Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Системная семейная психотерапия




Представителями данного подхода можно считать М. Сельвини-Палаццоли, С. Минухин, Эг.Г. Эйдемиллер. Они рассматривают семейную терапию не как метод, но как фундаментально новый подход к проблеме психического здоровья. Вся терапевтическая деятельность рассматривается ими с точки зрения влияния на семью в целом. Для терапевта важно осознавать причастность всей семьи и последовательность их действий. Вместо отношения к индивиду в ситуации стресса как к пациенту, терапевт рассматривает его как “носителя симптома”, отражающего дисфункцию семейной системы. Терапевты антиисторичны, сфокусированы на настоящих взаимодействиях. Они склонны избегать диагноза, основанного на индивидуальной нозологии. Выражение аффекта не признается необходимым. Вместо того чтобы поощрять членов семьи открывать свои неприятные чувства друг к другу, такой терапевт будет стремиться к разрешению проблем во взаимоотношениях, которые продуцируют эти неприятные чувства.

В качестве иллюстрации приведем фрагмент из книги С.Минухина «Техники семейной терапии»: «Под словом “техника” обычно подразумевают мастерство владения ремеслом — тщательность работы, заботу о пригодности изделия и настойчивость в достижении цели. Оно вызывает представление о хорошо пригнанных досках, о легко открывающемся ящике стола, об изящных перламутровых инкрустациях на средневековом портале, о замысловатой греческой мозаике или о гармоничной филиграни Альгамбры. Однако выражение “техника семейной терапии” создает определенные проблемы. Оно вызывает представление о людях, которые манипулируют другими людьми. Сразу же возникают призраки промывания мозгов, управления человеком ради личной власти над ним. Такое беспокойство по поводу моральной стороны дела совершенно оправданно. Больше того, одна только техника еще не гарантирует эффективности. Если терапевт слишком скован техникой и является всего лишь мастером-ремесленником, то, вступая в контакты с пациентами, он сохранит объективность, отстраненность и чистоту, но в то же время останется поверхностным, будет манипулировать людьми ради достижения личной власти над ними и в конечном счете не добьется значительного эффекта.

Поэтому обучение семейной терапии должно быть обучением техническим приемам, суть которых нужно усвоить, а затем забыть. Прочитав эту книгу, нужно отдать ее кому-нибудь или засунуть в дальний угол. Терапевт должен быть целителем — тем, кто в ходе терапии стремится помочь другим обходить опасные места и болезненные для них проблемы, постоянно сохраняя при этом глубокое уважение к их убеждениям, сильным сторонам и эстетическим предпочтениям. Другими словами, цель состоит в том, чтобы подняться выше техники. Только тот, кто, овладев техникой, сумеет забыть о ней, способен стать искусным терапевтом. Легкий прыжок Нижинского — это результат многих лет тщательной работы, вершиной которой стало владение своим телом, превратившееся из техники в искусство.

В чем заключается искусство семейной терапии? Оно означает, что нужно включиться в семью, воспринимать действительность так, как воспринимают ее члены семьи, и принимать участие в повторяющихся взаимодействиях, которые образуют структуру семьи и формируют мышление и поведение людей. Оно означает, что такое включение нужно использовать как средство стать фактором, вызывающим изменения, который действует в рамках семейной системы и осуществляет свои вмешательства так, как это возможно только в данной семье, с целью создать иной, более продуктивный способ существования. Это означает, что нужно войти в лабиринт, который представляет собой семья, и дать ей в руки нить Ариадны».

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем преимущество модели семейного треугольника перед моделью Олсона?

2. Сопоставьте понятия «родительское отношение», «родительский стиль», «родительская любовь», «родительские предписания».

3. Какие психологические теории любви вы знаете?

4. Какие подходы к выделению стадий жизненного цикла вы знаете? В чем их сходства и отличия?

5. Какие задачи стоят перед семьей на стадии ухаживания?

6. Какие задачи стоят перед семьей на стадии проживания супругов без детей?

7. Какие задачи стоят перед семьей на стадии экспансии?

8. Какие задачи стоят перед семьей на стадии стабилизации?

9. Какие задачи стоят перед семьей на стадии «пустого гнезда»?

10. Кто является автором метода генограммы?

11. Как строится интервью по генограмме?

12. В чем суть теории семейно-необходимой (функциональной) информации?

13. Какие виды нарушений коммуникации в семье вы знаете?

14. Как понимается симптом с семейном консультировании?

15. В чем выражается морфостатическия функция симптома?

16. В чем выражается морфогенетическая функция симптома?

17. Как симптом может переструктурировать семейную систему?

18. Перечислите этапы развития супружеских отношений. Какие психологические задачи стоят перед супругами на каждом этапе?

19. В чем специфические особенности детско-родительских отношений?

20. Какие подходы к описанию детско-родительских отношений вы знаете?

21. История развития семейного консультирования и психотерапии.

22. Аналитико-системная семейная психотерапия: теоретические положения и цель психотерапии.

23. Аналитико-системная семейная психотерапия: техники и приемы работы.

24. Стратегическая семейная психотерапия: теоретические положения и цель психотерапии.

25. Стратегическая семейная психотерапия: техники и приемы работы.

26. Семейная коммуникативная психотерапия: теоретические положения и цель психотерапии.

27. Семейная коммуникативная психотерапия: техники и приемы работы.

28. Семейная психотерапия, основанная на опыте: теоретические положения и цель психотерапии.

29. Семейная психотерапия, основанная на опыте: техники и приемы работы.

30. Семейная психотерапия конструктов: теоретические положения и цель психотерапии.

31. Семейная психотерапия конструктов: техники и приемы работы.

32. Семейная поведенческая психотерапия: теоретические положения и цель психотерапии.

33. Семейная поведенческая психотерапия: техники и приемы работы.

34. Системная семейная психотерапия: теоретические положения и цель психотерапии.

35. Системная семейная психотерапия: техники и приемы работы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.