Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мероприятия реформы европейского образования




Основные тенденции в перестройке целей, содержания, методов обучения в средней и высшей школе.

Специфика задач высшего образования в условиях научно-технического прогресса.

Тема 1. Методика преподавания психологии в свете современных реформ высшего образования.

Введение в методику преподавания психологии


Краткое содержание. Специфика задач высшего образования в условиях научно-технического прогресса. Основные тенденции в перестройке целей, содержания, методов обучения в высшей школе. Болонский процесс в европейской системе образования и в России. Роль и место психологии на современном этапе развития системы обучения и воспитания. Методика преподавания психологии как научно-практическая дисциплина и ее место в системе педагогических дисциплин. Общая характеристика предмета, цель и задачи методики преподавания психологии.

 

Социальные требования к выпускникам университетов и вузов развиваются с прогрессом общества, науки и техники.

 
 

 


Ускорение научно-технического прогресса

Рис. 1. Высшее образование в условиях научно-технического прогресса

 

Современные условия развития общества, подвижность профессий и специализаций, диктуемые рыночной экономикой, свидетельствуют о том, что делать ставку на усвоение определённой суммы знаний и умений, переданных преподавателем, уже невозможно.

 
 

 


Таким образом, специфика задач высшего образования в условиях научно-технического прогресса заключается в том, чтобы будущие специалисты научились приобретать знания, умения и опыт познавательно-творческой самостоятельности, формируя у себя психологическую, теоретическую и практическую готовность к интеллектуально-творческой и самообразовательной деятельности.

 

 

Как показывает мировой опыт, среди глобальных изменений образовательного процесса за последние десятилетия можно выделить следующие «мегатенденции»:

· массовый характер образования и его непрерывность как новое качество;

· значимость образования как для индивида, так и для общественных ожиданий и норм,

· ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности;

· адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям личности;

· ориентация обучения на личность учащегося, на обеспечение возможностей его «самораскрытия».

Важнейшей чертой современного обучения в большинстве стран признаётся его социально-практическая направленность, то есть, «направленность на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться, но и активно осваивать ситуации социальных перемен. Эти образовательные ориентиры к началу 90-х гг. получили международное признание в качестве рабочих ориентиров в программах ЮНЕСКО» (М.В. Кларин, 1995)

Как один из наиболее общих принципов модернизации системы образования рассматривается гуманизация и демократизация. При этом, в частности, для профессиональной системы образования предлагается, что гуманизация и демократизация «требуют новых форм, методов и средств обучения, ориентированных на развитие творческого мышления, радикального снижения доли репродуктивной деятельности, создания на занятиях атмосферы сотрудничества преподавателей и студентов».

На сегодняшний день основной тенденцией в перестройке обучения в нашей стране является интеграция российской высшей школы в общеевропейскую систему высшего образования.

2-3 декабря 2002 года на базе Санкт-Петербургского государственного университета в соответствии с приказом Минобразования от 14.10 2001 N3582 состоялся международный семинар «Интеграция российской высшей школы в общеевропейскую систему высшего образования: Проблемы и перспективы». В работе семинара приняли участие эксперты Совета Европы, ЮНЕСКО и других международных организаций, представители законодательных и исполнительных органов власти Российской Федерации, ректоры и проректоры вузов России, представители общественных организаций.

На семинаре отмечалось, что в Российской Федерации созданы предпосылки для вхождения системы высшего профессионального образования в Болонский процесс:

1. Действующее законодательство предусматривает возможность реализации многоступенчатой структуры высшего профессионального образования. В ряде вузов уже функционирует многоступенчатая структура основных образовательных программ. Действующие государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования создали возможность сопряжения на первых-третьих курсах программ подготовки бакалавров, дипломированных специалистов и магистров с последующим выбором студентом траектории обучения.

2. Развернуты эксперименты по организации образовательного процесса в вузах на основе зачетных единиц. Их внедрению в учебный процесс способствует расширение дистанционного обучения, стимулирование самостоятельной работы студентов.

3. В России активно совершенствуется государственная система оценки качества высшего профессионального образования, а также формируются внутривузовские системы управления качеством образования.

 

Под Болонским процессом подразумевают ряд мероприятий, которые, начиная с 1998 года, прошли в Европе. Их цель заключалась в проведении масштабной реформы образования, результаты которой ожидаются после 2010 года.

 

Таблица 1

Дата Место проведение Название мероприятия Основные вопросы обсуждения и решения
    1998 г.     Париж     Сорбонская декларация 1. Формирование открытого европейского пространства в сфере высшего образования, расширение мобильности, сотрудничества. 2. Необходимость в двухступенчатой структуре обучения – достепенного (бакалавр) и послестепенного (магистр или доктор) циклов. 3. Использование системы кредитов (как в ECTS).*
    1999 г.     Болонья     Болонская декларация 1. Разработать и принять систему степеней, приложение к диплому – для повышения конкурентоспособности европейского образования. 2. Принять систему двух циклов (бакалавриат – не менее 3-х лет и магистр или доктор). 3. Содействовать мобильности. 4. Внедрить систему кредитов по типу ECTS 5. Возможность признания результатов и зачет времени преподавателям, затраченного на проведение исследований, преподавание и стажировку в европейском регионе. 6. Обеспечение качества образования, сопоставимые критерии и методология. 7. Межинституциональное сотрудничество. 8. Укрепление единого образовательного пространства.
2001 г. Саламанка Встреча более 300 европейских вузов 1. Подготовка пражской встречи министров, отвечающих за высшее образование в странах, вовлеченных в Болонский процесс. 2. Разработка принципов программ и кредитов.
2001 г. Прага Встреча европейских министров (32 страны) 1. Единое образовательное пространство–к 2010 г. 2. Образование в течение всей жизни. 3. Принятие системы сопоставимых степеней. 4. Принятие системы двух циклов. 5. Учреждение системы кредитов. 6. Мобильность и качество. 7. Студенты должны влиять на организацию и содержание образования в университетах 8. Содействовать привлекательности ВО

 

Болонский процесс является предметом оживленного дискурса как западноевропейской, так и российской интеллигенции, делящейся на сторонников либеральной и социальной концепций.

· Точка зрения либералов представлена самой болонской декларацией.

· Социалисты считают, что системные последствия предлагаемой реформы трудно предсказать. Делаются ссылки на то, что «европейские элитарные вузы (Кембридж, Парижский институт политических наук и т.д.) отказались участвовать в этом процессе. Это означает, что Европейский союз строит дерегламентированную сферу образования для «обычных» людей, но остается нормальная сфера образования для элиты».

__________________________________________________________________________

* ECTS (European Credit Transfer System) – Европейская система зачетного перевода. ECTS-кредит – это

1) объем необходимой работы над каждым курсом относительно к общему объему работы для завершения полного годового академического обучения в вузе, т.е. лекции, практические работы, семинары, самостоятельная работа (в лаборатории, библиотеке или дома), а также экзамены или другие формы контроля знаний; 2) численное значение, относительная величина нагрузки студента; показывает, какую часть годовой нагрузки (трудоемкости) данный курс составляет в общевузовской или факультетской шкале кредитов. В системе ECTS 60 кредитов соответствуют одному году обучения (в терминах трудоемкости); 30 кредитов — полгода обучения (семестр), 20 кредитов — триместру обучения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 713; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.