Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Динамические процессы в группе. Стадии и условия развития коллектива




Групповая динамика – совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов, присущих различным этапам развития группы. К явлениям групповой динамики относятся руководство и лидерство, принятие групповых решений, групповое нормообразование, формирование функционально-ролевой структуры группы, сплочение, групповое давление, конфликты, групповой социальный контроль – все процессы, влияющие на психологию поведения личности в группе.

В группах протекают следующие динамические процессы:

- давление на членов группы, способствующее их конформизму и внушаемости;

- формирование социальных и распределение групповых ролей;

- изменение активности членов группы: возможны феномены фасклитации (уси­ление энергии человека в присутствии других людей) и ипгибиции (торможе­ние поведения и деятельности под влиянием других людей, ухудшение само­чувствия и результатов деятельности человека в ситуации, когда за ним наблюдают другие люди);

- изменение мнений, оценок, норм поведения членов группы: феномен «группо­вой нормализации» (формирование усредненного группового стандарта-нор­мы);

- групповая поляризация, экстремизация (приближение группового мнения к ка­кому-то полюсу континуума всех групповых мнений, часто «сдвиг к риску», когда групповое решение является более рискованным, чем принимаемое ин­дивидуально);

- подчинение авторитету в сочетании с феноменом атрибуции ответственно­сти, когда человек приписывает ответственность за все происходящее другим лицам, лидеру, начальству, а не себе.

В настоящее время существует несколько моделей развития коллектива, каж­дая из которых фиксирует особые стадии в этом движении.

Наиболее развернутая концепция принадлежит А. В. Петровскому. Он выде­ляет три слоя. В первом реализуются непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости. Во втором эти отношения опосредуются характером совместной деятельности. В третьем же, названном ядром группы, развиваются отношения, основанные на принятии все­ми ее членами единых целей деятельности. Это соответствует высшему уровню группового развития, и, следовательно, его наличие позволяет констатировать, что перед нами коллектив.

Групповая сплоченность степень приверженности к группе ее членов, показатели которой: взаимные симпатии в межличностных отношениях, единство базовых ценностей, привлекательность групповых целей, демократический стиль жизнедеятельности группы, социальный престиж группы.

Во многом сплоченность коллектива зависит от стадии его развития, зрелости. Таких стадий психологи выделяют пять. Первая называется притиркой. Здесь лю­ди еще приглядываются друг к другу, решают, по пути ли им с остальными, стара­ются показать свое Я. Взаимодействие происходит в привычных формах при от­сутствии коллективного творчества. Решающую роль в сплочении группы на этой стадии играет руководитель.

Вторая, конфликтная, характеризуется тем, что открыто образуются кланы и группировки, выражаются разногласия, выходят наружу сильные и слабые сторо­ны отдельных людей, приобретают значение личные взаимоотношения. Начина­ется силовая борьба за лидерство и поиски компромиссов между враждующими сторонами. На этой стадии возможно возникновение противодействия между ру­ководителем и отдельными подчиненными.

На третьей, стадии экспериментирования, потенциал коллектива возрастает, но сама группа часто работает рывками, поэтому возникают желание и интерес действовать лучше, с помощью других методов и средств.

На четвертой стадии в коллективе появляется опыт успешного решения про­блем, к которым подходят, с одной стороны, реалистически, а с другой — творче­ски. В зависимости от ситуации функции лидера в таком коллективе переходят от одного его члена к другому, каждый из которых гордится своей принадлежностью к группе.

На последней, пятой, стадии внутри коллектива формируются прочные связи, людей принимают и оценивают по достоинству, а личные разногласия между ни­ми быстро устраняются. Отношения складываются в основном неформально, что позволяет демонстрировать высокие результаты работы и стандарты поведения. Далеко не все коллективы выходят на высшие (4, 5) уровни.

Таким образом, настоящий сплоченный коллектив не возникает сразу, а фор­мируется постепенно, проходя ряд этапов.

Групповая изоляция длительное пребывание группы в условиях ограниченного пространства, в результате которого возникает эмоциональная напряженность в межличностных отношениях; общение нарушается в результате астенизации (ослабления) нервной системы в силу ограниченности сенсорных воздействий, утрачивается адекватность восприятия партнеров по общению, активизируются импульсивные поведенческие проявления.

Групповая нормализация – социально-психологический феномен, возникающий в результате конструктивной групповой дискуссии, выработка общего группового мнения. (Расхождение мнений называется групповой поляризацией.)

Групповое давление это процесс влияния установок, норм, ценностей и поведения членов группы на мнения и поведение индивида.Нормативное влияние характеризуется принятием индивидом мнения большинства в качестве групповой нормы, зависимостью индивида от группы и его стремлением к согласованию своего поведения и своих установок с поведением и установками группы. Информационное влияние характеризуется влиянием других членов группы как источника информации, важной для принятия решения и учитываемой индивидом.

Конформизм – это изменение мнений, установок поведения индивидов под влиянием окружающих. В классических экспериментах М. Шерифа, С. Аша, Р. Кратчфилда и С. Милграма было показано, что под влиянием высказываний и поведения, демонстрируемых специально проинструктированными испытуемыми (так называемой подставной группой), значительная часть участников эксперимента изменяла свои первоначальные суждения, поведение.

Внешний конформизм (уступчивость, приспособление); характеризуется внешним согласием с мнением группы или поведением, соответствующим групповым нормам, при котором внутренне индивид проявляет несогласие, но не демонстрирует его, чтобы не вступать в открытую конфронтацию с группой.

Внутренний конформизм (одобрение, согласие) характеризуется изменением первоначальной позиции индивида в пользу группы.

 

 

 

Список литературы

1. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие / О.А. Карабанова. — М.: Гардарики, 2005. — 320 с.

2. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2007. – 583с.

3. Немов, Р.С. Психология: Учебное пособие/ Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС,, 2006. – 483с.

4. Общая и профессиональная педагогика: Учебник для вузов /Под ред. В.Д. Симоненко.–М.: Вентана-граф, 2005. – 688с.

5. Островский, Э.В., Чернышова, Л.И.. Психология и педагогика: Учеб. пособ. / Под ред. Э.В. Островского. – М.: Вузовский сборник, 20005.– 384с.

6. Подласый, И.П. Педагогика: Учебник/ И.П. Подласый – М.: Высшее образование, 2006. – 540 с.

7. Островский, Э.В., Чернышова, Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Э.В. Островский [и др.]. – М.: Вузовский учебник, 2007.– 384 с.

8. Реан, А.А., Бордовская, Н.В., Розум, С.И. Психология и педагогика: Учебник / А.А. Реан [и др.]. – СПб.: Питер, 2005.– 432 с.

9. Столяренко, A.M. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов / А.М. Столяренко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 423 С.

10. Столяренко, Л.Д. Психология: Учебник для вузов / Л.Д.Столяренко– СПб.: Питер, 2008.– 592 с.

11. Сластенин, В.А. Педагогика: Учебник для вузов / В.А. Сластенин – М.: Академия, 2005.– 576 с.

 

Оглавление

Введение................................................................................................. 3

Тема 1. Сфера психологического знания............................................ 4

1. Понятие о психологии. Предмет, объект, задачи психологии......... 4

2. История развития психологического знания и основные направления в психологии.................................................................................................... 5

3. Структура психологической науки и ее место в системе наук........ 8

4. Методы психологических исследований........................................ 10

Тема 2. Психика и сознание............................................................... 12

1. Понятие психики и ее основные функции....................................... 12

2. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза................. 13

3. Структура психики......................................................................... 15

4. Сознание, его структура, функции и развитие.............................. 19

Тема 3. Психология личности............................................................. 21

1. Определение понятия «личность». Соотношение понятий............ 22

2. Структура, социализация, факторы и этапы развития личности. 23

3. Я – концепция личности. Признаки социально зрелой личности. 28

Темы 4,5. Познавательные психические процессы............................ 30

1. Ощущение........................................................................................ 30

2. Восприятие....................................................................................... 34

3. Представление.................................................................................. 36

4. Память.............................................................................................. 38

5. Виды и процессы мышления........................................................... 42

6. Воображение.................................................................................... 47

7. Внимание.......................................................................................... 49

8. Интеллект, духовность и творчество............................................. 51

Тема 6. Направленность, потребности и мотивы личности............... 57

1. Понятие о направленности личности.............................................. 58

2. Мотив, мотивация и потребности личности.................................. 60

Тема 7. Эмоционально-волевая сфера личности............................... 67

1. Понятие об эмоциях их функциях и видах..................................... 67

2. Понятие о воле. Волевые качества человека.................................. 72

Тема 8. Деятельность и способности................................................... 75

1. Общая характеристика понятий «деятельность» и «поведение»... 75

2. Структура деятельности................................................................. 76

3. Развитие деятельности..................................................................... 78

4. Способности, их виды и уровни развития...................................... 80

Тема 9. Темперамент и характер........................................................ 84

1. Понятие о темпераменте. Виды и свойства темперамента............. 84

2. Характер, его формирование и проявление в жизнедеятельности человека........................................................................................................................ 88

Темы 10,11. Психология межличностных отношений и взаимодействий........................................................................................................................ 93

1. Понятие о межличностных отношениях......................................... 94

2. Межличностные взаимодействия и их формы................................ 95

3.Психология конфликта................................................................... 104

Тема №12. Психология группы........................................................ 112

1. Классификация групп.................................................................... 112

2. Малые группы............................................................................... 113

3. Межличностные групповые отношения. Лидер группы.............. 115

4. Динамические процессы в группе. Стадии и условия развития коллектива................................................................................................... 119

Список литературы............................................................................ 123

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 4555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.