Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свобода как аксиологический выбор




Чуждое экзистенциализму представление о том, что сущность человека предшествует его существованию, уподобляет человека предмету, изготовленному ремесленником: у этого предмета сущность предшествует существованию, ибо он сделан человеком в соответствии с заранее имеющейся идеей этого предмета, которая включает в себя знание как о предназначении этого предмета, так и о технологии его изготовления. Экзистенциализм не приемлет подобного «технического» взгляда на мир, в соответствии с которым требуется признать, что индивид - это реализация некоторой общей человеческой сущности или природы, предшествующей каждому отдельному существованию, а «каждый отдельный человек - лишь частный случай общего понятия “человек”». В противоположность этому утверждение «существование предшествует сущности» означает, что «человек сначала существует, встречается, появляется в мире, и только потом он определяется. Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам. Таким образом, нет никакой природы человека... Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать»[110]. Именно в этом смысле и говорят, что человек - это проект самого себя, поскольку он устремлен в будущее, он сам себя создает. Немного по-другому сказано у Ницше, который призывал «учить человека смотреть на будущность человека как на свою волю, как на нечто зависящее от человеческой воли»[111].

Из этого общего положения вытекают важные следствия, и прежде всего - утверждение об ответственности человека за свое существование, которое проходит через сменяющие друг друга ситуации, с чем и связано понятие экзистенции: «Под экзистенцией достаточно для начала понимать совокупность ситуаций, в которых случается оказываться человеку или в которых он обычно или по большей части находится». При этом подчеркивается, что «подлинная экзистенция… является сущностно свободной», что «экзистенциальная структура – это по существу структура свободы»[112]. Свобода здесь понимается как свобода выбора: «Свобода - основа и норма экзистенциального выбора. Благодаря ей человек решает относительно собственной судьбы в соответствии с тем, чем он должен быть». Это значит, что человек должен «выбирать собственное предназначение и оставаться ему верным. Выбор включает в себя признание конечности, свойственной человеку, самоограничение в этой конечности при полноте собственных энергий, увлеченность собственной задачей. Верность включает в себя признание и принятие риска и необходимости защищать и гарантировать собственный выбор»[113]. Верность выбору означает, что сколько бы раз человек ни оказывался в одной и той же ситуации, его выбор неизменно был бы одним и тем же.

Выбор же непосредственно связан с утверждением ценности, которую человек выбирает (именно ценности, поскольку, выбирая нечто, мы полагаем, что выбираем для себя благо, а не зло). Таким образом, человек, выбирая ценности, выстраивая систему ценностей, создает себя, поскольку в отличие от животного, определяемого системой инстинктов, человек определяется системой ценностей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.