Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дискуссия. Диалоговые формы педагогического взаимодействия




Диалоговые формы педагогического взаимодействия

Под диалогом понимается не говорение нескольких детей, отвечающих на вопросы, рассказывающих и дополняющих недосказанное, а взаимопроникновение совпадающих или несовпадающих позиций, способствующее порождению и развитию общей мысли (Г.Ю.Ксензова.с.19).

Диалоговые формы (дискуссии, диспуты, дебаты и др.) направлены на формирование у учащихся умений высказывать и отстаивать свое мнение, приводить необходимые аргументы, уважать мнение других, культурно вести диалог и разрешать противоречия, говорить ясно, четко, кратко. Эти умения являются основой демократической культуры личности, важным условием организации школьного самоуправления, формирования здорового общественного мнения и благоприятного морального климата в коллективе школьников.

Дискуссия– равноправное обсуждение педагогами и воспитанниками дел, проблем самого различного характера. Она возникает, когда перед людьми возник вопрос, на который каждый первоначально имеет свой ответ. В ходе дискуссии люди формулируют новый, более удовлетворяющий все стороны ответ на стоящий вопрос. Результатом может быть общее соглашение, лучшее понимание, новый взгляд на проблему, совместное решение. Решение, принимаемое в результате дискуссии, воспринимается учениками как свое собственное и выполняется учениками гораздо быстрее, осознаннее и эффективнее. Дискуссия является основной формой обсуждения вопросов на собраниях или сборах коллектива.

Любая дискуссия имеет в своей основе ряд организационных условий:

- изначально должно быть несколько точек зрения на предмет обсуждения;

- то, что говорят и о чем говорят, должно быть правдой;

- дискутанты должны вступать в дискуссию с желанием услышать и понять другие доводы, поддержать иные точки зрения, а не только высказать свои;

- знание и понимание предмета разговора учителями и учениками в ходе дискуссии должно развиваться;

- выдвигаемые аргументы должны быть обоснованны и доказательны;

- участники дискуссии должны подходить к ней осмысленно, применяя в ее ходе рефлексию и обдуманно корректируя решение в случае необходимости;

- время для дискуссии неограниченно;

- нельзя заранее предположить выводы и сводить к ним обсуждение, также нельзя заранее предсказать, что результатом будет одно решение, их может быть несколько, а может и не быть вовсе; решения принимаются с учетом перспективы развития группы;

- все участники несут равную ответственность за выбранное решение;

- участники дискуссии свободны в высказываниях, в изменении своего мнения и нахождении общих точек зрения; обстановка доброжелательности и откровенности;

- учащиеся должны обладать достаточной степенью зрелости и самостоятельности мышления, уметь аргументировать и доказывать свою точку зрения.

В зависимости от формы организации дискуссии бывают:

- «панельная» – предварительно проводится заседание экспертной группы, на котором несколько участников во главе с назначенным председателем обсуждают намеченную проблему, а затем они излагают свои позиции все аудитории;

- «форумная» – в отличие от предыдущей экспертная группа вступает в обмен мнениями с аудиторией;

- «круглый стол» – беседа на равных небольшой группы участников, расположенных по кругу;

- «судебная» – дискуссия, имитирующая судебное разбирательство;

- «симпозиум» – более формализованное обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории;

- дискуссия в технике «аквариума» – после непродолжительного группового обмена мнениями по одному представителю от команды участвуют в публичной дискуссии, они располагаются в центре («аквариуме»), остальные наблюдают за дискуссией. Члены команды могут помогать своему представителю советами, передаваемыми в записках, или во время тайм-аута.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 994; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.