Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процесс формирования программы развития и путей достижения целей предприятия называется планированием




Планирование как функция управления.

Успех деятельности предприятия во многом зависит от качества предвидения будущего фирмы, т.е. от качества планирования.

Планирование - это важнейшая, ведущая функция управления. Чем больше рынка, тем важнее план. Планирование представляет собой преднамеренную попытку оказать воздействие, управлять размахом, скоростью и последствиями изменений.

Планирование для предприятий является деятельностью высшего порядка. Осуществляя планирование руководитель предприятия имеет возможность дать ответы на очень важные вопросы:

1. На какой стадии развития находится предприятие, оценить сильные и слабые стороны своей деятельности, определить свое место в конкурентной среде.

2. Чего мы хотим достигнуть, т.е. определить цели.

3. Как мы собираемся это сделать, т.е. определить пути, методы достижения поставленных целей. С помощью каких ресурсов могут быть достигнуты цели, которые мы перед собой ставим.

Условиями эффективного планирования являются:

· гибкость и адаптивность, т.е. планирование должно своевременно реагировать на изменение внешней среды предприятия.

· планированием должны заниматься, прежде всего, те, кто будет затем выполнять разработанные планы;

· уровень компетенции в планировании должен соответствовать уровню компетенции при распоряжении ресурсами предприятия.

В управленческой деятельности различают два вида планирования:

· стратегическое

· текущее (тактическое)

Различают два вида планирования: стратегическое и текущее.

1. Стратегическое планирование.

Эффективность деятельности предприятия в огромной степени зависит от его стратегии и от того, насколько ему удается ее реализовать. Слово «Стратегия» заимствовано из военной терминологии, в переводе с греческого stratos (войско) + ago (веду) означает искусство руководства.

Стратегическое планирование - это управленческийпроцесс создания и поддержания соответствия между целями предприятия и его потенциальными возможностями. Стратегические планы разрабатываются на 5 и более лет.

При стратегическом планировании ставятся цели принципиального характера. К ним можно отнести:

q сдерживание стремления получить максимальные текущие прибыли в ущерб долгосрочным задачам;

q ориентирование на предвидение будущих изменений, чем реагирование на уже происходящие изменения;

q наметить конкретные цели при имеющихся ограниченных ресурсах.

То есть руководитель, разрабатывая стратегический план, стремится ориентироваться в большей степени на предвидение будущих изменений внешней среды, чем реагировать на уже происходящие изменения.

Процесс стратегического планирования можно разбить на несколько этапов (рис. 1).

 

Разработка Программы Предприятия   Формулирование целей и задач   Внешний анализ Внутренний анализ хозяйственной деятельности   Стратегия роста предприятия

I II III IV V

 

Рисунок - 1 Этапы стратегического планирования

 

I этап. Программа — это экономическая политика предприятия, единое направление деятельности. Программа предприятия ориентируется на удовлетворение конкретных нужд и запросов клиентов, расширение рынка, совершенствование производства, увеличение продаж - все это подчинено удовлетворению потребностей людей.

II этап. Для реализации программы формулируются цели и задачи в виде конкретных цифр. Цели формулируются в терминах: объем реализации, рентабельность, издержки, доля участия в рынке и т.д.

III этап. Для принятия стратегических решений необходимо учесть комплекс факторов внешней среды, влияющих на деятельность предприятия, в частности, политику правительства, состояние отрасли, к которой принадлежит предприятие, экономическое положение в стране и т.д.

IV этап. Представляет собой анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятия. При этом выявляются слабые и сильные стороны предприятия, возможности перераспределения средств и необходимость инвестиций, сбыт и маркетинг, трудовые ресурсы, финансы, исследования и разработки.

V этап. На этом этапе стратегия предприятия приобретает конкретную форму. Определяются возможности расширения производства и границ рынка (увеличение сбыта).

Стратегии предприятия могут разрабатываться в различных направлениях. По мнению Э.Портера, крупного американского специалиста в области экономической стратегии предприятий, большинство стратегий можно объединить в три группы (рис. 2):

1.контроль над затратами;

2.дифференциация;

3.фокусирование.

 

Весь рынок или большая часть     Стратегия дифференциации   Стратегия контроля над затратами
Сегмент рынка     Фокусирование

 

Рисунок 2 - "Видовые" стратегии Портера

 

Контроль над затратами. Стратегия такого типа базируется на снижении собственных издержек но сравнению с затратами других предприятий, путем обязательного контроля над затратами, регулирования размера предприятия и объема продукции, благодаря чему достигается более высокая эффективность производства.

Стратегия дифференциации. Эта стратегия направлена на то, чтобы поставить на рынок товары или услуги более привлекательные для потребителей, чем продукция других предприятии (эти дополнительные преимущества могут содержать следующие элементы: имидж, обслуживание клиентов, качество). Это хорошая, надежная стратегия для достижения высоких прибылей (клиенты, предпочитающие один и тот же продукт хорошей марки, менее восприимчивы к цене).

Фокусирование. При использовании стратегии фокуса предприятие целенаправленно ориентируется на какую-то группу потребителей или часть ассортимента продукции или на географический рынок, т.е. на сегмент рынка. Стратегия фокуса имеет 2 варианта: фокус затрат и фокус дифференциации.

Стратегия предприятия может быть изложена в виде "Бизнес-плана".

2.Текущее планирование

Инструментом реализации стратегического плана являются текущие планы. Если стратегический план представляет общую экономическую политику предприятия на несколько лет, то текущие планы решают конкретные задачи на ограниченном отрезке времени (год)/квартал, месяц).

Формами текущего планирования могут быть:

1. планирование маркетинга;

2. составление годового плана по основным экономическим показателям деятельности предприятия (объем продаж, прибыль, издержки и др.);

3. составление разделов финансового плана;

4. разбивка стратегических планов.

План маркетинга обеспечивает работу предприятия в современных условиях.

Под маркетингом понимают систему управления производственно-сбытовой деятельностью в условиях рынка или (по Ф. Котлеру) рассматривают маркетинг как вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. Однако, в любом случае, планирование в маркетинге - это непрерывный циклический процесс, имеющий своей глобальной целью приведение возможностей фирмы в наилучшее соответствии с возможностями рынка.

План маркетинга - это гибкая программа. Многие разделы плана имеют вероятностный характер действий, поэтому план маркетинга должен иметь не один жесткий вариант, а как минимум три.

Этот план может состоять из следующих разделов:

1. описание целей предприятия в области маркетинга (долго- или краткосрочных);

2. данные о результатах прогноза рынка. При написании этого раздела исследуется ситуация на рынке. Даются ответы на такие группы вопросов: рынок, товар, покупатели товаров, внешняя среда;

3. описание маркетинговых стратегий деятельности предприятия на каждом рынке. Стратегическое планирование маркетинга осуществляется в соответствии с общей стратегией предприятия:

4. описание инструмента реализации маркетинговых мероприятий, разработка конкретных планов (текущее планирование маркетинга). К числу основных элементов этого раздела относятся: организация товародвижения, стимулирование продаж, выход на рынок с новым товаром. Здесь же разрабатывается политика и механизм регулирования в случае непредвиденных ситуаций, риска;

5. разработка бюджета маркетинга. Процесс разработки бюджета маркетинга предусматривает обеспечение выхода на заданный уровень сбыта и прибыли;

Выделяются 3 типа маркетингового контроля:

1.контроль за выполнением годовых планов,

2.контроль прибыльности,

3.стратегический контроль.

Для составления годового плана по основным экономическим показателям используется ряд методой и методик.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1509; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.