Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура и особенности педагогической деятельности




Социальное назначение профессии учителя.

Лекция 4

Введение в педагогическую профессию

Тема II

«Воспитатель, стоящий вровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим… Его дело, скромное по наружности, – одно из величайших дел в истории»

К. Д. Ушинский

Профессия – это род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки. К педагогическим профессиям относятся: воспитатель дошкольного учреждения, учитель, педагог дополнительного образования, тренер, преподаватель. Обычно профессии подразделяются на несколько специальностей, то есть ограниченных видов деятельности в рамках одной профессии. Так, в самой массовой педагогической профессии – учительской – выделяется большое количество специальностей: учитель начальных классов, учитель физкультуры, учитель математики и т. д.

Социальное назначение профессии учителя – осуществлять связь поколений. Каждое новое поколение, вступая в жизнь, должно овладеть обобщенным опытом предыдущих поколений, который отражен в научных знаниях, морали, обычаях, традициях, способах и приемах труда и т. д. Социальное назначение педагога как раз и состоит в том, чтобы аккумулировать в себе этот опыт и передать своим воспитанникам. Учитель управляет процессом развития личности каждого ученика, тем самым во многом определяя перспективы развития общества. Профессия учителя изначально была одной из древнейших, важнейших и почетнейших в обществе. Основатель педагогики Я. А. Коменский считал профессию учителя «настолько превосходной, как никакая другая под солнцем».

Таблица 5

Функции педагогической деятельности (функции(от лат.)– обязанность, назначение)
Обучающая Учитель, прежде всего, учит, то есть помогает учащимся овладеть обобщенным человеческим опытом, знаниями, а также способами их приобретения, приемами и методами учебной работы.
Развивающая Организация учебного процесса, общение учащегося с учителем, личность учителя, воспитательная работа – все это способствует развитию индивидуальности школьника.
Воспитывающая В процессе обучения, во внеучебной деятельности происходит формирование личности ребенка.
Общественно-педагогическая Учитель никогда не ограничивает свою деятельность только служебными рамками, выполняя общественные дела в стенах школы. Как правило, это общественная добровольная деятельность: участие в школьных мероприятиях, неформальное общение со своими воспитанниками, руководство кружками или секциями.
Функции педагога тесно взаимосвязаны. Кроме основных функций, названных выше, к ним добавляются: методическая, самообразовательная, исследовательская.

 

Педагогическая деятельность всегда предполагает воздействия, целью которых являются качественные изменения в жизни людей. Наряду с воздействием и управлением педагог создает условия для воспитания и самовоспитания личности, для развития индивидуальности. Н. В. Кузьмина рассматривает педагогическую деятельность как систему действий учителя, направленных на достижение педагогических целей через решение педагогических задач. Н. В. Кузьмина выделяет 5 взаимосвязанных компонентов педагогической деятельности:

Таблица 6

Компоненты Характеристика
Гностический (познавательный) Включает умения: § анализировать педагогическую ситуацию; § формулировать стратегические, тактические и оперативные задачи в области воспитания и обучения (стратегические задачи – это «сверхзадачи», которые определяют исходные цели и конечные результаты педагогической деятельности; в реальном педагогическом процессе стратегические задачи преобразуются в тактические задачи; оперативные задачи – это текущие задачи, возникающие перед педагогом в каждый отдельно взятый момент его практической деятельности); § вырабатывать стратегии решения педагогических задач; § оценивать продуктивные и непродуктивные проекты решения и способы их реализации.
Проектировочный Включает умения: § формулировать систему целей и задач; § планировать деятельность учащихся; § планировать собственную деятельность.
Конструктивный Конструктивная деятельность включает в себя: § отбор и композиционное построение учебно-воспитательного материала для передачи учащимся; § проектирование деятельности учащихся в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, собственной будущей деятельности и поведения с учетом возможностей учащихся.
Организаторский Как бы хорошо ни был отобран материал, как бы интересно он ни был построен, учитель не достигнет успеха, если не сумеет организовать деятельность учащихся и свою собственную. Организаторский компонент предполагает включение учащихся в различные виды деятельности, формирование и организацию ученического коллектива. Таким образом, организаторская деятельность представляет собой практическое решение педагогических задач. Этот компонент Н. В. Кузьмина рассматривает как синтез гностической, проектировочной, конструктивной и коммуникативной деятельности, воплощенный во взаимодействии педагога с учащимися.
Коммуникативный Это установление педагогически целесообразных взаимоотношений педагога с учащимися, с другими учителями, родителями, представителями общественности.
  Для успешного осуществления этих видов педагогической деятельности необходимы соответствующие педагогические способности: гностические, проектировочные, конструктивные, организаторские, коммуникативные.

Таблица 7

Своеобразие профессии педагога
Предмет труда Предмет педагогического труда – формирование человека. Своеобразие субъекта педагогической деятельности (учащегося) состоит в том, что он развивается не в прямой пропорциональной зависимости от педагогического воздействия на него, а по законам, свойственным его психике (особенностям восприятия, понимания, мышления, становления воли, характера), что обусловливает изменчивость, неповторяемость педагогических процессов.
Орудия (средства) труда Это то, что человек помещает между собой и предметом труда, чтобы достичь желаемого воздействия на этот предмет. В педагогическом процессе орудия труда специфичны: к ним относятся не только знания педагога, его опыт, личное воздействие на воспитуемого (так называемая педагогическая техника – владение своим эмоциональным состоянием, речью, организация педагогически целесообразного общения), но и виды деятельности, на которые он должен уметь переключить школьников, способы сотрудничества с ними, – так называемые духовные средства труда.
Продукт труда Это воспитанный, подготовленный к жизни человек. В целостном педагогическом процессе (воспитательном процессе, учебном процессе) формируются отдельные качества личности в соответствии в общей целевой установкой. Идеальная цель педагогической деятельности – научить ученика быть человеком, стремиться к гармоничному развитию всех его сущностных сфер: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической, саморегуляции, экзистенциальной (умение управлять своими психическими состояниями, гармония чувств и поступков). Реальная цель педагогической деятельности – обеспечить каждому учащемуся возможность достойной и полноценной жизни в обществе: § формирование гуманистического мировоззрения (ориентации на общечеловеческие ценности) – достижение этой цели должно находить отражение в реальном отношении школьника к окружающим, ориентации на нравственное поведение, в способности разрешать межличностные конфликты ненасильственными методами, в развитии человеческих качеств, исключающих потребительство, вседозволенность, аморальность; § формирование у школьника осознания себя как части человечества и природы, понимание ответственности перед будущими поколениями за свою собственную деятельность по освоению природы, использованию техники, сохранению памятников истории и культуры; § воспитание у учащихся культуры семейных отношений (установление правильных отношений в семье – с родителями, братьями, сестрами, выбор оптимального режима дня, оптимальных форм проведения свободного времени).



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 847; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.