КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Контрольная работа 2
Практическое занятие 16 История прошедшего времени глагола Вопросы для обсуждения: a. Сколько форм прошедшего времени было в древнерусском языке? b. Охарактеризовать каждую из них по плану: значение, образование, спряжение. Сопоставить их со старославянскими формами. Отметить изменения в древнерусских формах позднейшего периода. c. Почему и как произошло разрушение старой системы прошедшего времени? d. Как изменился перфект? Какие две функции выполнял вспомогательный глагол настоящего времени и почему они были утрачены? e. Какие изменения в составе личных местоимений произошли в связи с перестройкой в системе прошедшего времен? f. Почему современная форма прошедшего времени не изменяется по лицам, но изменяется по родам? Практические задания: Задание 1. Выписать из всех изученных текстов глаголы прошедшего времени и прокомментировать их по образцу. Образец: Продала есть тотъ мунастырь за ·к· гривенъ серебра вѣснаго (Продажная Хоньки Васковой на Калеников монастырь, 1378 г.). Продала есть – глагол, нач. форма продать, сов. в., перех., действ. залога, 5 класса (нетематический глагол), в современном русском языке – разноспрягаемый; стоит в изъявительном наклонении, перфекте, 3-м лице, единственном числе. Форма исконная. Впоследствии в связи развитием категории вида перфект вытеснил все остальные формы прошедшего времени (имперфект в разговорной речи в XII, в письменной – XIV в., аорист в разговорной речи в XIV, в письменной – в XVI в., плюсквамперфект – вместе с соответствующими формами вспомогательного глагола), но и сам изменился. Перфект изменился по форме – утратился вспомогательный глагол – и по содержанию: стал более абстрактно выражать значение. Он стал обозначать любое действие, которое произошло до момента речи. Причастие на –Л, которое не склонялось и не спрягалось, стало осмысляться как глагол прошедшего времени. Именно поэтому современная форма прошедшего времени отличается от других форм изъявительного наклонения категориальными признаками: не изменяется по лицам, но изменяется по родам.
Задание 2. Дать полный исторический комментарий к глаголам прошедшего времени в современных текстах.
Литература Лекции по истории русского языка Собинникова В.И. Историческая грамматика русского языка. – М., 1984. – С. 192-194, 201-206. Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка. – М., 1990. – С. 314-323. Историческая грамматика русского языка. Морфология. Глагол / Под ред. Р.И.Аванесова, В.В.Иванова. – М.: Наука, 1982. – 436 с.
Практическое занятие 17 Часть 1. Работа над ошибками по результатам контрольной работы
Работа над ошибками производится по плану:
1.Общий анализ работы с объявлением оценок. 2.Работа над исправлением наиболее типичных ошибок под руководством преподавателя в определении времени, причины и условий фонетического процесса. 3.Самостоятельная работа над ошибками. Студенты делятся на группы по 3-4 человека и работают сообща. Сильные студенты прикрепляются к группам в качестве консультантов.
Часть 2. Причастие в историческом развитии и возникновение деепричастий Вопросы для обсуждения: a. Образование и изменение действительных причастий настоящего и прошедшего времени. Старославянские и древнерусские формы. Их судьба. b. Образование и изменение страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. c. Судьба кратких и полных форм причастий в русском языке. d. Время, причины возникновения деепричастий. Практические задания: Задание 1. Из всех изученных текстов выписать формы кратких и полных причастий и дать исторический комментарий к ним.
Образец: Полем же жившемъ особѣ и володѣющемъ и роды своими (Лаврентьевская летопись 1377 г.). Поляне жили отдельно и владели родами своими. Жившемъ – причастие, краткое, начальная форма живъ, действит., прош. вр., согласуется с существительным полемъ во множественном числе, дательном падеже. В дальнейшем послужило основой для возникновения деепричастия живя, в котором суффикс –Я развился под влиянием действительных причастий настоящего времени. Задание 2. Определить старославянские и древнерусские формы причастий. Назвать изменения в древнерусских формах. Горящий – горячий, колющий – колючий, бродячий – бродящий, жгучий –жгущий, висячий – висящий, сидячий – сидящий, ползучий – ползущий, могучий – могущий, лежачий – лежащий. Задание 3. К каким формам причастий восходят следующие деепричастия? Идя, научившись, везя, глядючи, глядя, дыша, открыв.
Литература Лекции по истории русского языка. Собинникова В.И. Историческая грамматика русского языка. – М., 1984. – С. 192-194, 201-206. Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка. – М., 1990. – С. 314-323. Историческая грамматика русского языка. Морфология. Глагол / Под ред. Р.И.Аванесова, В.В.Иванова. – М.: Наука, 1982. – 436 с.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |