Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность, уровни, принципы, этапы педагогического исследования




Лекция 7

Организация педагогического исследования

Тема III

Исследование – это процесс и результат научной деятельности, направленный на получение новых знаний о закономерностях, структуре, механизмах функционирования изучаемого явления, о содержании, принципах, методах и организационных формах деятельности.

Педагогическое исследование – это процесс формирования новых педагогических знаний, вид познавательной деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.

Характеристика научной педагогической деятельности:

r Субъектом является педагог-исследователь.

r Объектами являются процесс воспитания, процесс обучения, педагогический факт, явление.

r Целью является новое научное педагогическое знание.

r Методами являются теоретические и эмпирические методы научного познания: теоретические методы позволяют подняться над реальностью до теоретического обобщения, а эмпирические («эмпирический» – значит «воспринимаемый посредством органов чувств») – получить факты.

r Результаты оформляются в виде написанного и опубликованного научного отчета, доклада, статьи и т. д.

Таблица 11

 

Уровни педагогических исследований
Эмпирический На этом уровне устанавливаются новые факты в педагогической науке и выводятся эмпирические закономерности.
Теоретический На этом уровне выдвигаются и формулируются основные педагогические закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты, предсказать и предвидеть будущие события и факты.
Методологический На этом уровне на базе эмпирических и теоретических исследований формулируются общие принципы и методы исследования педагогических явлений, построения теории.

 

Таблица 12

Принципы педагогических исследований –это специфические относительно самостоятельные подходы к исследовательской деятельности
Деятельностный подход Ориентирует на исследование учебной деятельности школьника, профессиональной деятельности учителя, позволяет выявить возможности формирования индивидуальных способностей и личностных качеств школьников, учителей в различных видах деятельности.
Личностный подход Ориентирует на формирование ценностного отношения к ребенку, выявление специфического содержания образования, на основе которого формируются личностные качества и сферы индивидуальности человека (интеллектуальная, мотивационная, эмоциональная, волевая, предметно-практическая, экзистенциальная, саморегуляции).
Системный подход Система – это упорядоченное множество взаимосвязанных элементов и отношений между ними, создающих единое целое. Системный подход ориентирует на рассмотрение педагогических явлений в их взаимной связи. При системном подходе педагогическая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса (педагог и учащиеся), содержание образования (система знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-волевого отношения), методы и формы организации педагогического процесса, материальная база (средства).
Полисубъектный (диалогический) подход Ориентирует на рассмотрение микросоциума и отношений между субъектами образовательного процесса, так как личность есть продукт и результат общения с окружающими людьми.
Культурологический подход Ориентирует на рассмотрение становления человека как творческой личности, так как человек не только развивается на основе освоенной им культуры (системы ценностей, способов практической деятельности), но и вносит в нее принципиально новое.
Этнопедагогический подход Ребенок живет и учится в конкретной социокультурной среде, принадлежит к определенному этносу. Этнопедагогический подход ориентирует на изучение этой среды и максимальное использование ее воспитательных возможностей (воспитание с опорой на национальные традиции).
Антропологический подход Этот подход разработал и обосновал К. Д. Ушинский. Это системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях».



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 556; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.