Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мотив, мотивация и потребности личности




В поведении и деятельности человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Стимуляции, или побуждения, обеспечивающие активизацию и направленность поведения и деятельности связаны с мотивами и мотивацией.

Мотивэто побуждения к деятельности или поведенческому акту, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.

Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив». Чаще всего в научной литературе мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение и деятельность человека; его начало, направленность и активность.

Любая форма активности человека может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором – о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда соответственно говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.

Внутренняя (диспозиционная) и внешняя (ситуационная) мотивации взаимосвязаны. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определенной ситуации, а активизация определенных диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к изменению восприятия субъектом ситуации. Его внимание в таком случае становится избирательным, и субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из актуальных интересов и потребностей. Поэтому любое действие человека рассматривают как двояко детерминированное: диспозиционно и ситуационно.

Мотивы могут быть осознанными или неосознаваемыми. Основная роль в формировании направленности личности принадлежит осознанным мотивам.

Мотивы формируются из потребностей человека. Потребностью называют состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или материальных объектах. Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни, от места, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице. Основные характеристики человеческих потребностей – сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т. е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.

Потребности разделяются на:

1. Первичные или витальные (врожденные, биологические);

2. Культурные, приобретенные (материальные и духовные) имеют общественный характер по происхождению и формируются под влиянием воспитания в обществе.

Представитель гуманистической психологии, один из ведущих психологов в области исследования мотивации в США А. Маслоу разработал «иерархию потребностей» и соотнес с ней иерархическую структуру поведенческих мотивов. Согласно данной концепции, у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей:

1. Физиологические (органические) потребности – голод, жажда, половое влечение и др.

2. Потребности в безопасности – чувство защищенности, забота о своем здоровье, безбедной старости и т.д.

3. Потребность в принадлежности и любви – принадлежность к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими.

4. Потребность уважения (почитания) – компетентность, достижение успехов, одобрение, признание, авторитет.

5. Познавательные потребности – знать, уметь, понимать, исследовать.

6. Эстетические потребности – гармония, симметрия, порядок, красота.

7. Потребности в самоактуализации – реализация своих целей, способностей развитие собственной личности.

А. Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека:

1. Мотивы имеют иерархическую структуру.

2. Чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются соответствующие потребности.

3. С повышением потребностей повышается готовность в большей активности.

Процесс возвышения потребностей выглядит как замена первичных (низших) вторичными (высшими). Согласно принципу иерархии потребности каждого нового уровня становятся актуальными для индивида лишь после того, как удовлетворены предыдущие запросы, поэтому принцип иерархии называют принципом доминанты (господствующей в данный момент потребности).

А. Маслоу считал людьми тех, целью которых является развитие своих способностей, самоактуализация. Всех остальных он называл недочеловеками. Самоактуализация представляет собой личностный рост в ходе продуктивной деятельности, это рост «вверх».

М.Е. Литвак отмечает, что когда человек не реализует себя в продуктивной деятельности, он начинает удовлетворять чувство собственной значительности ростом «вбок» и ростом «вниз». Он выделяет следующие непродуктивные варианты удовлетворения собственной значительности:

за счет избыточного удовлетворения сексуального инстинкта; вместо того чтобы совершенствоваться в профессиональной деятельности, человек становиться «профессионалом» в этой области;

- за счет избыточного удовлетворения оборонительного инстинкта, что проявляется в чрезмерном внимании к обстановке своей квартиры или служебного кабинета, в чрезмерном внимании к своей одежде;

- за счет избыточного удовлетворения пищеварительного инстинкта;

- путем стремления к власти, карьерному росту без соответствующего профессионального роста;

- путем совершения противоправных поступков и преступлений;

- путем пристройки к гению («звезде», «авторитету»).

Единственный нормальный способ удовлетворения собственной значительности — это путь реализации своих способностей, личностный рост «вверх».

Основными функциями мотивов является функции побуждения к действию и функция смыслообразования.

Побуждающим к деятельности фактором является цель. Целью называют осознаваемый результат, на достижение которого в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. В психологическом плане существует различие между целями, которые ставит человек для того, чтобы добиться удовлетворения той или иной потребности, и мотивами его деятельности: цели всегда являются сознательными, а мотивы, как правило, актуально не осознаются. Действуя под влиянием того или иного побуждения, человек осознает цели своих действий, но дело с осознанием мотивов, того, ради чего они совершаются, обстоит иначе. Обычно мотив не совпадает с целью, лежит за ней. Поэтому его обнаружение составляет специальную задачу: задачу осознания мотива. Причем речь идет о задаче осознания смысла его действий на личностном уровне, т.е. о личностном смысле деятельности.

Принято различать цель деятельности и жизненную цель. Это связано с тем, что человеку приходится выполнять в течение жизни множество разнообразных деятельностей, в каждой из которых реализуется определенная цель. Но цель любой отдельной деятельности раскрывает лишь какую-то одну сторону направленности личности, проявляющуюся в данной деятельности. Жизненная цель выступает в качестве обобщающего фактора всех частных целей, связанных с отдельными деятельностями. В то же время реализация каждой из целей деятельности есть частичная реализация общей жизненной цели личности. С жизненными целями связан уровень достижений личности. В жизненных целях личности находит выражение сознаваемая ею «концепция собственного будущего». Осознание человеком не только цели, но и реальности ее осуществления рассматривается как перспектива личности.

Состояние расстройства, подавленности, свойственное человеку, осознающему невозможность осуществления перспективы, называется фрустрацией. Это состояние возникает в тех случаях, когда человек на пути к достижению цели сталкивается с реально непреодолимыми препятствиями, барьерами или когда они воспринимаются как таковые.

Мотивационную сферу человека, с точки зрения ее развитости, можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность. Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов – диспозиций (мотивов), потребностей и целей. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.

Гибкость мотивационной сферы выражается в том, что для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня. Например, более гибкой является мотивационная сфера человека, который в зависимости от обстоятельств удовлетворения одного и того же мотива может использовать более разнообразные средства, чем другой человек.

Следующая характеристика мотивационной сферы – это иерархизированность мотивов. Одни мотивы и цели сильнее других и возникают чаще; другие – слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.

Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности. К ним относятся следующие мотивы:

1. Мотив достижения успеха – стремление человека добиваться успехов в различных видах деятельности и общения.

2. Мотив избегания неудачи – относительно устойчивое стремление человека избегать неудач в жизненных ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности и общения.

3. Локус контроля – характеристика локализации причин, исходя из которых человек объясняет свое поведение и ответственность и наблюдаемое им поведение и ответственность других людей.

4. Интернальный (внунренний) локус контроля – поиск причин поведения и ответственности в сомом себе; экстернальный (внешний) локус контроля – локализация таких и ответственности в вне человека, в окружающей его среде;

5. Самооценка – оценка человеком себя, своих возможностей, качеств, достоинств, и недостатков, своего места среди других людей.

6. Уровень притязаний – желаемый уровень самооценки личности (уровень Я), максимальный успех в том или ином виде деятельности (общения), которого рассчитывает добиться человек.

Личность характеризуют и такие мотивационные явления как:

- Аффилиация – стремление человека быть в обществе других людей, наладить с ними эмоционально-положительные, добрые взаимоотношения;

- Отвергание – боязнь быть отвергнутым, непримятым близкими людьми;

- Мотив власти – стремление человека обладать властью над другими людьми, господствовать, управлять и распоряжаться ими.

- Альтруизм – стремление человек бескорыстно оказывать помощь людям;

- Эгоизм – стремление удовлетворять своекорыстные личные потребности и интересы безотносительно к потребностям и интересам других людей и социальных групп;

- Агрессивность – стремление человека нанеси физический, моральный или имущественный вред другим людям, причинить им неприятность.

Тема 6. Эмоционально-волевая сфера личности

Основные вопросы:

1. Понятие об эмоциях их функциях и видах.

2. Понятие о воле. Волевые качества человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3755; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.