Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Использование методов программированного обучения на занятиях по психологии




Понятие активных методов обучения и их классификация

 

Методика преподавания может быть действенной тогда, когда она строится на методах и приёмах, активизирующих деятельность самого обучаемого, прежде всего мыслительную, и служит умственному развитию личности (Бадмаев Б.Ц.,1999). К таким методам относятся активные методы обучения.

 

 

В целях управления формированием мышления данные методы подразделяют на три группы (В.Я. Ляудис):

1) методы программированного обучения;

2) проблемного обучения;

3) интерактивного (коммуникативного) обучения.

____________________________________________________________________________

* Тема 5 включает материал из следующих пособий: Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984.; Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии.- М., 1999.; Матюшкин А.М. Методы проблемного обучения и границы их применения. - Казань, 1979.

 

Таблица 5

Классификация активных методов обучения

Вид методов Общая характеристика метода
1. Методы программированного обучения, основывающиеся на теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина)   Система познавательных действий программируется и рационально строится от начала и до конца. Основные методические средства: 1) схема ориентировочной основы действий (ООД), позволяющая обучаемому безошибочно выполнять осваиваемые действия. ООД включает в себя подробные указания порядка выполнения всех операций в нужной последовательности и с нужным качеством. 2) Набор учебных задач, моделирующих самые разнообразные ситуации, складывающиеся в реальной действительности при выполнении данной деятельности. Обучаемый решает эти задачи опираясь на схему ООД. Основное требование к задачам – это моделирование неопределённости. Противоречивости ситуации, чтобы нахождение ответа зависело от мыслительных действий обучаемого. Таким образом, процессы формирования знаний и умений сливаются в едином процессе, происходят одновременно. Знания усваиваются благодаря деятельности, т.е. в ходе их применения, а не до того.
2. Методы проблемного обучения   Учащийся ставится в проблемную ситуацию, т.е. для него создаётся интеллектуальная трудность, справиться с которой он может только с помощью активизации мыслительных процессов. Новую информацию учащиеся получают в ходе решения теоретических и практических проблем. В ходе решения проблемы учащийся преодолевает все трудности, его активность и самостоятельность достигают высокого уровня.
3. Методы интерактивного (коммуникативного) обучения.   Эти методы основаны на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий. На интеллектуальную активность при их применении сильнее всего действует дух соревнования, соперничества, который проявляется, когда люди коллективно ищут истину.

 

Любая деятельность, в частности деятельность психолога и педагога, состоит из двух частей: ориентировочной и исполнительной. Для того чтобы психолог, педагог или другой специалист мог правильно исполнить определённую деятельность он должен иметь знания, представления об этой деятельности, т. е. ориентироваться в ней.

Рассмотрим использование методов программированного обучения психологии на конкретном примере.

 

Преподаватель психолого-педагогическом факультета, планируя практическое занятие по возрастной психологии на тему «Особенности психического развития дошкольника» формулирует следующие цели: 1) закрепить, углубить и расширить теоретические знания о возрастных особенностях психического развития и формирования личности дошкольника; 2) актуализировать знания о методах и приемах воспитательного воздействия на ребенка; 3) способствовать развитию педагогической направленности у студентов; 4) воспитывать педагогическую наблюдательность и педагогическое предвидение, способность проявлять сочувствие другому человеку. Практическое занятие проводится в форме решения психологических ситуаций с применением метода программированного обучения. I этап -преподаватель знакомит студентов со схемой решения психолого-педагогических задач (ООД). Примерная схема решения психолого-педагогических задач. 1. Осознать проблему. 2. Проанализировать микросреду, в которой происходит действие, событие, явление (воспитанник - воспитатель - их взаимодействие). 3. Перевести факты, данные в задаче, на язык психолого-педагогических категорий. 4. Выдвинуты гипотезы о возможных причинах поступков, поведения участников ситуации. 5. Найти ошибки, допущенные в данной ситуации. 6. Выбрать из теоретического багажа и опыта приемы, средства педагогического воздействия, которые можно было бы использовать в данной ситуации для получения положительного результата, наметить перспективное воспитательное воздействие. 7. Определить какой положительный опыт можно взять себе на вооружение. II этап- совместный разбор ситуации с преподавателем. «Юре 3 года. Юрик понимает все. Он, правда, немножко упрямый, не всегда делает то, что ему велят, но понимает, это прямо по глазам видно. А вот не говорит ничего. Он, конечно, не немой. Только у него все слова свои, детские: ботинки — ти-ти, картинка- ти-ти, лошадка — но, Юра — Юа, да, вот, ух». Проблема: у ребенка задержка речевого развития. Возможные причины: - снижен слух; - недостаточен опыт речевого общения со взрослыми; - ситуация «избытка понимания» со стороны матери; - специфическое нарушение развития экспрессивной речи; Приемы, средства педагогического воздействия: - обратиться к специалисту - отоларинголог; - через предметную деятельность - развивать речь, четко называя отдельные предметы и действия с ними; - игра в «непонимайку», «недослышку»; - обращение к специалисту - логопеду. III этап - работа в парах по решению ситуаций:
  • «Наш Павлик быстро и рано научился говорить. Мы поощряли это. Детский сад он не посещал. Сейчас ему 6 лет. У него хорошо развита речь. Правда, он не рисует, не лепит, как все дети в детском саду, да он и не стремится к этому. И мы не поощряли. Считаем, что он будет хорошо учиться, ведь он так по-взрослому рассуждает!».
  • «У моего сына замедленная реакция на все. Мне кажется, что он «спит на ходу», все делает медленно, долго зашнуровывает ботинки, вяло ест. На него постоянно жалуется воспитатель, да и меня это раздражает, особенно когда я спешу. Но я вижу, когда он играет, он становится совсем другим. А если его не торопить, то он успешно совсем справляется. Но как же он будет учиться в школе?» - обеспокоено спрашивает мама шестилетнего мальчика.
  • Мальчик - старший дошкольник. В его поведении наблюдаются следующие факты. Он хочет, например, кушать, но возьмет суп и выльет его на пол. Если ему дают ‚ еду, то он от нее отказывается, но когда садятся за стол другие, то он обязательно начинает просить есть. Если мать куда-нибудь уходит из дому, то он просится с ней, но стоит ей только сказать: «Ну, одевайся, идем!», - как мальчик отвечает: «Не пойду». Если мать после этого идет к двери, то он кричит: «Пойду!», а как только она возвращается за ним, он снова отказывается идти. Так может продолжаться несколько раз, причем ребенок в это время начинает плакать.
  • - Знаете, моему Васильку уже шесть с половиной. Осенью в школу пойдет. Прямо не знаю, как с ним быть. Он у меня даже букв не разбирает. Наверное, пора его начинать учить.
- Да что вы? Зачем? А в школе что он будет делать? Заскучает, избалуется. Учителя некоторые даже просят: ни в коем случае ничему не учите ребенка до школы, не мешайте нам. - Вот видите, - возражает собеседница, - учителя говорят одно, а люди добрые делают другое. У соседей тоже мальчик шести лет. Так он уже и читает свободно, складывает и вычитать умеет до двадцати.
  • Сеня (4г. 6 мес.), отстраняя от себя недоделанную модель трактора и конструктор, захныкал:
- Я больше не хочу! Я больше ничего не хочу! - Что случилось? Ты не заболел? - забеспокоилась мама. - Нет, - вяло ответил малыш. - Устал? -Нет. - Что же тогда? Не получается? Брось свой конструктор, займись чем-нибудь другим. - Нет, пусть доделает. Отдохнет и доделает, - вмешался отец. - Не хочу! - устало протянул мальчик. - Ничего не хочу. - Ну, ну, не капризничай, - стоял на своем отец. - Начатое дело надо доводить до конца. Пойми: не все легко дается, где-то и потерпеть требуется. - Что ты к нему привязался! Не видишь - не хочет, - рассердилась мама. - Мало ли чего не хочет, надо! - У него вся жизнь впереди, еще успеет наделать не только игрушечных, но и настоящих тракторов. - Не скажи! Если он перед каждой трудностью пасовать будет, то вряд ли что сделает.  

 

Жёсткое программирование выполняемых действий и операций позволит рационально построить процесс обучения на занятиях по прикладным психологическим дисциплинам:

  • по психодиагностике (алгоритм обработки тестового материала),
  • по психологическому консультированию (структура беседы с консультируемым),
  • по математическим методам в психологии (алгоритм вычислительных операций),
  • по патопсихологии (схема определения психического состояния людей по их поведению и репликам) и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1646; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.