Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поиск альтернативных решений




Аргументацию и контраргументацию

Какой аргумент можно привести «за» и «против»? Обо­
снуйте свое мнение.

♦ Выскажите аргументы «за» и «против» решения. Приведите их;

сравнение — противопоставление. В чем разница между... и...?

 

Какие могут быть похожие случки...? Чем похожи случаи с...?. Сравните похожие результаты;

7> ♦

Какие еще могут быть аналогичные решения...? Какие могут быть похожие случаи...?

\/У оценку и ее обоснование

♦ Установите соответствие...

Задача понимания учебной ситуации и направления поиска ее решения облегчается соответствующей постановкой вопроса. В зависимости от того или иного вопроса и определяется направ­ление поиска ее решения.

Обратимся к конкретным ситуациям (задачам).

Ситуация. Исследователи отмечают, что если глухих детей на­чинать обучать речи после 3 лет, то наблюдается отставание во многих видах деятельности и в развитии психических процессов; не возникает потребность в сюжетно-ролевой игре, задерживается развитие мышления.

Ф

Почему именно в этом возрасте у ребенка происходит отставание в развитии многих видов деятельности?

Решение. Отвечая на данный вопрос, надо активизировать знания о сензитивных периодах развития речи и связать его с вопросом о том, почему необходимо обучать и глухих детей ранее 3 лет. Если ребенок родился глухим, то он не научится говорить сам по себе, так как не слышит речь других и не ощущает процесса произнесения звуков. Его надо обучать речи специально, включая другие (кроме


слуха) анализаторные системы (осязание, зрение и пр.). Необходима обратная связь. Начинать такое обучение нужно до 3 лет, так как сензитивный период развития речи ребенка приходится на 1,5—3 года. Решающее значение имеет формирование у ребенка потреб­ности в речевом общении. Овладение речью создает основу для усвоения значения слов, связывания их с образами предметов и явлений окружающего мира. Психическое развитие ребенка осу­ществляется успешно, когда усилия педагогов направлены не только на обучение речи, но и на другие стороны его развития: предметную деятельность, физическое, сенсорное развитие.

Леонтьев АН. пишет, что если в «поле сознания» ученика появ­ляется какое-либо наглядное пособие, то ученик осознает только то, что является предметом сознавания: что должно осознававться учеником с определенной педагогической задачей. Например, на наглядном пособии изображено три и два танка, стоящих друг пе­ред другом. Предметом же осознания должен быть счет в пределах десятка (2+3 =?). Но красочность изображенных танков, да еще в необычном положении, привлекла внимание учащихся и послу­жила толчком осознанию: «Какие это танки?», «Почему они стоят с орудиями, направленными друг на друга? и т.п.

Наглядное пособие должно служить внешней опорой внутренних действий, совершаемых учеником, под руководством учителя в процессе овладения знаниями.

Неправильность решения данной задачи показана и в следую­щей ситуации.

30

Ситуация. Демонстрируется учебный фильм- «Причины непо­ладок в автомобиле» (автор Е.А. Чудаков). В этом фильме анализ неполадок включен в сюжет «Соревновательный пробег».

Ф

Дайте психологический анализ правильности выбора сюже­та для учебного фильма с точки зрения осознанности вос­приятия.

Решение. При просмотре этого фильма учащиеся заинтере­совались соревновательным пробегом. А само содержание не­поладок прошло мимо их сознания. Если побочные элементы


иллюстрации вызывают больший интерес, чем основное содер­жание иллюстраций, то такая иллюстрация не выполняет своей функции конкретизации явления. Предметом осознания учащихся должно выступать то, что необходимо усваивать.

Все предметы, явления природы мы познаем с помощью мысли­тельных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, клас­сификации, абстрагирования, конкретизации.

Ситуация. Студентка подготовила занятие на тему о стекле. Рассказала все об особенностях стекла оконного и оптического. Но, когда ей был задан вопрос о том, чем же отличается одно стекла от другого, ответить не смогла.

\7/ Чего не учла студента при подготовке занятия на данную тему?

Решение. Студентка не учла, что все, что мы познаем, позна­ется в сравнении. Все мы приравниваем к тем или иным ориен­тирам, эталонам, меркам и т.п.

Учитель должен изучаемый материал приравнивать к каким-либо ориентирам или сравнивать с предметами, явлениями, свой­ства которых известны или просто известны из ранее усвоенного материала.

Ситуация. Учительница 1 класса на уроке показала кубик и стала задавать вопросы: «Какого цвета кубик?»; «Из чего он сделан?»; «Для чего он может быть использован?» и т. д. Затем показала совочек и предложила игру: «Кто больше назовет свойств данного предмета?»

Какую цель преследовала учительница с помощью предлагае­мых вопросов?

Решение. Учительница учила детей видеть в предмете много разных свойств. Когда дети поймут, что в каждом предмете име­ется много разных свойств, научатся их различать, то смогут потом сравнивать предметы по общему свойству.

В рассмотренной ситуации учитель учила учащихся на основе эмпирического мышления. В.В. Давыдов свою систему обучения строит на теоретическом мышлении. Ниже приводится таблица, в которой сравниваются два типа знаний и форм мышления.


Два типа знаний и форм мышления

Таблица 6

 

Эмпирическое Теоретическое
Знания возникают
при сравнении предметов при анализе отношений внутри расчлененной системы
Выделяются
одинаковые, общие свойства генетическая основа как всеобщая, форма целого
В основе знания
лежит наблюдение. лежит преобразование предметов.
Выделяются внешние свойства предметов Выделяются внутренние отношения и связи предметов
Общее свойство
выделяется как рядоположенное связывается с частными свойствами
с частными свойствами предметов в разных проявлениях
Конкретизацияреализуется
в подборе иллюстраций в выделении и объяснении частных проявлений системы
Средства фиксации знания отражаются
схемой, словом-термином способом умственной деятельности и различными символо-знаковыми системами

Мышление тесно связано с воображением. Если задача не решает­ся с помощью мыслительных операций, можно «перекинуть мос­тик» через неизвестное с помощью воображения и решить задачу.

В последнее время часто воображение рассматривается как всеобщее свойство сознания (от И. Канта). Воображение детер­минирует протекание конкретных познавательных, эмоциональ­ных и др. процессов, подчеркивая их творческую природу, свя­занную с преобразованием предметов (в образном и смысловом плане), предвидя результаты соответствующих действий.

Ведущим механизмом воображения служит перенос какого-либо свойства объекта. В результате раскрывается специфическая природа другого объекта для его познания или создания.

Операционно-технической основой подобного переноса выс­тупает символическая функция сознания.

Воображение поможет наполнять живым содержанием сим­волическую наглядность (схемы, таблицы, чертежи).

49


 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 611; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.