КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Студенческие группы, их качества и уровни развития
Возрастные и личностные особенности студентов Тема 4. Некоторые психологические аспекты работы преподавателя вуза
Краткое содержание. Возрастные и личностные особенности студентов. Студенческие группы, их качества и уровни развития. Правила эффективной учебной работы: внимание преподавателя и студентов во время лекций; приёмы, способствующие привлечению и удержанию внимания. Речь и речевое поведение преподавателя.
Для эффективной работы преподаватель вуза должен не только превосходно знать свой предмет, хорошо владеть методикой преподавания этого предмета, но и знать и учитывать в своей повседневной деятельности психологические основы своего труда. · Возрастные и личностные особенности студентов. · Особенности психического развития студентов. · Психологические основы учебного процесса. По международной классификации завершение юности и начало взрослости начинается для женщин в 20 лет, а для мужчин в 21 год. Следовательно, основная масса студентов в период обучения в вузе завершает свою фазу юности и переходит в фазу взрослости. Развитие организма и личности студента характеризуется рядом существенных противоречий. Наступление физической, гражданской, умственной и трудовой зрелости во времени не совпадает. Если физическая зрелость уже в главном завершена, то остальные виды зрелости, особенно умственной и трудовой, ещё далеки от завершения. Главное приобретение юности – это открытие своего внутреннего мира, которое может вызывать много тревожных, драматических переживаний. Оказывается, «внутреннее Я» может не совпадать с внешним поведением, актуализируя проблему самоконтроля. Вместе с сознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Это порождает острую потребность в общении и одновременно повышение его избирательности, потребность в уединении, в молчании, в том, чтобы услышать свой внутренний голос.
Период юности – это не только период расцвета дружбы, но начало первой любви, и не только платонической, романтической, но и половой. Главное всё же – устремление студентов на своё будущее, на свою профессию, которую многие смутно себе представляют, но это не мешает им в мечтах строить свою будущую жизнь и деятельность.
Студенческая группа оказывает большое влияние на процесс обучения студентов и их личностное развитие. Поэтому преподаватели должны иметь хотя бы общие представления об особенностях и развитии студенческих групп, о характере влияния этих групп на процесс формирования личности студентов.
В процессе совместных занятий студенческая группа проходит ряд этапов в своём развитии и приобретает ряд общих качеств: интегративность, микроклимат, референтность, лидерство, интрагрупповая активность, интергрупповая активность, направленность группы, организованность, интеллектуальная коммуникативность, эмоциональная коммуникативность, волевая коммуникативность. Важным показателем групповой сплочённости (ценностно-ориентационного единства) является индекс сплочённости.
Характер развития личности во многом задаётся уровнем развития группы, в которую личность включена и в которой она интегрирована. Наиболее благоприятные условия для деятельностного формирования ценных качеств личности создаёт группа высокого уровня развития – коллектив. Таблица 4
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |