Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие личности в подростковом возрасте




(10-11 – 14-15 лет)

В переходный период происходят кардинальные изменения мотивации: на первый план выходят мотивы, связанные с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. «Ключом ко всей проблеме психологического развития подростка» Л. С. Выготский считал проблему интересов. Он выделил несколько групп интересов («доминант») подростка: «эгоцентрическая доминанта» (интерес к собственной личности), «доминанта дали» (субъективная значимость отдаленных событий), «доминанта усилия» (тяга к сопротивлению, к преодолению, к волевому усилию, что может проявляться и в негативных формах: в упрямстве, хулиганстве и т.п.),«доминанта романтики» (стремление к неизведанному, рискованному, к приключениям, к героизму).

Младший подростковый возраст характеризуется расширением познавательных интересов, пик любознательности приходится на 11-12 лет, однако проявления любознательности поверхностны. Причины устойчивого и полного отсутствия интересов кроются часто в отсутствии ярких интересов у окружающих подростка взрослых, чрезмерной активности взрослых в развитии у подростка интереса, оказывают влияние и социальные условия (высокая стоимость оплаты секции и т.п.).

Доминирующие потребности подросткового возраста: потребность в общении со сверстниками, потребность в самоутверждении, потребность быть и считаться взрослым.

На протяжении подросткового возраста изменяются мотивы общения со сверстниками: в 10-11 лет – желание быть в среде сверстников, что-то делать вместе; в 12-13 лет – желание занять определенное место в коллективе сверстников; в 14-15 лет – стремление к автономии и поиск признания ценности собственной личности. Для подростка отношения со сверстниками выделяются в сферу его собственных, личных отношений.

Потребность быть и считаться взрослым удовлетворяется в общении со взрослым: подростку важна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства с точки зрения прав. Конфликты и трудности подростка в общении со взрослым возникают из-за расхождения их представлений о характере прав и степени самостоятельности. Подростки, удовлетворенные своим доверительным общением со взрослыми, характеризуются развитой способностью самостоятельно анализировать и оценивать качества своих сверстников и взрослых, поведение этих подростков и взрослые и сверстники оценивают как «взрослое».

Особая форма подросткового самосознания - чувство взрослости. Этоновообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми.

Виды взрослости: подражание внешним признакам взрослости (курение, употребление алкоголя, использование косметики, преувеличенный интерес к проблемам пола, подражание взрослым в одежде и прическе, т.е. поверхностное представление о взрослости с акцентом на специфическое времяпровождение); стремление подростков-мальчиков соответствовать представлению о «настоящем мужчине», воспитать у себя силу воли, выносливость, смелость; социальная взрослость (складывается в ситуациях сотрудничества взрослого и подростка как помощника, часто в семьях, где подросток в силу обстоятельств вынужден фактически занять место взрослого); интеллектуальная взрослость (связана с развитием устойчивых познавательных интересов, самообразования).

Взрослые должны побуждать подростка к выяснению его сильных и слабых сторон, помочь добиться успеха. В этом случае подросток будет уделять внимание реальным проявлениям взрослости (принятие ответственности, умение отстаивать свою точку зрения).

Выделяют особую форму подросткового эгоцентризма: у подростка возникает иллюзия, будто другие люди непрерывно оценивают его поведение, внешность, образ мыслей, чувств.Один из компонентов эгоцентризма – феномен «воображаемой аудитории» - убежденность подростка в том, что его постоянно окружают некие зрители, а он все время находится на сцене. Другой компонент эгоцентризма – личный миф («сказка о самом себе») – вера в уникальность собственных чувств страдания, любви, ненависти, стыда, основанная на сосредоточенности на собственных переживаниях. Постепенное преодоление подросткового эгоцентризма происходит по мере развития близких доверительных отношений со сверстниками, которые делятся друг с другом своим аффективным опытом.

Новообразованием подросткового возраста является развитие рефлексии. Рефлексия – мыслительный процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, способностей, характера, отношений и т.д. (рефлексивная задача «Кто я?»). В 10-11 лет предметом рефлексивных ожиданий подростка выступают отдельные поступки. В 12-13 лет - черты характера и особенности взаимоотношений с людьми. В 14-15 лет в структуре личностной рефлексии существенно повышается критичность подростков по отношению к себе.

Новый уровень самосознания, центральное новообразование подросткового возраста - Я-концепция - развивающаяся система представлений человека о самом себе (осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и других свойств; самооценка; субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов).

В 10-11 лет около 1/3 подростков дают себе полностью отрицательные характеристики; некоторые подростки, подчеркивая свои многочисленные недостатки, выделяют единственную черту, которая им нравится.

В 12-13 лет наряду с общим принятием себя сохраняется и ситуативно отрицательное отношение подростка к себе, зависящее от оценок окружающих, прежде всего, сверстников. Речь идет о комплексе «Золушки» («Гадкого утенка»): переживая сильную неудовлетворенность собой, подросток в душе надеется на перерождение.

В 14-15 лет возникает «оперативная самооценка», определяющая отношение подростка к себе в настоящее время.

Самооценка подростка носит противоречивый характер: во-первых, подросток одновременно воспринимает себя как взрослого и как маленького ребенка, во-вторых, наблюдается сочетание конкретной ситуативной и общей самооценки, когда каждая положительная и каждая отрицательная частная самооценка мгновенно приобретают глобальный характер. К концу подросткового возраста происходит постепенный переход от оценки, заимствованной у взрослых, ксамооценке, возникает стремление к самовыражению, самоутверждению, самореализации, самовоспитанию. Необходимо учить подростка вырабатывать собственные критерии оценки себя, опираться на сильные стороны своей личности.

В нравственном развитии наблюдается противоречие между некритическим усвоением групповых моральных норм и стремлением обсуждать простые правила; максимализм требований; сдвиг оценки отдельного поступка на личность в целом. Решающее значение для нравственного развития подростка имеет интимно-личное общение со сверстниками: подросток овладевает нормами отношений взрослых людей, у него складываются собственные убеждения, он начинает оценивать себя и другого человека с новых взрослых позиций. Формируется нравственное мировоззрение, что приводит к стабилизации качеств личности, к формированию нравственной позиции.

Особенности развития воли: ее неорганизованность, действие по наиболее сильному мотиву. В то же время умение владеть собой высоко ценится подростком, а отсутствие необходимых волевых качеств вызывает беспокойство. Стремление «стать более волевым человеком» в этом возрасте скорее «знаемый» мотив, не подкрепленный подлинным желанием измениться. По словам Л. С. Выготского, не слабость воли, а отсутствие или слабость цели дезорганизуют поведение подростка. Задача воспитания - придать личностную значимость целям, которые ставятся перед подростком.

Эмоциональная сфера характеризуется большой яркостью, силой, устойчивостью. Подростки чаще испытывают сильные положительные или сильные отрицательные эмоции и реже находятся в нейтральном состоянии. В этот период повышена потребность в эмоциональном насыщении, в жажде ощущений (отсюда – любовь к громкой музыке, рискованные формы поведения). У подростков в кризисный период часто встречается «аффект неадекватности» - эмоциональная реакция большой силы по незначительному поводу, что связано с противоречием между низкой самооценкой и высоким уровнем притязаний.

Новообразования личности подростка: чувство взрослости; становление нового уровня самосознания («Я-концепция», рефлексия); устойчивость эмоций и чувств.

Важнейшим моментом развития личности в этот период является то, что предметом деятельности подростка становится он сам. Кризис перехода к юности связан со становлением человека как субъекта собственного развития.

Развитие личности в ранней юности (15 – 17 лет)

Ценностно-смысловая доминанта общения в юности: обсуждение личных дел, взаимоотношений людей, своего прошлого, планов на будущее, взаимоотношений юношей и девушек, отношений с товарищами, учителями, родителями, собственного развития.

Специфика общения со взрослыми: растущая демократизация взаимоотношений поколений, решение проблемы авторитета родителей, взаимопонимания во взаимоотношениях с родителями; неравномерность общения, когда за стремительной интенсификацией общения наступает период спада интенсивности общения до накопления новых беспокоящих проблем. Содержанием общения являются проблемы поиска смысла жизни, познания самого себя, жизненных планов и путей их реализации, взаимоотношений между людьми, получение информации, связанной с областью интересов старшеклассника и профессиональной принадлежностью взрослого. Как показали психологические исследования 80-х гг., потребность в неформальном общении с родителями удовлетворяется не полностью.

В юношеском возрасте происходит увеличение потребности в общении со сверстниками, расширение круга общения (в школе, в семье, по соседству, в разных географических, социальных, виртуальных пространствах); углубление, индивидуализация общения, развитие способности к установлению более избирательных, тесных и глубоких дружеских отношений. Юношеская дружба характеризуется верностью, близостью, устойчивостью - друг впервые осознается как другой Я: один ищет в друге преимущественно подтверждение своего Я; другой сам идентифицируется с другом вплоть до потери собственной индивидуальности; третий ищет в друге дополнение, образец для подражания, психологическую защиту. От этих психологических потребностей зависит и выбор друзей, и характер взаимоотношений между ними.

В ранней юности проявляется также потребность в уединении, содержанием которой является общение с неким идеальным партнером, проигрывание ролей.

В целом, психология общения в юношеском возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления и аффилиации (потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу).

Профессиональное самоопределение и построение жизненных планов на будущее – центральные психологические новообразования юношеского возраста.

Жизненный план – широкое понятие, которое охватывает всю сферу личного самоопределения (род занятий, стиль жизни, уровень притязаний, уровень доходов и т.д.). У старшеклассников жизненные планы весьма расплывчаты и не вычленяются из мечты: старшеклассник воображает себя в разных ролях, соизмеряет степень их притягательности, но не решается что-то окончательно выбрать для себя и часто ничего не делает для достижения задуманного. О жизненных планах можно говорить лишь тогда, когда в них включены не только цели, но и способы их достижения. Жизненный план – это план деятельности.

Новообразованием личности являетсяформирование личной идентичности - совокупности представлений о себе как представителе разных социальных ролей. Идентичность как сознание тождественности субъекта самому себе требует ответить на вопросы: «Каков Я? Каким мне хотелось бы стать? За кого меня принимают?». В период взросления, необходимо объединить различные свойства, связанные с семейными, гендерными, профессиональными ролями в непротиворечивую целостность, согласовать внутреннюю оценку себя и оценку, данную другими.

В случае негативного разрешения кризиса идентичности возникает диффузия идентичности (ролевое смешение), при этом могут возникнуть специфические трудности: диффузия времени (ощущение жесточайшего цейтнота, либо растянутости и пустоты времени); застой в работе (поглощенность бесполезными для дальнейшего развития вещами в ущерб всем остальным занятиям, неспособность продолжить образование, выбрать работу); отрицательная идентичность (отрицание всех предлагаемых ролей и ценностей, ориентация на «противоположное» - опасный, нежелательный образец).

Выстраивание жизненной перспективы может проходить относительно благополучно при оптимальном сочетании прошлого, настоящего и будущего Я. Позитивная Я-концепция, чувство самоуважения, чувство самоценности, - благоприятно сказываются на постановке перспективных целей и активном стремлении к их достижению. Отрицательная Я-концепция, низкая самооценка, низкий уровень притязаний, слабая вера в себя, - воздействуют более негативно.

Л. С. Выготский отводил центральную роль в юности развитию самосознания. Это возраст открытия собственного Я, собственного мира мыслей, чувств, переживаний, которые кажутся самому субъекту неповторимыми и оригинальными. Самосознание в ранней юности приобретаетцелостность. По мере накопления опыта реальной деятельности и общения складывается более реалистичная оценка собственной личности, возрастает независимость от мнения родителей и учителей. Особенность самооценки – ее дифференцированный характер, четкое выделение области достижения результатов. Часто встречается переоценка собственных возможностей, «юношеская самоуверенность».

Стремление познать себя как личность приводит к рефлексии, к углубленному самоанализу. Образы собственного «Я» сложны и неоднозначны: реальное «Я» (каким я вижу себя в данный момент), динамическое «Я» (каким я стараюсь стать), идеальное «Я» (каким я должен стать, исходя из своих моральных принципов), фантастическое «Я» (каким я хотел бы быть, если бы все было возможно), и целый ряд других представляемых «Я». Несовпадение реального и идеального «Я» – нормальное следствие роста самосознания, необходимая предпосылка целенаправленного самовоспитания.

Юность – решающий этап становления мировоззрения - системы обобщенных представлений о мире в целом, об окружающей действительности, о других людях, о самом себе и формирования готовности руководствоваться ими в деятельности. Важный компонент мировоззрения личности – ценностные ориентации (научно-теоретические, философские, нравственные, эстетические), в которых выявляется сущность человека. С.Л. Рубинштейн справедливо отмечал, что личностью является человек, у которого есть свои позиции, свое ярко выраженное сознательное отношение к жизни, мировоззрение, к которому он пришел в итоге большой сознательной работы.

Активно развивается в юности эмоциональная сфера. Направленность на будущее, ощущение расцвета физических и интеллектуальных возможностей создают оптимистическое самочувствие, повышенный жизненный тонус. Общий эмоциональный фон становится более ровным, резкие аффективные вспышки прекращаются, но в некоторых ситуациях, когда, например, взгляды молодого человека, его максималистские суждения расходятся со взглядами собеседника, могут возникать резкие выпады и реакции. Рост самооценочной тревожности в 9-м и 11-м классах объясняется, по-видимому, тем, что эти классы – выпускные. Таким образом, юность – это период, которому свойственны противоречивые переживания, тревожность, но они менее демонстративны, чем в подростничестве.

В юношеском возрасте продолжается дифференциация по силе эмоциональной реакции, повышается самоконтроль и саморегуляция. Эмоциональная сфера становится значительно богаче по содержанию, повышается эмоциональная восприимчивость и способность к сопереживанию.

Эмоциональная восприимчивость часто сочетается с категоричностью и прямолинейностью юношеских оценок окружающего, с демонстративным отрицанием нравственных аксиом, вплоть до морального скепсиса, - все это отражение собственного морального поиска, стремления критически переосмыслить «азбучные истины».

Новообразования личности: профессиональное самоопределение; построение жизненных планов; формирование личной идентичности; устойчивое самосознание; наличие дифференцированной самооценки; потребность в самовоспитании; формирование мировоззрения.

Психологическим содержанием кризиса перехода к взрослости является «отрыв от родительских корней».

 

Рекомендуемая литература:

а) основная литература

1. Гребенюк О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики. – М., 2003.

2. Коджаспирова Г.М. Педагогика. – М., 2009.

3. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2008.

4. Подласый И.П. Педагогика. – М., 2008.

5. Реан А.А., Бордовская Н.В. Основы общей педагогики. – М., 2007.

6. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. – М., 2004.

7. Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 2003.

б) дополнительная литература

1. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М.Ю. Бабанский. – М., 1989.

2. Байбородова Л.В., Паладьев С.Л., Степанов Е.Н. Изучение эффективности воспитательной системы школы. – Псков, 1994.

3. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание…Воспитание! – М., 1996.

4. Коджаспирова Г.М. Педагогическая антропология. – М., 2005.

5. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М., 1992.

6. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М., 1990.

7. Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко. – М., 2007.

8. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. – М., 2004.

9. Педагогическая антропология: Хрестоматия. Ч. III. / Под ред. М.А. Викулиной. – Ниж. Новгород, 2002.

10. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: В кн. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – М., 2003.

11. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: В кн. - Кн. 2: Процесс воспитания. – М., 1999.

12. Полнер Е.Д. Современные проблемы методики обучения учащихся. – СПб., 1994.

13. Харламов И.Ф. Педагогика. – Мн., 2004.

14. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. – М., 1999.

 

Учебное издание

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2767; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.