Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контрольная работа №1 по темам 1-2




 

 

Тема 3. Начальные страницы славянской истории

Цели и задачи: познакомить студентов с культурологическими понятиями «этнос», «народ», «нация», выявить закономерности и особые черты в формировании этносов, отметить специфику славянского и русского этноса; рассмотреть основные теории происхождения и расселения восточнославянских племен; раскрыть своеобразие социально-политического, культурного уклада восточных славян.

План семинара:

1. Этнос, народ, нация. Формирование русского этноса в истории российского государства

2. Проблема происхождения славян. Праславяне

· Свидетельства древнейших историков (ПВЛ, арабские и византийские историки)

· Карамзин, Соловьев, Ключевский о появлении восточных славян

· Современные теории

3. К вопросу о происхождении термина «Русь», «Россия».

4. Особенности политической, социальной, культурной жизни восточных славян

Основные понятия: этнос, нация, народность, национальность, праславяне, индоевропейцы, миграция, эмиграция, венеды, анты, вече, политеизм.

Доклады

· Своеобразие исторических источников по истории славян. ПВЛ как исторический источник

· Мифология древних славян

Основная литература:

Бушуев С.В. История государства Российского. Кн. 1. М. 1991

Сахаров А. Н. История России с древнейших времен до конца 17 века. М.

Семеникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 2005. Тема 1

Орлов А.С., Георгиев В.А. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. М.,1999.

Русский народ. Терминология, исследования, анализ. М., 2001

Даль В.И. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа. М., 1994

Дополнительная литература:

Рыбаков Б.А. Мир истории. М., 1987.

Ключевский В.О. О русской истории

Карамзин Н.М. Предания веков

Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России

Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории

Мифы древних славян. / сост. А.И. Баженова. М., 1993

Медведев Ю. Словарь славянской мифологии. М., 1995

http://rushist.ru/

Вопросы и задания:

1. Прочитайте отрывок из ПВЛ. Сторонником какой теории расселения восточных славян явился летописец?

«Тако же и ти же словене пришедше и седоша по дънепру и нарекоша ся поляне. а друзии деревляне. зане седоша въ лесехъ. а друзии седоша межи припетью и двиною и нарекоша ся дрьгъвичи. инии седоша на двине и нарекоша ся полочане. речькы ради яже течеть въ двину. именьмь полота. отъ сея прозъваша ся полочане. словене же сьдоша около озера илмеря. и прозъваша ся своимь именемь. и съделаша градъ и нарекоша и новъгородъ. а друзии седоша на десне. и по семи. и по суле. и нарекоша ся север. и тако разиде ся словеньскъ языкъ. темь же и прозъва ся словеньская грамота…»

2. Какие признаки являются свидетельством формирования этноса? Докажите, что восточнославянские племена были единым этносом.

 

3. Прочитайте отрывок из ПВЛ. Назовите доказательства того факта, что до призвания варягов, восточнославянские племена обладали элементами государственности.

«Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии (о которой речь в дальнейшем) были уже поляне, и жили они все своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой - Щек и третий - Хорив, а сестра их - Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев…..

И по смерти этих братьев потомство их стало держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане. От этих последних произошли кривичи, сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же город - Смоленск; именно там сидят кривичи. От них же происходят и северяне. А на Белоозере сидит весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере также меря.

Вот только кто говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами. А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливонцы, - эти говорят на своих языках, они - от колена Иафета и живут в северных странах.

Все эти племена имели свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждые - свой нрав. Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводит ее накануне, а на следующий день приносят за нее - что дают. А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывали, но умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как и все звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни, и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены».

 

4. Перечислите основные теории происхождения и расселения восточных славян

 

 

5. Какие сведения о славянах находим в трудах великих русских историков (Карамзин, Соловьев, Ключевский)? Составьте конспект (в тетради по выбору).

6. Нарисуйте схему политического управления в племенах восточных славян

 

 

7. Назовите не менее 6 славянских божеств

 

8. Перечислите основные исторические источники по истории древних славян

 

9. Какое отношение «венеды», «анты» имеют к славянам?

 

ТЕМА 4. Проблема формирования Древнерусского государства.

Цели и задачи: студенты должны иметь четкое представление о понятии «государство» и его признаках, проанализировать причины, теории формирования Древнерусского государства, его особенности, ориентироваться в основных вехах внутренней и внешней политики первых русских князей.

План семинара:

1. Государство: понятие и признаки, пути и условия формирования.

· Основные теории формирования Древнерусского государства

· Норманнская теория (старая и современная норманнская теория)

2. Антинорманнская теория (концепции М.В. Ломоносова, Б.Ф. Рыбакова, А.Г. Кузьмина)

3. Специфика Древнерусского государства (анализ внутренней и внешней политики).

4. Крещение Руси (предпосылки, теории крещения Руси, последствия)

Основные понятия: государство, норманнская теория, антинорманисты, государственный феодализм, феодализм, «Русская правда», община, вервь, дань, полюдье, погосты, дуализм, закуп, смерд, рядович, холоп.

Доклады:

История христианства. Экуменизм

Основная литература:

Павленко Н.И. История России с древнейших времен до 1861 года

Бушуев С.В. История государства Российского. Кн. 1. М. 1991

Сахаров А. Н. История России с древнейших времен до конца 17 века. М.

Семеникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 2005.

Фроянов Н.Я. Киевская Русь. М. 1980

Рыбаков Б.А. Мир истории. М., 1987.

Дополнительная литература:

Ключевский В.О. О русской истории

Карамзин Н.М. Предания веков

Соловьев С.М. Об истории Древней России

Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории

Исаев И.А. История государства и права

Гумилев Л.Н. От Руси до России. М. 2005

Новосельцев А.Л. Образование Древнерусского государства и его первый правитель // Вопросы истории. 1991. №2-3. с.3-21

Никольский Н.М. История русской церкви. М. 1985

Русское православие. Вехи истории. / А.И. Клибанов. М. 1989

Фроянов И.Я. Загадка крещения Руси

Лихачев Д.С. Крещение Руси и государство Русь (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Lih/Kre_Rus.php)

Источники:

Русская правда

ПВЛ

Хрестоматия по истории России /сост Орлов А.С, Георгиев В.А. М

Вопросы и задания:

1. Заполните в тетради таблицу «Формирование Древнерусского государства»

Признаки государства Появление их в результате формирования Древнерусского г-ва
1.  
2.  
3.  
4.  
5.  
6.  
7.  

 

2. Изобразите с помощью кругов Эйлера основные теории происхождения Древнерусского государства, где Н – норманны, В – варяги, Р - русы

Норманнская теория Концепция М. В. Ломоносова

 

Концепция Б.Ф. Рыбакова

 

 

3. Проанализируйте сведения из ПВЛ об образовании Древнерусского государства, в чем состоят их противоречия?

«В год 6366 (858). Царь Михаил отправился с воинами на болгар по берегу и морем. Болгары же, увидев, что не смогли противостоять им, попросили крестить их и обещали покориться грекам. Царь же крестил князя их и всех бояр и заключил мир с болгарами.

В год 6367 (859). Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и со всех кривичей. А хазары брали с поля, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма.

В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти прозывались. Сказали руси чудь, словяне, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же - те люди от варяжского рода, а прежде были славяне. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города»

 

4. Схематично изобразите особенности управления Древнерусским государством. Какова эта форма правления?

 

 

5. Заполните таблицу ключевых дат периода:

 

Дата Событие Дата Событие
       
862-879   980-1015  
879-912      
    1019-1054  
907 и 911   1016(1036)  
912-945      
945-964      

 

6. Изучите статьи «Русской правды». Какова специфика древнерусского права? Перечислите категории зависимого населения, указанные в «Русской правде».

1. Если человек убьет человека, то мстит брат за (убийство) брата, сын за отца или двоюродный брат, или племянник со стороны сестры; если не будет никого, кто бы отомстил, положить 40 гривен за убитого; если (убитый) будет русин, гридин, купчина, ябедник, мечник или же изгой и словенин, то положить за него 40 гривен.

2. Если кто-либо будет избит до крови или до синяков, то не искать этому человеку свидетелей; если же на нем не будет никаких следов (побоев), то пусть придут свидетели; если же не может (привести свидетелей), то делу конец; если же за себя не может мстить, то пусть возьмет себе с виновного 3 гривны вознаграждения потерпевшему да еще плату лекарю.

4. Если (кто-либо) ударит мечом, не вынув его (из ножен), или рукоятью, то (платить) 12 гривен вознаграждения потерпевшему.

5. Если же (кто-либо) ударит (мечом) по руке и отвалится рука или отсохнет, то (платить) 40 гривен.

6. Если нога останется цела, (но) если начнет хромать, тогда пусть смиряют (виноватого) домочадцы (раненого).

7. Если же (кто) отсечет (кому-либо) какой-нибудь палец, то (платить) 3 гривны вознаграждения потерпевшему.

8. А за (выдернутый) ус (платить) 12 гривен, а за клок бороды – 12 гривен.

9. Если же кто обнажит меч, но не ударит (им), то он положит гривну.

10. Если же человек пихнет человека от себя или к себе то (платить) 3 гривны, если выставит двух свидетелей; но если (побитый) будет варяг или колбяг, то (пусть сам) идет к присяге.

11. Если же челядин скроется у варяга или у колбяга, а его в течение трех дней не вернут (прежнему господину), то опознав его на третий день, ему (т. е. прежнему господину) взять своего челядина, а (укрывателю платить) 3 гривны вознаграждения потерпевшему.

12. Если кто поедет на чужом коне, без спросу, то платить 3 гривны.

14. Если кто опознает (свою вещь у кого-либо), то нельзя ему ее взять, говоря (при этом) «мое»; но пусть скажет: «Пойди на свод (выясним), где взял ее»; если (тот) не пойдет, то пусть (выставит) поручника, (что явится на свод) не позднее пяти дней.

16. Если кто, опознав своего (пропавшего) челядина, захочет его взять, то отвести (его) к тому, у кого он был куплен, а тот отправляется ко второму (перекупщику), и когда дойдут до третьего, то пусть скажет ему: «Ты мне отдай своего челядина, а своих денег ищи при свидетеле».

17. Если холоп ударит свободного человека и убежит в хоромы, а господин не захочет его выдать, то господину холопа забрать себе и заплатить за него 12 гривен; а после того, если где-либо найдет холопа побитый им человек, пусть его убьет.

19. Если убьют дворецкого, мстя за (нанесенную им) обиду, то убийце платить за него 80 гривен, а людям (платить) не нужно: а (за убийство) княжеского подъездного (платить) 80 гривен.

22. А за (убитого) княжеского тиуна (платить) 80 гривен.

23. А за (убийство) старшего конюшего при стаде (платить) 80 гривен, как постановил Изяслав, когда дорогобужцы убили его конюха.

24. А за убийство (княжеского) старосты, ведавшего селами или пашнями, (платить) 12 гривен.

25. А за (убийство) княжеского рядовича (платить) 5 гривен.

26. А за (убийство) смерда или за (убийство) холопа (платить) 5 гривен.

28. А за княжеского коня, если он с тавром (платить) 3 гривны, а за смердьего – 2 гривны, за кобылу – 60 резан, а за вола – гривну, за корову – 40 резан, а (за) трехлетку – 15 кун, за двухлетку – полгривны, за теленка – 5 резан, за ягненка – ногата, за барана – ногата.

31. А если (кто-либо) украдет коня или волов или (обокрадет) дом, да при этом крал их один, то платить ему гривну (33 гривны) и тридцать резан; если воров будет 18 (? даже 10), то (платить каждому) по три гривны и по 30 резан платить людям (? княжеским).

38. Если убьют вора на своем дворе или в доме или у хлеба, то так тому и быть; если же додержали (его) до рассвета, то отвести его на княжеский двор; а если же (его) убьют и люди видели (его) связанным, то платить за него.

57. Аже закупъ выведеть что, то господинъ в нем; но оже кде и налезуть, то преди заплатить господинъ его конь или что будеть ино взялъ, ему холопъ обелныи; и паки ли господинъ не хотети пачнеть платити за нь, а продасть и, отдасть же переди или за конь, или за воль или за товаръ, что будеть чюжего взялъ, а прокъ ему самому взяти себе.

7. Перечислите основные версии причин принятия Владимиром Святославовичем христианства?

8. Назовите 3 основных последствия крещения Руси

9. Как оценивается крещение Руси в отечественной историографии? В чем специфика оценки И. Я. Фроянова

10. Как вы понимает смысл цитаты, сказанной А.С. Пушкиным «История новейшая есть история христианства»?

 

 

ТЕМА 5. Альтернативы развития русского государства XII-XIVвв

Цели и задачи: рассмотреть историю указанного периода с точки зрения выбора альтернатив, которые стояли перед государством; оценить феномен феодальной раздробленности, дать характеристику основным формам политической организации земель, выявить результаты феодальной раздробленности и монголо-татарского нашествия.

План семинара:

1. Феномен феодальной раздробленности. Форма государства.

2. Форма политической организации земель как альтернативы будущего государства

· Владимиро-Суздальская земля

· Новгородская республика

3. Угроза исчезновения древнерусского государства

· Монголо-татарское нашествие, оценка последствий в отечественной историографии (русская историография XIX в, историки XX в – Рыбаков, Греков, Каргалов, Гумилев)

· Западная агрессия

Знать понятия: феодальная раздробленность, автаркия, республика, демократия, посадник, тысяцкий, улус, баскак, ярлык

Доклады:

История Золотой орды.

Древнерусская литература о нашествии монголо-татар

Основная литература:

Павленко Н.И. История России с древнейших времен до 1861 года

Бушуев С.В. История государства Российского. Кн. 1. М. 1991

Сахаров А. Н. История России с древнейших времен до конца 17 века. М.

Семеникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 2005.

Каргалов В.В. О значении монголо-татарского ига в истории Древней Руси

Ионов И.Н. Новгородская республика. Из учебного пособия "Российская цивилизация" // Преподавание истории в школе, 1995, № 6. С.46-55 (http://www.teacher.syktsu.ru/02/liter/62.htm)

Гумилев Л.Н. Черная легенда. М. 2005

Дополнительная литература:

Рыбаков Б.А. Мир истории. М., 1987.

Греков Б. Д., Якубовский А. Ю. Золотая Орда и ее падение

Ключевский В.О. О русской истории

Карамзин Н.М. История государства Российского (любое издание).

Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России (любое издание).

Соловьев С.М. Об истории Древней России

Соловьев С.М. Монголо-татарское иго

Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории

Исаев И.А. История государства и права

Гумилев Л.Н. От Руси до России. М. 2005

Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая Степь

Рязановский А.А. К вопросу о влиянии монгольской культуры и монгольского права на русскую культуру и право//Вопросы истории. 1993. №7. с.152-164

Источники:

ПВЛ

Хрестоматия по истории России /сост Орлов А.С, Георгиев В.А. М

Русские летописи о монголо-татарском нашествии в кн Изборник. Повести Древней Руси. М. 1986

Вопросы и задания

1. Почему раздробленность древнерусских земель, прежде всего, была вызвана развитием раннефеодальных отношений? Ответ аргументируйте.

 

 

2. Проанализируйте, сохранялись ли признаки государства на Руси времен феодальной раздробленности

Признаки Их наличие/отсутствие
1.  
2.  
3.  
4.  
5.  
6.  
7.  

 

3. Приведите аргументы того, что Новгородская земля являлась республикой с элементами демократии.

 

 

4. Нарисуйте схему политической организации в Новгородской земле в сравнении с Владимиро-Суздальским княжеством.

Новгородская республика Владимиро-Суздальское кн-во

 

5. О каком событии повествует летопись?

«В год 6732. Пришло неслыханное войско, безбожные моавитяне, называемые татарами; пришли они на землю Половецкую. Половцы пытались сопротивляться, но даже самый сильный из них Юрий Кончакович не мог им противостоять и бежал, и многие были перебиты - до реки Днепра. Татары же повернули назад, и пошли в свои вежи. И вот, когда половцы прибежали в Русскую землю, то сказали они русским князьям: "Если вы нам не поможете, то сегодня мы были побиты, а вы завтра побиты будете?».

 

5. Заполните в тетради таблицу «Оценка монголо-татарского нашествия в отечественной историографии»

 

Историки Негативная оценка Положительная оценка
Карамзин    
Соловьев    
Ключевский (или Платонов)    
Рыбаков    
Каргалов    
Гумилев    

 

7. Отметьте, в чем своеобразие точки зрения евразийцев в оценке монголо-татарского нашествия?

 

 

8. В чем состояли политические и экономические последствия монголо-татарского нашествия

Политические Экономические

 

9. Напишите даты происходивших событий

Любечский съезд Невская битва

Основание Москвы Ледовое побоище

Битва на р. Калка

1-й и 2-й походы монголо-татар на Русь

 

10. Кто и по поводу какого события изрек фразу:

«Братья! Не в силах Бог, а в правде! Вспомним слова псалмопевца: сии в оружии, и сии на конех, мы же во имя Господа Бога нашего призовем...Не убоимся множества ратных, яко с нами Бог».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.098 сек.