Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика итальянского и северного Ренессанса




Изменения форм, символики в художественной подсистеме, изменение мировоззрения, зарождение новых идей, формирование новых ценностей в светской культуре бюргеров и феодалов привели к кризису средневековой культуры и к началу долгого переходного периода – к Ренессансу.

Художественная культура Средневековья

 

Название стиля Время Основные черты Примеры
Романский X-XII Приземистость, толстые каменные стены из необработанного серого камня, поддерживающие выдолбленный из камня тяжелый свод. Храмы-крепости с узкими окнами и башнями. Украшены большеголовыми приземистыми скульптурами, мозаикой, капителями, рельефами. Обязательные атрибуты: изображение Христа-Пантократора, сцен страшного суда, жития святых, заполнение пространства (боязнь пустоты – обители дьявола). Строились братьями-монахами, позже – специальными артелями (вольными каменщиками) несколько сот лет. Храм, начатый в романском стиле нередко достраивался и украшался – в готическом (Собор Парижской Богоматери). Доминиканский монастырь.
Готический XII-XIV Ребристые своды (нервюры), аркбутаны, контрфорсы позволили уменьшить давление на стены, следовательно более тонкие стены, широкие окна – витражи, устремленность ввысь. Украшены вытянутыми скульптурными группами святых с миндалевидными глазами, обращенными к небу. Снаружи – каменным кружевом или скульптурами адского мира. Обязательные атрибуты: семь врат небесных и символ розы при входе, лабиринт на полу внутри храма. С XIV века на севере Европы появляется разновидность готического стиля (пламенная готика). Стены украшаются каменной резьбой, окна оформляются в виде пламени горящей свечи. Кельнский или Миланский соборы.

 

Культура эпохи Возрождения

Таблица № 12

 

 

СТРАНЫ Италия Германия, Франция, Нидерланды
Хронологические рамки XII-XIV XIV-XVI
Тип культуры Переходный, креативный
Смысловая основа Гуманизм, антропоцентризм, свобода, логоцентризм и визуальное восприятие, за основу взяты идеалы Античности. Пантеизм (растворение бога в природе после сотворения мира), реформизм, стремление к свободе, за основу взяты ценности готического периода (духовное совершенствование), логоцентризм и визуальное восприятие.
Характер Эстетический. Этический.
Особенности культурной системы Стремление к гармонизации внешней и духовной красоты, профессионализм и специализация художников, отделение науки от религии, объединение науки и искусства, создание искусствоведческих трактатов (литеры Гуттенберга). Психологизм, создание типов характера человека, подчеркивание индивидуальности, печатание искусствоведческих трактатов (ксилография), узкая специализация художников, соединение науки, религии и искусства.
Особенности художественной культуры Светскость, реализм, динамичность, пропорциональность, материальность изображения (появление объема, перспективы и новаций в манере, в колорите, в композиции, в технике), формирование традиций станковой живописи (изобретение стекла), универсализация искусств, увеличение значения меценатства. Все увиденное составляло предмет познания художника. Религиозность, символичность и условность, трагичность, мистичность, синтез искусств, увеличение значения меценатства. Повышается внимание к реальной жизни, к жизни вещей, характеризующих человека. Все увиденное – есть творение бога и достойно изображения.
Специфика жанровой живописи Портрет, автопортрет (изобретение зеркала), модификация приемов в скульптуре и архитектуре (купола, приемы хиазма и контрпоста, специфика обработки круглой скульптуры), речитатива. Новации: (законы пластики, типы рельефов, типы зданий, рустовка, шахматный или радиальный порядок расположения улиц, импровизация и музицирование, типы танцевальной музыки, жанры инструментальной музыки, музыкальные инструменты, жанры литературы (на национальном языке), типы театра. Новые стили: немецкий (современный, готический), классический (римский), национальный (традиционный, итальянский). Пейзаж (в том числе марина), портрет (реального человека, часто физически безобразного, но высокодуховного), бытовой жанр (соединение сцен крестьянской жизни с библейскими и мифологическими сюжетами), натюрморт (демонстрация изобилия, плодородия, богатства). Новации в станковой графике, в том числе в портрете (пишут с натуры акварелью, углем, карандашом, сангиной), в колорите (использование двух-трех основных цветов), появление новых типов театра, музыкальных инструментов, жанров литературы и музыки. Модификация миниатюры (выражала богатство реального, предметного мира), колорита.

 

Сонет – от латинского звучать, звонкость появился в ХIII веке в Сицилии и распространился в Англии и во Франции в ХVI веке. Он состоял из 14 строф и имел размер 5-6 стопного ямба:

– 1 и 2 катрены по 4 строфы. В 1 – экспозиции звучит основная тема, во 2 – эта тема развивается.

– 3 и 4 т ерцеты по 3 строфы, где в 3 происходит снисхождение темы и приближение развязки, а в 4 – наступает долгожданная развязка. Все рифмы звонкозвучны, построены по правилам композиции, где каждая строфа – конечное целое, а последняя строфа – самая яркая по мысли и образности.

Формы сонета: царский венок – 15 строф, причем 15-ая включает в себя по 1 строчке от каждого 4стишия, хвостатый – 2 катрена и 3 терцета, опрокинутый – 2 терцета и 2 катрена, безголовый – 1 катрен и 3 терцета, хромой – 4-й стих в катрене – длиннее, женский – 3 катрена, а 4 – двустишье.

 

Б. Микеланджело (4,4,3,3)

Будь чист огонь, будь милосерден дух,

Будь одинаков жребий двух влюбленных,

Будь ровен гнет судеб неблагосклонных,

Будь равносильно мужество у двух.

 

Будь на одних крылах в небесный круг

Вознесена душа двух тел плененных,

Будь пронзено грудей воспламененных

Единою стрелою сердце вдруг.

 

Будь каждый каждому такой опорой,

Что, избавляя друг от друга

К одной мечте идти двойною волей.

 

Будь тьмы соблазнов только сотой долей,

Вот этих верных и любимых уз –

Ужель разрушишь их случайной ссорой?

 

У.Шекспир (4,4,4,2)

Когда бы прелесть всех твоих красот

Раскрыла пожелтевшая страница,

Сказали бы потомки: “Как он лжет,

Небесными творя земные лица”.

 

Но заживо твой сын достиг времен –

Ты б и в стихах, и в нем был воплощен.

Никто. И вот на черные чернила

Моя любовь весь белый свет сменила.

 

Когда умру, недолго плачь – пока

Не возвестит протяжный звон церквей,

Что из худого этого мирка

Я перебрался в худший мир – червей.

 

Чтоб свет не видел, как тоскуешь ты,

И мы не стали жертвой клеветы.

 

Альбрехт Дюрер (1471-1528) – великий живописец, скульптор, теоретик искусства (книга о пропорции), философ, гравер, математик, анатом, инженер, перспективист Северного Возрождения. Создал 80 станковых произведений, более 250 гравюр, более 1000 рисунков. Самые знаменитые произведения: автопортреты – первый был написан в 13 лет, Праздник четок, Адам и Ева, Всадник, смерть и дьявол, Четыре ведьмы, Четыре апостола, Четыре всадника, Апокалипсис, Меланхолия.

Символика диптиха «Четыре апостола» (об истине) – одновременное объединение и разделение дуальностей. Он построен по принципу зеркальности с использованием рассечения фигур потоком света. Все фигуры – воплощают различные стихии. Слева – Иоанн (олицетворяет воздух) и Петр (ассоциируется с водой), изображается с раскрытой книгой. Справа – Павел (Савл олицетворяет воинствующий огонь), держит закрытую книгу и Марк (также олицетворяет иссушающий огонь) держит меч.

Особенности культурного развития европейских стран Нового времени

Расщепление целостного образа человека, дальнейший процесс отчуждения не только от природы, но и от общества (государства, семьи) характеризуют искусство всей послеренессансной эпохи. Сдержанность и статичность искусства Возрождения сменились гиперболичностью, аффектированностью, патетикой, эмоциональной напряженностью, контрастностью асимметрией нового стиля – барокко. Обилие позолоты, зеркал, анфилад, декоративных элементов искажали реальное пространство.

В переводе с итальянского «barocco» – вычурный, причудливый, а с португальского это слово буквально означает «жемчужина неправильной формы». Барокко зарождается в ХVI веке в Италии, распространяется в Испанию и зависимые от нее Португалию, Фландрию. В ХVII веке данный стиль стал популярен в Германии, в Англии, в странах Восточной Европы. В первой половине ХVIII века – в России.

В религиозной тематике преобладает интерес к сюжетам мученичества. Отражая сложную атмосферу времени, барокко соединило в себе противоречивые элементы: черты мистики, фантастичности, иррациональности, повышенной экспрессии с рассудочностью, со стремлением к роскоши, к демонстрации богатства и величия.

Таблица № 13

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.