Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изучение эффективности воспитательного процесса




Эффективность воспитательного процесса – это степень достижения запланированного результата в соответствии с затраченными педагогическими усилиями и средствами. Состояние и эффективность воспитательного процесса изучаются, с одной стороны, постоянно (посредством педагогического наблюдения и др. методик), с другой стороны, периодически (посредством «срезовых» исследований, например, анкетного опроса педагогов, учащихся и родителей).

Задачи изучения эффективности воспитательного процесса: выявление реального состояния воспитательного процесса; анализ изменений, происшедших в воспитательном процессе; выявление возможностей развития воспитательного процесса; определение эффективности влияния воспитательной работы на развитие личности учащегося, отношений в коллективе.

 

Компоненты диагностики эффективности воспитательного процесса (М. И. Рожков, Л. В. Байбородова)

изучение воспитан-ности школьников   r Интегральный показатель воспитанности школьников – общественная направленность (выражается во взглядах, убеждениях, ценностных ориентациях, проявляется через устойчивые мотивы деятельности). Виды направленности: «на себя» (развлекаться и пр.); «на объект» (наличие интересного дела); «на других людей» (желание помочь окружающим). Выделяют положительную (направленность на добро, созидание) и отрицательную направленность личности (направленность на разрушение). r Показателем воспитанности школьника является наличие социально значимых качеств (отношения учащихся к высшим человеческим ценностям: к человеку, труду, прекрасному, природе, себе). r Методы изучения направленности личности школьников– наблюдения за поведением учащихся и создание специальных ситуаций: § акт добровольцев (в школе через определенный промежуток времени появляются объявления, призывающие к делам на пользу школы, для себя, для младших); § ситуации выбора: например, в школе проводится час творчества, учащимся предлагается выбрать задание (разработка программы вечера-встречи с выпускниками, изготовление подарков для младших школьников и т.д.) и обосновать свой выбор задания (проявить таланты, оказать помощь младшим и пр.). Сопоставление результатов выбора учащимися заданий в нескольких ситуациях позволяет определить ведущие мотивы их деятельности; § метод «Недописанный тезис» (детям предлагается за 15-20 секунд закончить одно или несколько предложений, например: «В хорошей школе всегда…» и др.). При обработке результатов определяют соотношение ценностей учащихся (индивидуалистические или коллективистские, вещно-предметные или духовные); § анкета для учащихся (предлагается дать ответ на следующие вопросы и задания: «Почему нельзя опаздывать на урок?», «Что ты собираешься делать в свободное время?», «Напиши три желания в порядке их значимости для тебя» и пр.); § шкалирование и ранжирование мотивов: учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности: интересное дело, возможность общения с разными людьми, возможность руководить другими и пр. При обработке результатов определяют преобладающие мотивы участия школьников в деятельности.
изучение сплочен-ности коллектива и отношений в нем r Важнейшая характеристика развития коллектива – социально-психологический климат коллектива (удовлетворенность членов коллектива взаимоотношениями, процессом организации деятельности, руководством; преобладающее настроение; взаимопонимание и авторитетность руководителей и подчиненных, взрослых и детей; степень участия членов коллектива в управлении; сплоченность, продуктивность совместной деятельности; чувство собственного достоинства у каждого члена коллектива, чувство гордости за свой коллектив; защищенность всех членов коллектива). r О развитии коллектива можно судить по уровню самоуправления в ученическом, педагогическом коллективах и во всей школе (самостоятельность и равенство прав членов коллектива в принятии и реализации решений; инициативность и творчество; единство прав и обязанностей членов коллектива; ответственность членов коллектива за дело; взаимодействие коллективов и органов самоуправления; критичность и самокритичность). r Основные показатели развития школьного коллектива: число изолированных детей; количество детей, которые оценили отношения в коллективе на «4», «3», «2»; коэффициент развития ученического самоуправления; количество детей, назвавших педагога примером для подражания; количество детей, оценивающих отношения педагогов и учащихся положительно (отрицательно);количество старшеклассников, участвующих в работе с младшими и пр. Используются методы социометрии, анкетирования, методики диагностики уровня развития коллектива.
исследова-ние организации воспита-тельного процесса r Эффективность формы воспитательной работы изучается с помощью: § наблюдения на поведением учащихся в процессе подготовки и проведениямероприятия, после проведения мероприятия; § анкетирования участников деятельности (например, «Оцени полезность этого мероприятия для развития отношений в вашем коллективе»); § цветограммы (каждый участник оценивает конкретную форму работы с помощью цветных жетонов: красный – все понравилось, доволен, что пришел и т.д.); § символической оценки настроения после мероприятия; § отдаленной оценки формы воспитательной работы (в конце года учащимся предлагается вспомнить все дела, в которых они участвовали, и оценить их с помощью цветограммы, шкалы, словесно). r результаты воспитательного процесса, т.е. изменения в воспитанности детей, в развитии коллектива, - изучаются с помощьюнаблюдения за поведением учащихся и создания специальных ситуаций; методов социометрии, анкетирования, методик диагностики уровня развития коллектива. r эффективность использованных воспитательных средств изучается с помощью коллективного анализ жизнедеятельности школы, класса, объединений, который дополняется с помощью анкетирования учащихся, педагогов и родителей («Назовите самые запомнившиеся дела учебного года», «Какие дела способствовали установлению дружеских отношений в коллективе?» и т.п.).

 

Стремление изучить воспитательный процесс с учетом всех показателей вряд ли целесообразно: отбор критериев и методик исследования ведется с учетом тех задач, которые решаются коллективом в данный период.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1152; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.