Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характер, его формирование и проявление в жизнедеятельности человека




В психологии граница разделения темперамента и характера достаточно условна. Уже И.П. Павлов, столкнувшись с трудностями определения темперамента, изменил значение слова «темперамент», разделив его на два понятия «генотип» и «фенотип». Генотип он определил как прирожденный тип нервной системы, или темперамент, а фенотипкак комбинацию врожденных особенностей нервной системы и условий воспитания, или характер.

Характер (от греч. Oharakte r– печать, чеканка) — совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, проявляю­щихся в деятельности и общении, определяя типичные для нее способы поведения и реагирования на жизненные обстоятельства.

Характер человека формируется в процессе его воспитания в результате взаимодействия биологических и социальных факторов. Воспитывается не абстрактный индивид, а человек с неповторимым генным набором, определяющим не только его биологические особенности (пол, строение тела, цвет глаз и волос и т.д.), но и его задатки и темперамент. Характер можно считать вектором воспитания и генного набора данного человека.

В своем формировании, развитии и функционировании характер человека тесно связан с его темпераментом, не совпадая с ним. Свойства характера по сравнению со свойствами темперамента более содержательны, конкретны. Например, для характеристики эмоциональной сферы в случае темперамента применяются такие слова, как «живой», «импульсивный», «вспыльчивый», а в случае характера — «добродушный», «недоверчивый», «сильный» и т.д.

Характер человека является одной из подструктур личности, причем подструктурой подчиненной. Развитая зрелая личность хорошо владеет своим характером и способна контролировать его проявления. Наоборот, порывы, когда человек действует по логике того, к чему его побуждают те или иные черты характера, типичны для психологически незрелых личностей или психопатов. Характер формируется не только в процессе воспитания, но и в процессе самовоспитания. Личность может сознательно корректировать негативные проявления своего характера.

М.Е. Литвак называет характер социогеном личности. Как биоген определяет физический облик человека, так социоген определяет его судьбу. Отношение личности к себе (Я), к близким людям (Вы), к людям вообще (Они) и к труду в психологии рассматриваются как личностный комплекс. Эти отношения называют «позиция» и кодируют знаками (+) благополучие и (—) неблагополучие

Табл. 4.

Социоген личности (по М.Е. Литваку:

Позиция «+» Позиция «-»
Отношение к себе или позиция (Я+) выражается в том, что человек воспринимает себя как благополучную лич­ность: при успехе отдает должное своим усилиям, неудачи не делают его пассивным и он предпринимает сле­дующую попытку При отношении к себе в позиции (Я-) человек воспринимает и ведет себя как неприспособленный, неблагополучный. Успехи считает случайными, неудачи – закономерными. Активных попыток выйти из неблагоприятных ситуаций не предпринимает, подчиня­ясь жизненным обстоятельствам
В отношении с близкими людьми в позиции (Вы +) человек осознанно или неосознанно апеллирует к их положительным качествам и считает их благополучными людьми. Это выражается дружелюбием, привязанностью, готов­ностью к примирению при недоразуме­ниях, стремлением путем разумных уступок сохранить установившиеся связи. Недостатки близких видит, но принимает других людей вместе с недостатками При позиции (Вы -) человек настроен на конфликт с ближними, рассматривает их как неблагополучных, стремиться перевоспитать. Люди с такой позицией склонны к ироничным замечаниям, сарказму, придирчивости. Ужиться с ними можно только постоянно им уступая. Часто такую позицию занимают руководители, не доверяющие подчиненным и стремящиеся сделать всю ответственную работу сами
В отношениях к другим людям вообще в позиции (Они+) личность расположена к новым контактам. Человек фиксирует внимание на достоинствах новых партнеров, дружелюбен и легко всту­пает в деловые отношения Позиция (Они-) проявляется в застенчивости и стремлении избежать новых контактов. Внимание фиксируется на недостатках в характере и поступках новых партнеров
В позиции (Труд+) человек ориентируется на сам процесс труда или учебы. Деятельность вызывает живой интерес и желание внести свой вклад, приобре­сти навык, самосовершенствоваться, развить свои способности   При позиции (Труд-) основным ориентиром являются конкретные резуль­таты труда. Отсюда следуют постоян­ные поиски более выгодной работы, ожидание «настоящей» жизни после достижения результатов. Сам процесс труда интереса не представляет

Благополучной можно считать личность, у которой во всех позициях (+), т.е. человек положительно относится к себе, людям и труду. Такие люди верно оценивают свои положительные и отрицательные качества, продуктивно общаются с другими людьми, а процесс деятельности является для них радостью. Жизненные неудачи и кризисы такие люди переносят спокойно и стойко: ищут ошибки в своих действиях и совершенствуются. Они обращены к миру и людям и не пытаются их изменить в угоду своим интересам. Если результаты труда не находят признания, то это не повод для нервного срыва, а толчок для анализа своих промахов. Жизнь принимают такой, какая она есть.

Все позиции взаимосвязаны и обусловлены. Различные сочетания позиций со знаками (+) и (—) образуют 64 варианта стабильных характеров

Типические характера чертыэто общие черты для определенной группы людей, отражающие общие условия их жизни и проявляющиеся в большей или меньшей мере у каждого представителя этой группы.

Предлагается разделить черты на следующие группы: эмоциональные (вспыльчивость, подавленность, оптимизм), моральные (честность, ответственность), волевые (решительность, целеустремленность, самообладание), интеллектуальные (наблюдательность, любознательность, вдумчивость, сообразительность, изобретательность).

Акцентуацияэто крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера гипертрофированы и проявляются в форме «слабых мест» в психике индивидаизбирательной ее уязвимости в отношении некоторых воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим воздействиям.

Психопатия – болезненное уродство характера (не затрагивает интеллект человека), приводящее к резкому нарушению взаимоотношений с людьми.

Тип характераэто совокупность существенных типических черт. Исследование типов характера приводит к построению определенной классификации (типологии).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.