Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психогигиена школьника




 

Научно-технический прогресс стремительно вторгается во все сферы жизни нашего общества, а наука все более становится непосредственной производительной силой. Одним из последствий этого процесса является ускоряющееся увеличение объема знаний, которыми обладает ныне человечество. Период удвоения научных знаний равен 12-15 лет, а в некоторых передовых отраслях науки 3-5 лет. Исследования показывают, что суммарная нагрузка на нервную систему учащегося в школе и дома весьма велика. Занятый приготовлением многочисленных уроков подросток (особенно, если успеваемость его желает лучшего) начинает жить лихорадочной жизнью, сопровождаемый к тому же гиподинамией, нарушением режима питания, сокращением продолжительности сна и отдыха, за что расплачивается затем физиологическим неблагополучием. В течение учебного года эти неблагоприятные сдвиги в организме ребенка кумулируются в хронические заболевания, каковыми являются у школьников функциональные расстройства нервной системы, вегетативно-сосудистые сдвиги с наклонностью к повышению кровяного давления. Во время экзаменов не менее 30% учащихся дают реактивные состояния. Отмечается повышенный процент неврозов у детей со сниженной успеваемостью и с неблагополучием в семье.

Нервное перенапряжение может возникнуть от неудовлетворенности собой.

Современная физиология выделяет несколько фаз работоспособности, которая изменяется и в нормальных условиях под влиянием целого ряда факторов. Первая фаза умственного труда – предрабочее состояние. В организме протекают физиологические процессы под влиянием окружающей обстановки, мысли предстоящего дела, других условиях раздражителей, сигнализирующих о начале умственной деятельности. В дальнейшем происходит постепенное включение различных функций организма, налаживание необходимых регуляторных механизмов. Эта фаза характеризуется вначале некоторым повышением работоспособности и называется состоянием «Срабатываемости». В следующей фазе наступает относительная стабилизация работоспособности, удержание ее на известном уровне в течение некоторого времени. И последняя фаза характеризуется снижением работоспособности, развитием явлений утомления. Иногда при этом требуется отдых, временный отказ от работы.

Вторичное повышение работоспособности наблюдается в конце рабочего дня, она возникает вследствие мобилизации резервной работоспособности у школьников.

При всем многообразии можно выделить несколько наиболее часто встречающихся типов работоспособности. Первый тип - постепенное повышение работоспособности от первого часа учебы до конца школьной смены, характеризующиеся «вхождением» в умственную работу и стабилизацией учебной работоспособности. Второй тип встречается у школьников, когда наибольший подъем работоспособности наступает в первый час и снижается в последующем. При третьем типе наблюдается многократные колебания умственной работоспособности в течение дня. Четвертый тип отличается устойчивым сохранением работоспособности с первой минуты до окончания пребывания в школе. Главный двигатель работоспособности – активный интерес к занятиям.

Отдых после учебного дня необходим для восстановления работоспособности, для активного досуга, занятий физкультурой, а также тем, что школьнику по душе.

Дополнительный отдых в виде выходного дня представляется для полного переключения на иные формы деятельности, для коренного изменения предыдущей обстановки.

Установлено, что микропаузы физиологически необходимы для восстановления ритма трудовой и умственной деятельности, а работа без них снижает работоспособность в 2-2,5 раза. Учащиеся для сохранения высокой производительности умственного труда должны соблюдать чередование 5-10 минутных перерывов для отдыха после каждого периода умственного труда – 45мин.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОДРОСТКА

 

1. Ф.И.О.

2. Дата рождения, возраст

3. Дата обследования

4. Антропометрия

- масса тела

- рост сидя, стоя

- о.груди в покое, на вдохе, на выдохе

- заключение по антропометрии (центильный метод).

5. Физиометрия:

- динамометрия

- ЖЕЛ

- экскурсия грудной клетки

- сравнить с возрастными показателями.

6. Соматоскопия. Полное описание осмотра. Половая формула.

7. Заключение по половому развитию. Определение биологического возраста.

8. Определение группы здоровья на основании критериев здоровья.

9. Определение социально-гигиенической группы здоровья.

10. Назначение (дача рекомендаций) по физкультурным группам.

11. Назначение (дача рекомендаций) по группам закаливания.

12. Определение годности к службе в армии.

13. Рекомендации подростку для успешного освоения учебной программы.

14. Рекомендации по профориентации подростка.

 

 

Приложение № 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.