможностей совершения инициативных юридических действий — самостоятельного использования различных правовых средств для удовлетворения своих потребностей и интересов1. 6.3 Государственное (публично-правовое) регулирование внешнеторговой деятельности Пол сферу действия публично-правового регулирования попадают отношения субъектов внешнеторговой деятельности, находящихся в положении субординации, подчинения. С одной стороны, в этих отношениях выступают юридические лица и индивидуальные предприниматели, с другой — государство в лице своих органов, реализующих мероприятия по поддержке, контролю, разрешениям и запретам в этой области. К полномочиям федеральных органов государственной власти в области внешнеторговой деятельности относятся: формирование основных принципов торговой политики; защита экономического суверенитета и экономических интересов Российской Федерации и российских лиц; государственное регулирование внешнеторговой деятельности, в том числе таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, а также государственное регулирование деятельности в области подтверждения соответствия товаров обязательным требованиям в связи с их ввозом в Российскую Федерацию и вывозом из Российской Федерации; определение порядка ввоза в Россию и вывоза из России соответствующих товаров. В Законе о внешнеторговой деятельности по сравнению с Утратившим силу Федеральным законом от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой Деятельности» закреплены новые полномочия: определение порядка вывоза из Российской Федерации товаров, составной частью которых является информация, составляющая государственную тайну; координация международного сотрудничества РФ в области космической деятельности и контроля за Разработкой и реализацией международных космических проектов РФ; информационное обеспечение внешнеторговой деятельности на территории РФ; создание страховых и залоговых фондов в области внешнеторговой деятельности. Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере государственного регулирования внешнеторговой деятельности заключаются в: проведении переговоров и заключении соглашений об осуществлении внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также с согласия Правительства РФ с органами государственной власти иностранных государств; содержании своих представителей при торговых представительствах РФ в иностранных государствах за счет бюджета субъекта РФ и по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; открытии представительства в иностранных государствах в целях реализации соглашений об осуществлении внешнеэкономических связей в порядке, установленном законодательством РФ; осуществлении формирования и реализации региональных программ внешнеторговой деятельности; информационном обеспечении внешнеторговой деятельности на территории субъекта РФ; создании страховых и залоговых фондов в области внешнеторговой деятельности на территории субъекта РФ. В целях обеспечения единства системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Законе о внешнеторговой деятельности полномочия органов государственной власти субъектов РФ были сокращены. Так, региональные власти лишились права контролировать и регулировать внешнеэкономическую деятельность организаций, предоставлять финансовые гарантии и льготы участникам внешнеэкономической деятельности, создавать свободные экономические зоны, регулировать приграничную торговлю. На федеральном уровне государственное регулирование внешнеторговой деятельностью осуществляют в рамках полномочий, установленных законом, Президент РФ, Правительство РФ и Министерство экономического развития и торговли РФ. Методы государственного (публично-правового) регулирования внешнеторговой деятельности перечислены в Законе о ВТД: ·таможенно-тарифное регулирование; ·нетарифное регулирование; ·запреты и ограничения ВТД услугами и интеллектуальной собственностью; ·меры экономического и административного характера, способствующие развитию ВТД не предусмотренные законодательством. В целях ограничения вмешательства государства во внешнеторговую деятельность Закон о внешнеторговой деятельности запрещает применять иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. За рамками функционирования указанных методов внешняя торговля регулируется частноправовым регулированием (гражданским правом). Таможенно-тарифное регулирование заключается в установлении Правительством РФ ввозных и вывозных пошлин в целях регулирования внешней торговли товарами, в том числе для защиты внутреннего рынка и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике, в соответствии с законодательством РФ. Следует иметь в виду, что ВТО (сторонница беспошлинной международной торговли) выступает против применения вывозных пошлин как искажающих уровень мировых иен. Эта проблема является предметом обсуждения и требует решения перед вступлением России в ВТО. Нетарифное регулирование заключается в установлении Правительством РФ количественных ограничений импорта (экспорта) товаров; введении им квоты на импорт (экспорт) товаров с распределением квоты в порядке конкурса или аукциона; лицензировании, т. е. выдачи Министерством экономического развития и торговли РФ лицензий (разрешений) на экспорт (импорт) товаров; предоставлении организациям исключительного права на экспорт (импорт) отдельных видов товаров; введении по решению Правительства РФ специальных защитных антидемпинговых мер и компенсационных мер при импорте товаров для зашиты экономических интересов российских производителей товаров. Порядок применения указанных мер предусмотрен Федеральным законом «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров». Нетарифное регулирование внешней торговли Правительством РФ применяется в исключительных случаях и только в соответствии с федеральным законом, который предписывает не дискриминационное применение количественных ограничений экспорта (импорта) (ст. 22 Закона о внешнеторговой деятельности). Это положение является конкретным примером адаптации законодательства РФ о внешнеторговой деятельности к правилам международной торговли и требованиям ВТО. В порядке исключения и в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами исходя из национальных интересов могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами. Они необходимы для соблюдения общественной морали или правопорядка; для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; для защиты культурных ценностей; для предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов (эти меры проводятся одновременно с ограничением внутреннего производства или потребления, связанных с использованием невосполнимых природных ресурсов); для обеспечения обороны страны и безопасности государства, для защиты интеллектуальной собственности и др. Исходя из национальных интересов государство может на основании закона также ввести ограничительные меры во внешней торговле услугами, если эти меры необходимы для соблюдения общественной морали или правопорядка; для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; для выполнения международных обязательств РФ и т. д. Указанные меры не должны приводить к произвольной или необоснованной дискриминации других государств либо представлять собой скрытые ограничения внешней торговли услугами. Самостоятельным методом государственного регулирования внешнеторговой деятельностью является установление запретов и ограничении внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью (ст. 37—40 Закона о внешнеторговой деятельности). Ограничивающие и запрещающие методы могут быть связаны с определенными в законе целями, например, ввиду участия российской Федерации в международных санкциях в соответствии с Уставом ООН. Ограничение внешней торговли в этом случае вводится указом Президента РФ. Правительство РФ по представлению Центрального банка РФ в целях поддержания равновесия платежного баланса Российской Федерации может ввести меры по ограничению внешней торговли товарами, услугами, интеллектуальной собственностью, Внешняя торговля товарами, услугами интеллектуальной собственностью может ограничиваться мерами валютного регулирования или валютного контроля в соответствии со статьями Соглашения Международного валютного фонда и с законодательством РФ. Наконец, меры ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью могут вводиться Правительством РФ в качестве ответных мер. Они вводятся в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ и в пределах, необходимых для эффективной защиты экономических интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований и российских лиц. Меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности, осуществляются Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ в рамках своей компетенции и в соответствии с международными договорами РФ, законодательством РФ. Это целый блок определенных законодательством мер. Содействие выражается в кредитовании участников внешнеторговой деятельности, в системе гарантий и страхования экспортных кредитов, организации торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций и участия в них, проведении кампаний по продвижению российских товаров, услуг, интеллектуальной собственности на мировые рынки. Правительство РФ осуществляет управление системой внешнеторговой информации и совместно с Центральным банком РФ обеспечивает создание федеральной системы статистической отчетности и официальное опубликование статистических данных, благоприятные условия для доступа российских лиц на внешние рынки: вступает в переговоры, заключает договоры, участвует в создании и деятельности международных организаций; обеспечивает внешнеэкономические интересы Российской Федерации в иностранных государствах. 6.4 Гражданско-правовое (частноправовое) регулирование внешнеторговой деятельности. Под сферу действия частноправового регулирования подпадают отношения юридически равных, находящихся в положении координации субъектов внешнеторговой деятельности. Частноправовое регулирование осуществляется международными конвенциями, ГК РФ и содержащими нормы гражданского права федеральными законами, гражданским и торговым правом иностранных государств. Правовой статус российских и иностранных участников внешнеторговой деятельности. В результате либерализации внешней торговли российскими субъектами (участниками) внешнеторговой деятельности могут быть любые индивидуальные предприниматели и организации, зарегистрированные в установленном законом порядке. Необходимым условием является для юридических лиц постоянное местонахождение на территории РФ, а для физических лиц — постоянное или преимущественное место жительства на территории РФ. Право осуществления внешнеторговой деятельности может быть ограничено в случаях, предусмотренных международными договорами РФ и федеральными законами. Основными документами, регулирующими правовой статус российских участников внешнеторговой деятельности, являются ГК РФ, федеральные законы, принятые в развитие его положений, учредительные договоры и (или) уставы юридических лиц и документы, подтверждающие государственную регистрацию юридического лица либо индивидуального предпринимателя. В указанных документах определены гражданская правоспособность и дееспособность российского участника внешнеторговой деятельности. Если индивидуальный предприниматель может стать участником внешнеторговой деятельности, зарегистрировавшись в качестве предпринимателя без образования юридического лица, то коммерческие юридические лица выступают в одной из следующих организационно- правовых форм: полное товарищество, товарищество на вере, общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью, акционерное общество (открытое или закрытое), производственный кооператив и унитарное предприятие (государственное или муниципальное). Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования осуществляют внешнеторговую деятельность (могут быть ее субъектами) только в случаях, установленных федеральными законами. Иностранными участниками внешнеторговой деятельности являются физические лица (коммерсанты) или юридические лица, правоспособность которых определяется по праву той страны, гражданами которой они являются (если речь идет о юридических лицах), где они учреждены, или где находится их главный офис, или где они ведут основную деятельность. Лица без гражданства имеют правоспособность и дееспособность по праву той страны, в которой эти лица имеют постоянное место жительства. Таким образом, иностранными субъектами внешнеторговой деятельности в России считаются юридические лица и организации в иной правовой форме, учрежденные вне пределов России, граждане других государств, лица без гражданства, имеющие постоянное место жительство за пределами России. Иностранным и российским участникам законодательством РФ предоставляются одинаковые права и обязанности во внешнеторговой деятельности (национальный режим). Если иностранным участникам предоставляется режим наибольшего благоприятствования, это означает, что они между собой в Российской Федерации имеют равный объем прав и обязанностей. Иностранные юридические лица чаще всего выступают в следующих организационно-правовых формах: полные товарищества, коммандитные товарищества, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества (в странах романских языков они называются анонимными обществами), производственные кооперативы. Акционерным обществам в немецкоязычных странах, России и анонимным обществам в странах с романскими языками соответствуют компании в Англии и корпорации в США. Следует иметь в виду, что полные и коммандитные товарищества в Германии и во многом аналогичные им товарищества и коммандитные товарищества в странах англо-американской системы права не являются юридическими лицами, но пользуются правами юридических лиц (от своего имени заключают договоры, выступают истцами и ответчиками в суде). В целях унификации правовой базы и создания благоприятной обстановки для координации предпринимательской деятельности представителей разных стран Евросоюза в 1985 г. создается новая организационно-правовая форма — Европейское объединение по экономическим интересам (ЕОЭИ), которое тоже может быть участником международной торговли. Эта организационно-правовая форма была создана в основном для использования в мелком и среднем бизнесе. Правовой статус ЕОЭИ основывается на принципах полного товарищества, кооперативов и ассоциаций юридических лиц. Для организации ЕОЭИ его участники должны быть, по крайней мере, из двух государств — членов Евросоюза. Все участники ЕОЭИ несут совместную, неограниченную и субсидиарную ответственность по его обязательствам. Государство — член Евросоюза вправе само определять, является ли ЕОЭИ юридическим лицом по национальному законодательству. Эта организационно-правовая форма является аналогом национального акционерного общества. ЕАО может быть создано только теми юридическими лицами, которые имеют национальность государств - членов Евросоюза, а также чье официальное и фактическое местонахождение расположено в пределах территорий указанных стран. Российский предприниматель должен быть готов к выходу на российский рынок иностранных участников в новых организационно-правовых формах. Внешнеторговые сделки. Внешнеторговыми сделками являются сделки, которые совершаются в ходе осуществления внешнеторговой деятельности. Внешнеторговая сделка — это сделка, опосредствующая предпринимательскую деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, интеллектуальной собственностью. Внешнеторговые сделки регулируются гражданским правом, в том числе международным частным правом. При отсутствии указания на применение конкретных материально-правовых норм к конкретной внешнеторговой сделке применяются коллизионные (отсылочные) нормы. Они помогают установить, какое национальное гражданское право должно регулировать данную сделку, данный внешнеторговый контракт. Внешнеторговая сделка может быть односторонней (выдача доверенности для предъявления за рубежом), двусторонней или многосторонней (договоры). В соответствии с российским законодательством внешнеторговая сделка должна быть обязательно совершена в письменной форме. Внешнеторговые сделки имеют свой обязательственный статут, т. е. установленные в отношении их обязательные правила, требования, закрепленные в нормативных актах. Обязательственный статут внешнеторговых сделок определяет сферу их действия и включает решение вопроса о применимом к ним праве. Наиболее распространенной внешнеторговой сделкой является международная купля-продажа товаров. Она оформляется договором купли-продажи (внешнеторговым контрактом). В российской доктрине международный договор купли-продажи товаров часто называется договором поставки, поскольку субъектами договора являются предприниматели и товар поставляется для предпринимательских целей. Помимо российского законодательства (ст. 506—524 ГК РФ и др.) порядок заключения договора международной купли-продажи товаров, его предмет, права и обязанности сторон, правовые средства защиты интересов сторон сформулированы в Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров (1980 г.). Отдельные пробелы в этой Конвенции восполняет разработанный МТП в 1997 г. Типовой контракт международной купли-продажи, предназначенный для регламентации отношений по перепродаже. Базисные условия поставки товаров сформулированы в ИНКОТЕРМС-2000 — своде единообразных правил, кодифицируемых неправительственными международными организациями. Еще одним международным источником регламентации договоров международной купли-продажи товаров являются Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА). Принципы УНИДРУА относятся к так называемой частноправовой унификации международных материальных норм, которая была осуществлена Международным институтом унификации частного права. Среди договоров международной купли-пролажи товаров преобладают договоры экспорта и импорта товаров, распространены также бартерные (обменные) сделки, сделки о встречных закупках, сделки о компенсационных закупках1. Типовыми разделами внешнеторгового контракта являются: преамбула и определение сторон; предмет контракта; базисные условия поставки; цена товара и обшая сумма контракта; срок поставки; качество товара; гарантии качества товара; упаковка и маркировка товара; сдача-приемка товара; сроки поставки; право собственности на товар, переход рисков; условия платежа; гарантии; ответственность сторон; освобождение от ответственности. Ряд сделок по купле-продаже товаров носит специфический характер. Это сделки, совершаемые на особых рынках — товарных биржах, международных аукционах и торгах. Договоры, в соответствии с которыми оформляются эти сделки, имеют свои особенности. Внешняя торговля услугами оформляется различными видами договоров в зависимости от вида услуги. Услуга — это не материальный предмет, не вещь, а деятельность, работа. Разнообразие работ и услуг затрудняет выработку единого понятия услуги как на национальном, так и на международном уровнях. В международной коммерческой практике область купли-продажи услуг охватывает сделки в сфере транспорта, связи, аренды, складского хозяйства, туризма, гостиничного хозяйства. К этой группе относятся банковские, финансовые и страховые услуги, инженерно-консультационные услуги (инжиниринг), посреднические операции и др. Торговля услугами составляет более трети объема мировой торговли: только коммерческие услуги (главным образом перевозка и туризм) — ее пятая часть1. Услуги более нуждаются в унификации норм применяемого права, чем товары. Существуют различные классификации услуг. Так, в российской внешнеторговой практике сделки по торговым услугам принято подразделять на две категории: основные, имеющие самостоятельный характер, обособленные от купли-продажи и поставок товаров в вещественной форме; сопутствующие, обеспечивающие исполнение сделок купли-продажи товаров и становящиеся составной частью соответствующих внешнеторговых операций. Сопутствующие услуги оказываются в процессе продвижения товаров от продавца к покупателю. К основным внешнеторговым сделкам купли-продажи услуг относятся: сделки по оказанию инженерно-консультационных услуг (инжиниринг); арендные сделки; сделки по экспорту (импорту) туристических услуг; финансовые услуги; сделки по консультационным услугам в области информации и совершенствования управления. К сопутствующим внешнеторговым сделкам относятся; сделки по международным перевозкам грузов, транспортно-экспедиторские сделки, сделки по хранению грузов, страхованию, по международным расчетам; посреднические услуги и др. Ввиду сложности и специфичности сферы услуг международное коммерческое право в течение долгого периода времени ограничивалось регулированием только торговли товарами. Основные принципы и правила международной торговли услугами были в конце концов сформулированы в Генеральном соглашении о торговле услугами (ГАТС), которое составляет неотъемлемую часть Марракешского соглашения о создании ВТО (1994 г.). В ГАТС используется классификатор услуг, подготовленный Секретариатом ГАТТ на базе Единого классификатора продукта, разработанного в ООН. Он включает более 160 видов услуг, сгруппированных в 12 основных групп: услуги связи, строительства, инжиниринга, деловые, дистрибьюторские, общеобразовательные, финансовые услуги и др. Подход ВТО к определению того, что считать внешней торговлей услугами, используется в других международных соглашениях: в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве, учреждающем партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами — с другой стороны (1994 г.), в Северо-Американском соглашении о зоне свободной торговли и др. Если российским лицом предоставлены услуги (работы) в пользу иностранного участника внешнеторговой деятельности, то это по своим правовым последствиям приравнивается к вывозу товара. В данном случае услуга (работа) переходит от лица, находящегося под юрисдикцией России, к лицу, чья гражданская правоспособность определяется по праву иностранного государства. Если же услуга, оказанная иностранным лицом, направлена на удовлетворение потребностей российского участника сделки, то имеет место ее ввоз в Российскую Федерацию1. Поставка услуги согласно ГАТС означает не только ее продажу, но и ее производство, распределение, маркетинг, продажу и доставку. Закон о внешнеторговой деятельности стоит на этих же позициях и делает серьезный шаг в сторону сближения с требованиями ВТО. Все многообразие услуг, можно свести к пяти основным видам: финансовые услуги, включая банковские, депозитные, кредитные, расчетные операции, страхование и проч., на которые приходится до 40 процентов доходов от всех международных услуг; разнообразные транспортные услуги, на которые падает до 25 процентов доходов от всех услуг; международная связь; туризм и рекреационный бизнес (почти столь же доходный, как и транспорт); трудовые услуги, включая интеллектуальный труд, воплощаемый в исключительных правах на промышленную собственность (патенты, ноу-хау и др.) и авторских правах. Одним из распространенных видов международных сделок по экспорту (импорту) услуг является финансовая аренда (лизинг). В российском законодательстве договор лизинга регулируется ст. 665—670 ГК РФ, Федеральным законом от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)». В международном праве отношения по лизингу регулируются Конвенцией УНИДРУА о международном финансовом лизинге (Оттавская конвенция 1988 г.), участником которой с 1999 г. является Россия. Эта Конвенция распространяется на сделки, реализуемые в рамках только коммерческого оборота его участников. Она не распространяется на обычный договор аренды, прокат и аренду для потребительских целей. Конвенция применяется только в случае согласия на то участников сделки. Отличительными чертами международного финансового лизинга согласно указанной Конвенции являются следующие: 1) арендодатель и арендатор должны иметь свои коммерческие предприятия на территориях разных государств; 2) арендатор самостоятельно выбирает оборудование и поставщика. В связи с этим арендодатель освобождается от какой-либо ответственности перед арендатором за недостатки переданного в лизинг оборудования; 3) арендодатель приобретает у поставщика оборудование специально для последующей передачи его в лизинг. Арендатор, не находясь в договорных отношениях с поставщиком, обладает по отношению к нему определенными правами; договор международного финансового лизинга всегда возмездный, и его участниками являются только предприниматели или коммерческие организации. грузов, страхованию, по международным расчетам; посреднические услуги и др. Ввиду сложности и специфичности сферы услуг международное коммерческое право в течение долгого периода времени ограничивалось регулированием только торговли товарами. Основные принципы и правила международной торговли услугами были в конце концов сформулированы в Генеральном соглашении о торговле услугами (ГАТС), которое составляет неотъемлемую часть Марракешского соглашения о создании ВТО (1994 г.). В ГАТС используется классификатор услуг, подготовленный Секретариатом ГАТТ на базе Единого классификатора продукта, разработанного в ООН. Он включает более 160 видов услуг, сгруппированных в 12 основных групп: услуги связи, строительства, инжиниринга, деловые, дистрибьюторские, общеобразовательные, финансовые услуги и др. Подход ВТО к определению того, что считать внешней торговлей услугами, используется в других международных соглашениях: в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве, учреждающем партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами — с другой стороны (1994 г.), в Северо-Американском соглашении о зоне свободной торговли и др. Если российским лицом предоставлены услуги (работы) в пользу иностранного участника внешнеторговой деятельности, то это по своим правовым последствиям приравнивается к вывозу товара. В данном случае услуга (работа) переходит от лица, находящегося под юрисдикцией России, к лицу, чья гражданская правоспособность определяется по праву иностранного государства. Если же услуга, оказанная иностранным лицом, направлена на удовлетворение потребностей российского участника сделки, то имеет место ее ввоз в Российскую Федерацию. Поставка услуги согласно ГАТС означает не только ее продажу, но и ее производство, распределение, маркетинг, продажу и доставку. Закон о внешнеторговой деятельности стоит на этих же позициях и делает серьезный шаг в сторону сближения с требованиями ВТО.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1189; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |