Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Межличностные взаимодействия и их формы




Человек – это общественное, социальное существо, живущее в условиях взаимодействия и общения, с другими людьми.

Единица взаимодействия называется транзакцией. Эрик Берн выделил позиции людей, которые создают реальный процесс взаимодействия – Родитель, Взрослый, Ребенок. Позиция Родителя. Позиция Родителя предполагает склон­ность к доминированию, конкуренции, к проявлению власти и чувства высокой самоценности, к поучению и критическому осуждению. Позиция Взрослого - склонность к равноправному сотрудничеству, признанию за собой и другими рав­ных прав и ответственности за исход взаимодействия. Позиция Ребенка - это склонность к подчинению, к поиску поддержки и защиты («послушный ребенок») либо к эмоциональному импульсивному протесту, бунту, непредсказуемым ка­призам («бунтующий ребенок»).

Можно выделить разнообразные формы межличностного взаимодействия: привязанность, дружба, любовь, соревнование, уход, времяпрепровождение, опе­рация, игра, социальное влияние, подчинение, конфликты, ритуальное взаимо­действие и др. Они характеризуются специфическими позициями.

Ритуальное взаимодействие стро­ится по определенным правилам, символически выражая реальные социальные отношения и статус человека в группе и обществе. Это религиозные обряды, дворцовые церемонии, дипломатические рауты, военные ритуалы, светские обычаи, праздни­ки и похороны. К ритуалам относятся многочисленные нормы поведения: прием гостей, приветствие знакомых, обращение к незнакомым и пр.

Ритуалы и обряды - предписанное формальное поведение. Они важны для поддержания преемственности между различными поколениями в той или иной организации, для сохранения традиций и передачи накопленного опыта через символы.

Ритуал выступает как специ­альная форма взаимодействия, придуманная людьми для удовлетворения по­требности в признании. В этом случае доминируют отношения «Родитель—Роди­тель». Благодаря такому взаимодействию обнаруживается ценность группы, люди выражают то, что их наиболее затрагивает, составляет их социальные ценностные ориентации.

Если потребность человека в признании не реализуется, то начинает разви­ваться агрессивное поведение. Ритуал как раз и призван снять эту агрессию, удов­летворить потребность быть признанным хотя бы минимально.

При операциях — транзакция осуществляется с позиций «Взрослый—Взрослый». С ним мы встречаемся ежедневно: на работе, учебе, когда готовим пищу, ремонтируем квартиру и пр. Успешно проведя опера­цию, человек утверждается в своей компетентности и получает подтверждение окружающих.

Трудовое взаимодействие, распределение и выполнение профессиональных, семейных функций, умелое и эффективное осуществление этих обязанностей — вот те операции, которые заполняют жизнь людей.

Соревнование — форма социального взаимодействия, когда имеется четкая цель, которой необходимо достичь, а все действия различных людей соотнесены с учетом этой цели так, что они не конфликтуют. При этом и человек не вступает в конфликт с самим собой, придерживаясь установки другого игрока команды, хо­тя ему присуще желание добиться лучших результатов, чем у других членов ко­манды. Поскольку человек принимает установки других людей и позволяет опре­делять, что он совершит в соответствии с какой-то общей целью, постольку он становится органическим членом своей группы, общества, принимая его мораль и становясь значимым его членом.

В ряде случаев, находясь с другими людьми в одном помещении и выполняя вроде бы совместную деятельность, человек мысленно пребывает в совершенно ином месте, беседует с воображаемыми собеседниками, мечтает о своем. Такое специфическое взаимодействие называют уходом. Это обычная и естественная форма взаимодействия, но все же чаще к ней прибегают люди, имеющие пробле­мы с межличностным взаимодействием. Если у человека не остается других форм взаимодействия, кроме ухода, то это уже патология — психоз.

Следующий тип одобряемых фиксированных взаимодействий — времяпре­провождение, обеспечивающее хотя бы некоторые приятные ощущения, знаки внимания со стороны партнеров, призванная удовлетво­рять потребность людей в признании.

Если эта форма реализуется с позиций «Родитель—Родитель», то чаще всего она выражается так: обсуждается и осуждается все отклоняющееся от нормы (де­ти, женщины, мужчины, власть, телевидение и пр.); «Вещи» (сравнение имеющихся во владении автомашин, телевизоров и пр.), «Кто вчера выиграл» и др. В процессе этого происходит оценивание партнеров и перспектив развития отношений с ними.

Устойчивое взаимодействие людей может быть обусловлено появлением вза­имной симпатии, аттракции. Тесные взаимоотношения, обеспечивающие поддерж­ку и дружеское чувство (т. е. мы чувствуем, что нас любят, одобряют и поощряют друзья и близкие), связаны с ощущением счастья. Исследования показали, что та­кие положительные взаимоотношения улучшают здоровье, уменьшают вероят­ность преждевременной смерти

Факторы, которые способствуют формированию аттракции (привязанности, симпатии):

1. Частота взаимных социальных контактов, географическая близость (большин­ство людей начинают дружить и вступают в брак с теми, кто живет по соседст­ву, учится в одном классе, работает в одной фирме, т. е. с теми, кто живет, учит­ся, работает неподалеку; люди могут часть встречаться, обнаруживать друг в друге сходство, обмениваться знаками внимания). Физическая привлекатель­ность (мужчины склонны любить женщин за их внешность, но и женщинам нравятся привлекательные мужчины — красота нравится).

2. Феномен «равного» (люди склонны выбирать себе друзей и особенно вступать в брак с теми, кто равен им по интеллектуальному уровню и столь же привле­кателен, как и они). Э. Фромм писал: «Часто любовь — не что иное, как взаимо­выгодный обмен между двумя людьми, при котором участники сделки получа­ют максимум из того, на что они могут рассчитывать, принимая во внимание их ценность на рынке личностей». В парах, где партнеры отличались по степе­ни своей привлекательности, уступающий обычно имеет компенсирующее ка­чество. Мужчины предлагают со своей стороны статус, пытаясь найти привле­кательность, а женщины поступают скорее наоборот, поэтому юные красавицы часто выходят замуж за немолодых мужчин, занимающих высокое положение в обществе.

3. Чем привлекательнее человек, тем вероятнее приписывание ему положитель­ных качеств (это стереотип физической привлекательности: что красиво, то и хорошо). Люди неосознанно считают, что при прочих равных условиях более красивые счастливее, сексуальнее, общительнее, умнее и удачливее, хотя они вовсе не честнее или заботливее по отношению к другим людям. Отличающие­ся привлекательностью люди имеют более престижную работу, больше зараба­тывают.

4. Отрицательно на аттракцию влияет «эффект контраста»: например, мужчи­нам, только что разглядывавшим журнальных красоток, обычные женщины и жены кажутся менее привлекательными; после просмотра порнографических фильмов понижается сексуальная удовлетворенность партнером.

5. «Эффект усиления»: когда мы находим у кого-либо черты, схожие с нашими, это делает человека более привлекательным для нас. Чем сильнее двое любят друг друга, тем физически привлекательнее они находят друг друга и тем ме­нее привлекательными представляются им все другие люди противоположно­го пола.

6. Сходство социального происхождения, интересов, взглядов важно для уста­новления отношений («Мы любим тех, кто похож на нас и делает то же, что и мы», — указывал Аристотель).

7. Для продолжения отношений необходимы взаимное дополнение, компетент­ность в области, близкой нашим интересам.

8. Нам нравятся те, кому нравимся мы.

9. Если чувство собственного достоинства человека было уязвлено в какой-то предыдущей ситуации, то ему больше понравится новый знакомый, доброже­лательно уделяющий ему внимание (это помогает объяснить, почему иногда люди так страстно влюбляются после того, как их ранее отверг другой, затро­нув тем самым их самолюбие).

10. Вознаграждающая теория привлекательности: согласно ей, нам нравятся те люди, чье поведение нам выгодно, или те, с кем мы связываем выгодные нам события.

11. Принцип взаимовыгодного обмена или равного участия: то, что вы и ваш парт­нер получаете от ваших взаимоотношений, должно быть пропорционально то­му, что каждый из вас в них вкладывает.

12. Если двух и более людей многое связывает, формируется фактор близости. С укреплением взаимосвязей, когда люди делают друг другу приятное, формиру­ется симпатия. Когда же они взаимно обнаруживают достоинства и признают пра­во за собой и другими быть такими, какие они есть, — формируется уважение.

Такие формы взаимодействия, как дружба и любовь удовлетворяют потреб­ность людей в приятии. Они внешне похожи на препровождение времени, но парт­нер в этих случаях фиксирован, по отношению к нему и возникает симпатия. Дружба включает симпатию и уважение, любовь отличается от нее усиленным сексуальным компонентом, т. е. это сексуальное влечение + симпатия + уважение. В случае с влюбленностью существует лишь сочетание сексуального влечения и симпатии.

Эти формы взаимодействия отличаются от всех остальных тем, что в них обя­зательно присутствуют скрытые транзакции «Ребенок—Ребенок», выражающие взаимное признание и симпатию. Люди могут обсуждать какие угодно проблемы, даже на вполне взрослом и серьезном уровне, но в каждом их слове и жесте будет прочитываться: «Ты мне нравишься». Некоторые черты характерны для всех дру­жеских и любовных привязанностей: взаимопонимание, самоотдача, удовольст­вие от пребывания с любимым, забота, ответственность, интимная доверитель­ность, самораскрытие (обнаружение сокровенных мыслей и переживаний перед другим человеком).

Игры (или «геймы», от англ. game) — это стереотипная серия взаимодействий, приво­дящих к заранее предсказуемому результату, это серия манипуляций, которые при­званы изменить поведение другого человека в нужную для инициатора транзакций времяпре­провождения, операций, дружбы, любви, — взаимодействия нечестные, поскольку включают ловушки, подначки, расплаты.

Игры отличаются от других способов структурирования времени двумя пара­метрами: скрытыми мотивами; наличием выигрыша.

Каждый участник гейма, даже потерпевший поражение, получает выигрыш, но крайне специфический — в форме негативных чувств обиды, страха, вины, нена­висти, подозрения, унижения, презрения, высокомерия, что служит своеобразным подтверждением правоты жизненной позиции этих людей, согласно которой «лю­ди плохие, я плохой, жизнь плоха».

Берн отмечал, что многие люди играют в эти бессознательные игры, получая специфические негативные выигрыши, поскольку такова важная часть неосозна­ваемого плана жизни или сценария человека. Каждый гейм начинается с приман­ки, которую активный участник, инициатор, предлагает пассивному с учетом осо­бенностей характера и «слабости» того. Затем следует серия двойных транзакций, которые неизменно приводят к заранее запланированному результату. Начав гейм, практически невозможно из него выйти, особенно если вы пассивный участник, в результате чего наступает расплата или выигрыш.

Чтобы не стать жертвой чужих манипуляций, важно превратить двойные транз­акции в открытые, прямые, поскольку гейм возможен лишь при наличии скрытого подтекста в словах, транзакциях.

Анализ манипуляций показывает, что при всех различиях они имеют много об­щего, а это и позволяет выстроить довольно надежную защиту от них. Осущест­вить ее можно по следующей блок-схеме:

1. Не показывайте слабостей (не попадайтесь на приманку, осознайте, какой ва­шей слабостью пытаются воспользоваться). Все аферы — от мелких до самых крупных — строятся, как правило, на использовании жадности людей, жела­нии быстро разбогатеть. Жажда легкого барыша так сильна, что парализует са­мую элементарную осторожность. Еще одна человеческая слабость — любо­пытство, в частности желание узнать свое будущее, судьбу. Эту слабость много веков успешно эксплуатируют гадалки, провидцы. Другая — жажда острых ощущений. Реализуется она в азартных играх. Ей подвержен в основном силь­ный пол. Желание произвести впечатление, покрасоваться также используется манипуляторами.

2. Осознайте, что вами манипулируют. Признаком манипуляции является чув­ство неудобства: вам не хочется что-то делать, говорить, а приходится — иначе неудобно, вы будете «плохо выглядеть». Достаточно сказать себе: «Стоп, мани­пуляция!».

3. Примените пассивную либо активную защиту. Первой рекомендуется пользо­ваться, если вы не знаете, что делать, как ответить манипулятору. Не говорите ничего. Сделайте вид, что не расслышали, не поняли или вообще спросите о чем-то другом. При активной защите «расставьте точки над i» либо прибегайте к контрмани­пуляции.

4. Контрманипуляция. Манипулятор обычно эксплуатирует наше желание вы­глядеть хорошо, поэтому не бойтесь показаться плохим: «Боюсь, ты сильно преувеличиваешь мои достоинства» (щедрость, возможности, способности), — эти слова снимают с вас всякие обязательства и открывают неограниченный простор для импровизаций.

Социальное влияние имеет место в том случае, если в результате взаимодействия повторный ответ человека на некую проблему более сближается с ответом друго­го, чем с собственным первоначальным, т. е. поведение одного человека становит­ся подобно поведению других людей.

В связи с проблемой социального влияния следует различать понятия кон­формности и внушаемости.

Конформность — это подверженность человека групповому давлению, изме­нение своего поведения под влиянием других лиц, сознательная уступчивость че­ловека мнению большинства группы для избежания конфликта с ней.

Внушаемость (или суггестия) — непроизвольная податливость человека мне­нию других лиц или группы (человек и сам не заметил, как изменились его взгля­ды, поведение, это происходит само собой, искренне).

Различают:

1. Внутреннюю личную конформность (усваиваемая конформная реакция): мне­ние человека действительно меняется под воздействием группы, он соглашает­ся, что та права, и изменяет свою первоначальную позицию в соответствии с групповой, впоследствии демонстрируя усвоенное групповое мнение, поведе­ние и при отсутствии группы.

2. Внешняя, публичная конформность: демонстративное согласие с группой по разным причинам (чаще всего чтобы избежать конфликтов, неприятностей лично для себя или близких людей при сохранении собственного мнения в глу­бине души).

Чрезмерный конформизм — явление психологически пагубное. Тогда человек, как «флюгер», следует за групповым мнением, не имея собственных взглядов, вы­ступая марионеткой в чужих руках, либо реализует себя в качестве лицемерного приспособленца, способного многократно менять поведение и внешне высказы­ваемые убеждения в соответствии с тем, «откуда ветер дует», в угоду «сильным мира сего». По мнению западных психологов, многие советские люди сформиро­ваны в направлении такого повышенного конформизма.

Положительное значение конформизма состоит в том, что он выступает меха­низмом сплочения человеческих групп, человеческого общества и механизмом пе­редачи социального наследства, культуры, традиций, социальных образцов пове­дения, установок.

Нонконформизм выступает как опровержение человеком мнения большинства, протест против подчинения, как кажущаяся независимость личности от мнения группы, хотя на самом деле и здесь точка зрения большинства является основой для поведения человека. Конформизм и нонконформизм — родственные свойства личности: положительной или отрицательной подчиненности влияниям на личность со стороны группы, но именно подчиненности. Поэтому поведением нон­конформиста так же легко управлять, как и конформиста.

Противоположностью конформизму и нонконформизму является самоопре­деление. Это — избирательное отношение человека к любым влияниям собствен­ной группы, которые принимаются или отторгаются в зависимости от того, соот­ветствуют ли они убеждениям человека, целям и задачам групповой деятельности группы, т. е. решение принимается человеком самостоятельно со всей личной от­ветственностью за его последствия.

Чем определяются взаимоотношения индивида и общности? С одной стороны, стабильность существования в группе приводит к унификации, уподоблению, схо­жести индивидов, входящих в нее, т. е. группе присуще стремление к гомеостазису, к уравновешиванию своих компонентов. С другой стороны, каждый член груп­пы может рассматриваться как источник преобразования мнений других членов группы, т. е. и меньшинство способно повлиять на большинство, поскольку инди­вид не только адаптируется к социальной среде, но и наоборот: адаптирует среду к своим взглядам.

Распространенная форма социального влияния — повиновение, подчинение авторитету, подверженность влиянию лица с более высоким социальным стату­сом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 5789; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.