Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Контрольные задания по теории




Контрольные задания по теории

Задание 1 (по 1 баллу)

 

Ответьте на вопросы и выполните задания (без вариантов).

 

1) Определите часть речи лексемы ВОН и ПОШЕЛ в контекстах Вон отсюда! Пошел вон

2) Определите часть речи лексемы НОВОЕ в контекстах: Ничего нового в этом нет. А вот нового в этом как раз и нет? (ср. зад. 5).

3) Почему в толковых словарях и в «Грамматическом словаре» А. Зализняка к формам глагола ОБИТЬ отнесены словоформы ОБОБЬЮ, ОБОБЬЕМ и т.д.? Возможны ли другие решения данной ситуации?

4) При каких исходных теоретических позициях возможно рассмотрение в роли начальных форм единиц типа МАНИЕ (по манию руки), ОБИТЬ (ср. предыдущее задание), МЫШКА (под мышку, под мышкой)?

5) Дайте морфологическую характеристику подчеркнутых слов: Сладку ягоду рвали вместе, горьку ягоду я одна. При каком подходе данные формы будут рассмотрены как краткие, а при каком – как полные?

6) О! Да я вижу у насгости! Кто же это к нам пришел? Интерпретируйте грамматическую форму и значение числа подчеркнутых слов. Какие решения здесь возможны?

7) Докажите, что глаголы типа ИССЛЕДОВАТЬ, ЖЕНИТЬ, содержат в своем составе две лексемы.

8) Рассмотрите отношение лексем ВЕСЬ, НЕСКОЛЬКО, СТОЛЬКО к грамматическим категориям, парадигмам и значениям числа и рода.

9) Почему у лексемы ОДИН сохраняется форма множественного числа?

10) Допустил ли В. Набоков ошибку в употреблении числовой формы глагола: «В запотевшей стеклянной банке под марлей несколько пестрых, с шипами, гусениц ПАСЕТСЯ на крапивных листьях» («Другие берега»)?

11) Можно ли просклонять словосочетание МНОГО КНИГ? Ваше мнение обоснуйте. Ср. склонение лексем в словосочетаниях НЕСКОЛЬКО КНИГ, УЙМА КНИГ, МНОГИЕ КНИГИ).

12) В чем недостаток прямого (буквального) термина СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ?

13) Верно ли прямое (буквальное, «поморфемное») значение терминов: МУЖСКОЙ РОД, ОДУШЕВЛЕННЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ?

14) Верно ли прямое (буквальное, «поморфемное») значение терминов: СОБИРАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ, НЕСКЛОНЯЕМЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ?

 

Задание 2

 

Ответьте развернуто на вопрос, выполните задание

 

1) Верно ли прямое (буквальное, «поморфемное») значение терминов: СОВЕРШЕННЫЙ ВИД, ТВОРИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ?

2) Верно ли прямое (буквальное, «поморфемное») значение терминов: ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ ЗАЛОГ, СТРАДАТЕЛЬНЫЙ ЗАЛОГ?

3) Одинакова ли природа «несклоняемости» лексем НЕКТО и НЕМО (имя персонажа из романа Ж. Верна)?

4) Сопоставьте морфологические и синтаксические свойства числительных ОДИН, ДВА, СТО, ТЫСЯЧА в русском и другом (известном Вам) языке.

5) Сопоставьте морфологические свойства прилагательных в русском и другом (известном Вам) языке.

6) Какого рода лексема БЕЗДАРЬ? Обоснуйте Ваше решение.

7) Прав ли переводчик рассказа О. де Бальзака «Красавица Империа», изменяя форму имени ИМПЕРИА в косвенных падежах: ИМПЕРИЮ, ИМПЕРИЕЙ?

8) Мне, пожалуйста, одно молоко, два молока, три молока, четыре молока, пять… В чем причина «заминки»? Как ее преодолеть?

9) Слова типа МОРЗЕ, КЛЕШ, ХАКИ отнесены в «Русской грамматике» (1) к прилагательным нулевого склонения, а в учебнике (2) – к несклоняемым прилагательным. Эквивалентны ли эти термины?

10) По ПЯТЬ рублей, по СЕМЬ человек,, по НЕСКОЛЬКО дней – в каком падеже стоят выделенные словоформы? Почему неправильно по МНОГО (У) денег?

11) Верен ли термин «собирательные числительные», если к нему подходить буквально как к выражению идеи собирательности?

12) Почему только собирательные числительные сочетаются с существительными плюралиа тантум?

13) Вторая часть числительных в Им.П.: ДВЕ СТИ, ТРИ СТА, ПЯТЬ СОТ – имеет разную форму (-сти, -ста, -сот). Почему?

14) Каково происхождение числительных ПОЛТОРАСТА, ДЕВЯНОСТО, ДЕВЯТНАДЦАТЬ и как оно влияет на характер их склонения в современном русском языке?

15) Почему в некоторых концепциях слова ИНОЙ, ДРУГ ДРУГА, ОБА рассматриваются в составе местоимений? Охарактеризуйте эти концепции с точки зрения подхода их авторов к морфологической системе.

 

 

Задание 3

 

1) Как определяется в традиционной морфологии термин «определительные местоимения»? Можно ли согласиться с данным термином и самим понятием, этим термином выраженным?

2) В чем смысловая разница словоформ местоимений НИ С ЧЕМ и НЕ В ЧЕМ? Рассмотрите грамматическую структуру этих словоформ и их начальную форму.

3) В чем различие членов следующих пар: ТОТ и ЭТОТ, ЭТОТ и ТАКОЙ, ЭТОТ и СЕЙ,

5) В чем различие членов следующих пар: КАКОЙ и КОТОРЫЙ, ЛЮБОЙ и КАЖДЫЙ?

6) Верно ли встречающееся в ряде учебников отнесение местоимений ЕЕ, ЕГО, ИХ к притяжательным?

7) Приведите примеры именных лексем с неполной парадигмой по роду и падежу.

8) Имеют ли личные местоимения Я и ТЫ род и число?

9) Имеет ли возвратное местоимение СЕБЯ род и число?

10) Почему возвратное местоимение СЕБЯ не имеет именительного падежа?

11) В чем отличие местоимения СВОЙ от местоимений ТВОЙ, МОЙ? Приведите примеры, в которых первое местоимение может заменить второе, и в которых такая замена невозможна.

12) В МАГАЗИН ЗАВЕЗЛИ ПАЛЬТО. В МАГАЗИН ЗАВЕЗЕНЫ ПАЛЬТО. Охарактеризуйте род, число и падеж в формальном и семантическом плане подчеркнутых существительных.

13) Просклоняйте словосочетание ДВА ГОДА. Объясните причину супплетивизма прямых и косвенных падежных форм существительного.

14) МАСЛО это сказал так, чтобы натравить Глаза (А. Габышев. Одлян, или воздух свободы). Определите род и число прозвищ МАСЛО. Какие изменения в данных грамматических признаках произошли при переходе имени нарицательного (масло) в собственные (МАСЛО)?

15) Мистер СОПЛИ предложил Наполеону заключить договор; Отношения между Наполеоном и Калмингтоном, хотя они велись исключительно через СОПЛИ, стали чуть ли не дружественными; Бледный, как смерть, СОПЛИ помчался на велосипеде; СОПЛИ уже вел переговоры о покупке (Дж. Оруэлл. Скотный двор).

 

Определите род и число прозвища СОПЛИ. Какие изменения в данных грамматических признаках произошли при переходе имени нарицательного (сопли) в собственные (СОПЛИ)?

 

Задание 6

 

1) Почему предикативные наречия НЕХОРОШО, ПЛОХО сочетаются с инфинитивом только глаголов совершенного вида?

2) Склоняется ли существительное ЧЕЛОВЕК во множественном числе? (Ср. информацию в «Грамматическом словаре» А. Зализняка).

3) РАЗ, ДВА, ТРИ, СОРОК, ТЫСЯЧА; ОДИН, ДВА, ТРИ, СОРОК, ТЫСЯЧА … Какова часть речи подчеркнутых лексем?

4) ПРОШЛА 1001 НОЧЬ. ОНИ БЫЛИ СКАЗОЧНЫМИ. Объясните форму рода и числа подчеркнутых слов.

5) Почему возможно: НЕ БЫЛО (ВСЕГО) ДВАДЦАТИ ЧЕЛОВЕК, ДВАДЦАТИ ДВУХ ЧЕЛОВЕК и т.п., но невозможно НЕ БЫЛО (ВСЕГО) 21 ЧЕЛОВЕК?

6) Почему во фразах предыдущего задания отсутствие НЕ заставляет изменить формы числительного и существительного и делает возможным последнее высказывание (БЫЛО ВСЕГО ДВАДЦАТЬ ОДИН ЧЕЛОВЕК)? Доп.: Почему глагол во всех фразах стоит в ед. числе?

7) ПРИБЫЛ (И, О) 21 ЧЕЛОВЕК. ИХ ПРИВЕЛ ИВАН. От чего зависит род и число подчеркнутых слов?

8) Определите часть речи следующих слов/словоформ: НЕЙМЕТСЯ, ДЕЕТСЯ, НЕМОЖЕТСЯ, НЕЗДОРОВИТСЯ, ЕСТЬ, НЕТ, НЕСТЬ (числа). Решение кратко обоснуйте.

9) Объясните выбор формы рода у подчеркнутых слов: КТО-ТО ЖЕНИЛСЯ, КТО-ТО ВЫШЕЛ ЗАМУЖ.

10) Освободились два места лаборанта: одна из них ушла в декрет… От чего зависит родовая форма подчеркнутого слова? Какова его частеречная принадлежность?

11) Рассмотрите возможные продолжения фразы из предыдущего задания. Может ли продолжение этой фразы начинаться с формы другой?

12) Допущена ли ошибка в форме числа краткого прилагательного во фразе из песни: «Короче, как у всех, кто очень влюблены».

13) Она не нашла его. ЕГО: винительный или родительный падеж? Почему возникает трудность в решении этого вопроса?

14) Есть ли лицо у местоименных лексем МОЙ, ВАШ, СЕБЯ?

 

Задание 7

 

Составьте предложение, в котором были бы пять существительных, стоящие в разных падежных формах с нулевыми окончаниями.

1) Взял пять тысяч. Пять тысяч нашлись. Без пяти тысяч. Квалифицируйте падежную форму второй части составных числительных.

2) МНОГО, МНОГИХ, МНОГИМ – являются ли данные словоформы падежными формами одной лексемы?

3) Почему слова ГРЕХ, КРЫШКА, ПОРА в предложениях типа НАД СТАРОСТЬЮ СМЕЯТЬСЯ ГРЕХ, ЕМУ КРЫШКА и т.п. в ряде учебных пособий не считаются существительными?

4) Какие доводы «за» и «против» можно привести в связи со следующим высказыванием по поводу фраз: «Это резкое УХОДИТЕ! до сих пор звучит у меня в ушах; Ваше ОХ меня испугало»: «В этих случаях – пишет Е.А. Земская, - новых имен существительных не образуется: ОХ и УХОДИТЕ не новые имена существительные, а именно у п о т р е б л е н и е междометия и глагола в функции существительного» (2, стр. 320)?

5) В каком падеже и числе стоят существительные в следующих фразах: ПРИШЕЛ ЗАВКАФЕДРОЙ, ПРОШЛО ПОЛЧАСА, ПРОШЛИ ТОМИТЕЛЬНЫЕ ПОЛЧАСА. Если возможны разные решения, оцените их исходные позиции.

6) Нам выдали всего по пять книг. Определите падеж числительного, исходя из разных пониманий падежной формы.

7) В чем различие «несклоняемости» существительных и прилагательных типа ХАКИ, КЛЕШ, ПАЛЬТО, ЗАВКАФЕДРОЙ, числительного МНОГО, местоимения НЕКТО и кратких прилагательных?

8) В чем различие в характере изменения по числу лексем ЮНОСТЬ, ПЯТЬ, ВСПЯТЬ, МАДАМ, РИМ?

9) Как доказать наличие признака одушевленности / неодушевленности у лексем МОЛОДЕЖЬ, ЮНОСТЬ, НЕЧИСТАЯ СИЛА?

10) ОНИ ВЕРИЛИ В СЕБЯ. Каково отношение лексемы СЕБЯ к форме и значению числа?

11) Можно ли считать супплетивные формы ЧЕЛОВЕК / ЛЮДИ, Я / МЫ, РЕБЕНОК / ДЕТИ и т.п. именно формами одной лексемы?

12) Алого знамени. Алого флага. Какого рода прилагательное? Исходя из данного принципа, определите род числительных ОБА, ДВА в словосочетаниях ДВА ФЛАГА, ОБА ЗНАМЕНИ, ОБА ФЛАГА.

13) Можно ли определить род в словосочетаниях АЛЫХ ЗНАМЕН, АЛЫМ ФЛАГАМ?

14) ОБА СУПРУГА. Определите род, число, падеж обеих словоформ данного словосочетания. Доп.: Изменятся ли родовые характеристики существительного, если словосочетание обозначает супружескую пару или двух супругов разных женщин?

 

Задание 8

1) В чем разница родовых характеристик лексем ОН, Я, МЫ?

2) Одушевленные или неодушевленные местоимения ОН, ОНИ, КТО-ТО, ЧТО-ТО, СЕБЯ, МЫ?

3) Оцените отождествление форм с ПОЛ- и ПОЛУ- (объединение их в одной парадигме), встречающееся в ряде учебных пособий, ср.: Им.П. – ПОЛЧАСА, Р.П. – ПОЛУЧАСА, Д.П. – ПОЛУЧАСОМ и т.п. Приведите доводы «за» и «против».

 

4) Почему в выражениях типа КАЖДЫЕ ДВА ГОДА прилагательное «каждый» употребляется в форме множественного числа?

5) Почему в выражениях типа ПЕТЯ и ВАНЯ, ПРИШЕДШИЕ РАНО (КОТОРЫЕ ПРИШЛИ РАНО), ПРОГУЛИВАЛИСЬ, употреблены формы множественного числа адъективов (КОТОРЫЕ, ПРИШЕДШИЕ) и глаголов (пришли, прогуливались)? Соответствуют ли этой норме выражения типа, с одной стороны, ПЕТЯ с ВАНЕЙ, с другой стороны, ПЕТЯ С СОБАЧКОЙ (прогуливался? прогуливались?)?

6) Охарактеризуйте лексему ОН с точки зрения категории одушевленности / неодушевленности. Рассмотрите ее согласовательные возможности в ситуации обозначения живых существ и неодушевленных предметов. В частности, оцените возможности фразы типа Я СМОТРЮ НА НЕГО, ТАКОГО НУЖНОГО И ЖЕЛАННОГО относиться к неодушевленному предмету: противоречит ли это употребление семантико-грамматическим нормам современного русского языка?

7) Возможно ли применение понятия «согласовательный класс» по отношению к числительным и личным местоимениям?

8) Если справедливо утверждение авторов учебника (2), что родовая принадлежность существительного и местоимения определяется по сочетанию с прилагательным и глаголом в прош.вр., см., например, § 51 (стр. 458), то можно ли на этом основании говорить о роде числительных: НАС ПРИШЛО ТОЛЬКО ТРОЕ, НАС БЫЛО МНОГО НА ЧЕЛНЕ, ПРИШЛО ПЯТЬ ЧЕЛОВЕК?

9) Почему падежные парадигмы существительных типа РОСТОВ и ПУШКИН не полностью совпадают, если они обозначают лиц (фамилии) и населенные пункты? Почему не совпадают парадигмы фамилий типа ДАРВИН, ЕЛЬМСЛЕВ и КОРОВИН, ГУСЛЕР?

10) Почему лексема ЧЕЛОВЕК при склонении словосочетаний СТО ЧЕЛОВЕК и ТЫСЯЧА ЧЕЛОВЕК изменяется по-разному? Ср. ее изменение в сочетании с другими типами числительных.

11) ЛЕНИН ЖИЛ. ЛЕНИН ЖИВ. ЛЕНИН БУДЕТ ЖИТЬ. Проанализируйте временной план данных предложений и средства его маркирования в каждом из них. В каком из предложений они не являются грамматическими?

12) В цикле М. Цветаевой «Жизни» она особо выделяла стихотворения «Волк» и «Маяковскому». В каком падеже стоят подчеркнутые существительные? Какие решения здесь возможны?

13) НЕЧЕГО СКАЗАТЬ. НИЧЕГО НЕ СКАЗАЛ. В каком падеже стоят отрицательные местоимения: родительном или винительном? Обоснуйте ваше решение. Доп.: В чем разница смыслов местоимений НИЧЕГО и НЕЧЕГО? Каковы начальные формы этих местоимений?

14) Каждую неделю выдаются такие серые БУДНИ. В од(и)н (и, а, о) из таких …. он и пришел. Каждую неделю выдаются такие серые СУТКИ. В од(и)н (и, а, о) из таких …. он и пришел. Вставьте вместо пропусков нужную форму лексем БУДНИ и СУТКИ, если это возможно. Объясните ваш выбор или докажите его невозможность. Доп.: Как связано наличие таких контекстов с вопросом о роде существительных во множественном числе.

 

Задание 9

 

1) В каком падеже стоят лексемы ПРИХОД, СЕСТРА в словосочетаниях: ЖДАТЬ ПРИХОДА (ПОЕЗДА), ЖДАТЬ СЕСТРУ?

2) Дайте анализ факта помещения в ряде словарей прилагательного ЗАМУЖНИЙ в начальной форме женского рода. Приведите доводы «за» и «против».

3) В § 1328 «Русской грамматики» (1) отмечено, что прилагательные нулевого склонения БАРОККО, МОДЕРН, ЭСПЕРАНТО и др. выступают и как существительные. Что имеется в виду? Согласны ли Вы с этим?

4) Сопоставьте морфологические свойства личных местоимений в русском и другом (известном Вам) языке.

5) Пять ЛЕТ, шесть ЧЕЛОВЕК, много ЛЮДЕЙ. Определите род, число, падеж выделенных существительных. Восстановите их полную парадигму и охарактеризуйте ее с точки зрения полноты / неполноты. Проверьте свой анализ по «Грамматическому словарю» А. Зализняка (5).

6) В чем отличие местоимения СЕБЯ от местоимений ТЕБЯ, МЕНЯ? Приведите примеры, при которых взаимозамена личных и возвратного местоимений возможна и при которых она невозможна, прокомментируйте их.

7) Поставьте глаголы СНОВАТЬ, ОСНОВАТЬ, ОБОСНОВАТЬ в форму будущего времени. В некоторых случаях это будет затруднительно. Почему?

8) Поставьте глаголы СНОВАТЬ, ОСНОВАТЬ, ОБОСНОВАТЬ в форму повелительного наклонения. В некоторых случаях это будет затруднительно. Почему?

9) Здесь много великовозрастных дитятей, кажд… из которых мог бы сделать это сам. Вставьте пропущенное окончание и обоснуйте свое решение.

10) В стихотворениях «Весна», «Зимой», «Другу», «Накануне», «Люблю» и «Это было давно» поэт предстал в новом качестве. Квалифицируйте часть речи, падежную форму и значение имен собственных, составляющих названия стихотворений.

11) Какое утверждение из перечисленных далее правильно и почему: рода во множественном числе нет, род во мн. ч. не проявляется, род во мн. ч. нейтрализуется, род есть и определяется по ед. числу, мн. ч. есть особый четвертый род имени существительного?

12) "Установлено, что обвиняемый никогда не состоял ни в каких партиях и молодежных группировках экстремистского толка,– объяснил Ъ один из участников расследования». Знаком «Ъ» обозначает себя газета «Коммерсантъ». Рассмотрите данный знак с морфологической точки зрения.Сравните: «Мне все эти твои (знаки «разведения руками») безразличны».

13) Просклоняйте словосочетание «тысяча одна ночь». Объясните форму творительного падежа первого компонента числительного.

14) Двадцать одна копейка. Чем объясняется тот факт, что существительное КОПЕЙКА имеет форму единственного числа.

 


[1] Термин «ноотека» создан по ассоциации с термином «ноосфера» - обозначающим, по В.И. Вернадскому «пленку» ума разума, окутывающую весь без остатка земной шар и одновременно постоянно пополняющуюся и возрастающую за счет человеческой умственной энергии» (Нечипоренко В.Ф. Теоретические основы биолингвистики. Калуга, 1999, с. 51).

[2] Термин «лингвистическая личность» (его синоним – «метаязыковая личность») – термин, созданный по аналогии с термином «языковая личность».

[3] 1) Такая увязка двояконаправленна: от сделанного студентом к другим блокам и от других блоков к вносимому студентом в ноотеку тексту задания. 2) В этой работе участвует и координатор.

 

[4] Ср. цитату из статьи проф. Кумарина В.В. «Аксиомы Песталоцци»: В США «…после начальной школы каждый подросток при участии педагогов и родителей составляет для себя ИНДИВИДУАЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ОБУЧЕНИЯ, набирает зачётное количество «кредитов»: биология - 3 кредита, история - 2, математика - 3, стенография - 2, слесарное дело - 3 и т.д. из 600 (!) предметов. Только представьте, во сколько раз при такой подходе ПЕРЕВЫПОЛНЯЕТСЯ наш пресловутый «социальный заказ»…». Интернета: http://www.hrono.ru/libris/lib_p/pesta_axi.html.

[5] Составлены на основе программы для госуниверситетов РФ (УМУ-20/207). Изд-во МГУ, 1986 и др. изд.

 

[6] Также, например, явление омонимии характерно и для сослагательного наклонения: глагол в условном наклонении не выражает значение прошедшего времени, а является омонимичной формой

[7] В большинстве учебников и научных работ по морфологии специфическими грамматическими категориями прилагательного называется также категории полноты/краткости и степеней сравнения. Однако такая квалификация не бесспорна. Формы степеней сравнения и полные/краткие формы не являются принадлежностью только адъективных лексем, а у последних не имеют сущностной специфики. В составе прилагательных они нерегулярны (нет таковых форм у относительных прилагательных, а также у многих качественных прилагательных); краткие формы качественных прилагательных оттеснены в современном русском языке на выражение оппозиций «атрибутивность/предикативность», «устойчивый признак / постоянный признак», которые не носят обязательного характера, и выбор одного из членов парадигмы носит не грамматический, а стилистический характер (мы были молоды / мы были молодыми). Вызывает определенные сомнения и категория одушевленности, поскольку у нее нет специфического плана выражения, выражением служат некоторые формальные особенности в падежной парадигме - совпадение падежных форм винительного падежа с именительным или винительным.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[i]

Постепенная интеграция России в мировое сообщество требует знания общепринятого цивилизоваанного кодекса поведения на мировых рынках. Чтобы приспособиться к законам мирового рынка, необходимо их прежде всего изучить, понять чем руководствуются в своей практике наши экономичские партнеры. Трудность этой задачи для наших отечественных специалистов связана прежде всего с отсутствием опыта в этой области и соответствующей подготовки. Кроме того, мировое хозяйство является, пожалуй, наиболее динамичной областью экономики. Интенсивность происходящих здесь процессов, многообразие и зачастую противоречивость интересов их участников обусловливают непрерывное изменение и развитие теории мировых экономических процессов, множественность течений и направлений.

Экономическая наука- это система концепций, научных гипотез, открытых для обсуждения на всех ступенях продвижения к знанию собственно "теории" и даже на этом уровне не защищенных от критики. Многообразие концепций отражает, таким образом, сложную противоречивую и еще более многообразную реальность.

Предлагаемое вниманию студентов экономических специальностей пособие ставит своей целью формирование нового экономического мышления, основанного на изучении экономических категорий, закономерностей развития и основных принципов регулирования мировой экономики. Пособие знакомит студентов с различными подходами к оценке тех или иных явлений мировой экономики. В курсе анализируются основные ресурсы мирового хозяйства: природные, человеческие, научные; рассматриваются главные направления воздействия НТП на структуру мирового хозяйства и принципы международной торговли; рассматривается роль России в развитии мирового хозяйства и проблемы, относящиеся к мировым; развиваются навыки самостоятельного мышления и извлечения полезной информации.

 

 

Тема 1. МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 630; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.