Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Знания о действиях и об объектах деятельности




(по П.Я. Гальперину) могут быть различной полноты, обоб­щенности, систематичности:

а) формой предъявления:

♦ естественный язык;

♦ искуственный язык (символы, модели);

б) мерой усвоенности:

♦ степень интериоризованности;

♦ готовности к воспроизведению;

♦ развернутости;

♦ осознанности;

♦ прочности (устойчивости к забыванию).

I. Деятельность учения реализуется исполнительными действи­ями различных уровней:

 

1-й уровень 2-й уровень
Преобразование внешне заданных зна­ний и действий в усвоенные учащимися знания и действия Собственно уяснение и обработка материала
Познавательные действия эмпирическо­го и теоретического уровня познания и соответствующие их операции Действия отработки и освоения учебного материала
Обеспечивает интериортацию материала: искусственная группировка и классификация материала; кодирование в виде знаков-обозначений, схематизации; графически-образное моделирование; включение усвоенного материала в ранее усвоенные обобщенные знания и действия

Ситуация. Учительница М.В. Ганькина проводит 5 мин. «жуж­жащего чтения» в начале каждого урока словесности (русский язык и чтение).

Ф

Какую цель преследует учительница с помощью этого при­ема, когда каждый из учащихся читает свою книгу?

Решение. В жужжащем шуме активизируются все учащиеся. Осо­бенно это необходимо для заикающихся, тихонь и особо застен­чивых, стеснительных. Учительница в это время ходит по классу, прислушиваясь, кто как читает. Дотрагиваясь до плеча тех, кто хорошо читает, «она отключает звук» (читай про себя). Все мень­ше звучало невнятных голосов. А «отключенные» невольно при­слушивались, становились дисциплинированными. Так учитель­ница учит своих «первоклашек» читать вслух и слушать товарища.

Как учитель, не давая никакой оценки возникшим за­труднениям учащихся, может логически продолжить их учебную деятельность?

Ответ. Учитель может сказать: «Без знания этого материала мы не можем двигаться дальше. Давайте обсудим те трудности, с которыми вы столкнулись».

П. Ориентировочная часть деятельности

Осуществление деятельности учения предполагает наличие программы деятельности, т.е. знание о свойствах предмета дея­тельности, состава и порядка преобразования. Это:

♦ знания об обобщенных логических свойствах;

♦ знания о том, как должны осуществляться учебные дей­
ствия;

♦ знания об ориентирах.

Пример 1. Ученик должен распилить доску под прямым уг­лом, отступив от края на 10 см.

Выполнение. Наносится черта (карандашом, чертилкой и пр.) — это ориентировочная линия места распила. Но для того чтобы пра­вильно осуществить распил, этого часто мало. Необходимо доску разместить строго параллельно краю верстака (ориентировочное действие 1). Занять определенное положение, чтобы правильно рас-


пилить доску (ориентировочное действие 2). Следующее ориенти­ровочное действие 3 совместить плоскость полотна ножовки с ли­нией распила. Для более точного действия распиливания доски мож­но рекомендовать еще одно ориентировочное действие 4, — в продолжении плоскости ножовочного полотна, в ее створе, выб­рать точку, которая во время распиливания все время совмещалась.

Пример 2. Ученик должен отпилить от доски 10 брусочков, каждый по 10 см длиной.

Выполнение. Отпилив 1-й брусочек, надо использовать его как ориентировочную мерку для отпиливания 2, 3, 4-го и т.д. бру­сочков. Без использования ориентировочной мерки брусочки бу­дут разной длины.

Аналогичное наблюдается в 1 классе, когда ученики учатся писать какую-либо букву (например, «И»). Если каждый раз ори­ентиром будет первая буква «И», то все последующие буквы будут правильными. Если же ученик при написании 2-й буквы ориенти­руется на 1-ю, а 3-ю, ориентируясь на 2-ю, а 4-ю, ориентируясь на 3-ю, и т.д., то все буквы будут сильно отличаться от заданной ориентировочной (первой).

III. Операции контрольных действий учения - это сравнение исполнительных учебных действий с образцами.

При осуществлении процесса учения выполняется:

учебные исполнительные действия;

ориентировочные действия; ■,.

контрольные операции.

Ситуация. Учительница начальной школы дает учащимся за­дания с недостающими данными.

Какую цель преследует учительница этими заданиями?

Решение. Учащийся, работая в «зоне неопределенности», учится находить соответствия необходимых и искомых данных. Найдя соответствия данных, решает задачу. При этом он учится оцени­вать свои действия, т.е. осуществлять рефлексию.

Задача воспитания рефлексивной самооценки не решается пол­ностью в рамках начальной школы. Младшие школьники ждут еще похвалы значимого взрослого (учителя). Они должны удос­товериться в том, что у них «все хорошо». Рефлексивная само-

7.. ■


оценка в средней школе развивается в процессе учебной само­стоятельности, а не только оценки знаний.

К концу начальной школы умение учиться самостоятельно, в своей развитой форме, еще не может быть сформировано.

В начальной школе дети учатся:

♦ работать с учебной литературой;

♦ действовать в условиях разных учебных задач;

♦ выдвигать и проверять собственные гипотезы.
Учитель должен обеспечить учащихся средствами фиксации

. оценки собственных изменений на каждом этапе приобретения новых знаний. Подчеркнем, что учебная деятельность — это дея­тельность по самоизменению.

В настоящее время в учебной деятельности широко использу­ется модель и моделирование как учебное действие:

^ в качестве способа выявления и фиксации наиболее общих и существенных отношений изучаемого явления;

> как внешняя опора для изучения внутренних скрытых от­ношений;

У как средство подведения явлений и фактов под общие от­ношения;

^ как форма наглядности.

Например, следует решить учебную задачу, при которой ребе­нок не проявляет интереса на занятиях воспитателя (учителя). Мо­делируя ситуацию, мы схематизируем все признаки, связанные с интересом, и получаем модель следующего вида (см. схему 1).

УЧИТЕЛЬ

Общение Педагогический такт

и=
= ПОНИМАНИЕ =
ИНТЕРЕС

ИНФ.известная ИНФ.новая

Мотив



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1045; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.