Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контрольная работа №2 по темам 3-5




ТЕМА 6. Возрождение Руси. Образование единого централизованного государства

Цели и задачи: раскрыть факторы, способствовавшие возрождению единого русского государства, выявить специфику и этапы политической централизации, оценить деятельность московских князей в данном процессе, отметить своеобразие московского государства.

План занятия

1. Особенности образования единого государства

2. Причины возвышения Москвы. Этапы политической централизации

3. Роль деятельности Ивана III в образовании российского государства.

Основные понятия: централизация, унитаризм, Судебник, закрепощение, «Юрьев день»

Доклады:

Судебник как исторический источник и свод права средневековой Руси

Героические страницы Куликовской битвы

Основная литература:

Павленко Н.И. История России с древнейших времен до 1861 года

Бушуев С.В. История государства Российского. Кн. 1. М. 1991

Сахаров А. Н. История России с древнейших времен до конца 17 века. М.

Семеникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 2005.

Скрынников Р.Г. На страже Московских рубежей. М. 1986

Тайна Куликова поля. Спец. выпуск// Родина. 2005. №9

Дополнительная литература

Греков И.Б., Шахмагонов Ф.Ф. Мир истории. М., 1986.

Греков Б. Д., Якубовский А. Ю. Золотая Орда и ее падение

Ключевский В.О. О русской истории

Карамзин Н.М. История государства Российского (любое издание)

Соловьев С.М. Об истории Древней России

Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории

Исаев И.А. История государства и права

Зимин А. А. Возрождённая Россия (Россия на рубеже XV—XVI столетий. Очерки социально-политической истории). — М.: Мысль, 1982.

Скрынников Р. Г. Иван III. — М.: 2006.

Гумилев Л.Н. От Руси до России. М. 2005

Гумилев Л. Н. Эхо Куликовской битвы (http://gumilevica.kulichki.net/articles/Article47.htm)

Источники:

Изборник. Повести Древней Руси. М. 1986

Хрестоматия по истории России /сост Орлов А.С, Георгиев В.А. М

Вопросы и задания:

1. Как долго происходил процесс формирования Московского государства?

2. Перечислите факторы, способствовавшие и препятствующие процессу централизации

Факторы способствующие Факторы препятствующие

 

3. Заполните в тетради таблицу: «Объединение русских земель вокруг Москвы»

Московский князь Годы княжения Роль в объединительном процессе
     

 

4. Какие города претендовали на возможный центр объединения русских земель?

 

5. Почему именно Москва стала центром объединения русских земель? Назовите основной, на ваш взгляд, фактор.

 

 

6. Укажите имена трех московских князей, сыгравших наибольшую роль в объединительном процессе.

 

7. Когда Смоленские земли были присоединены к московскому княжеству?

8. Начертите схему управления, сложившуюся в Московском государстве к началу XVI в.

 

 

9. Докажите, что в период княжения Ивана III происходит окончательное формирование единого государства, перечислите признаки.

 

 

10. Н.Я. Данилевский указывал на следующий решающий фактор в объединении русских земель вокруг Москвы: «….. Был необходим новый прием государственности, и он был дан России нашествием татар…. Гений зарождавшейся Москвы не умел бы приспособиться к обстоятельствам и извлечь всей выгоды из отношений между покорителями и покоренными…. Московские князья, а потом цари совместили в себе всю полноту власти, которую завоевание вручило татарам». В чем состоял этот фактор? Согласны ли вы с данной точкой зрения?

 

11. Какие черты современного права находим в Судебнике Ивана III?

 

 

12. Почему Судебник 1497 года считается началом юридического закрепощения крестьян?

 

 

13. В каких литературных произведениях находим рассказ о событиях на Куликовом поле?

 

 

14. Какова роль С. Радонежского в процессе возрождение национального самосознания?

 

15. Совместите события и участников, укажите год события

А) Битва на р. Калке 1)Батый

Б) 2 похода на Русь и ее завоевание 2)Тохтамыш

В) Куликовская битва 3)Чингисхан

Г) Стояние на р. Угре 4)Мамай

Д) Поход татар на Москву 5)Ахмат

 

ТЕМА 7. Противоречия эпохи Ивана IV Грозного

Цели и задачи: через характеристику исторического деятеля сформировать представление об исторической эпохе, рассмотреть сложную и противоречивое эпоху с разных точек зрения, посредством проведения «исторического суда» над Иваном IV, выявить причины противоречивости правления, итоги и последствия реформ и опричнины, студенты должны познакомиться с основными оценками в историографии данного исторического периода.

План занятия:

1. Портрет Ивана Грозного: исторический и психологический аспекты

2. Основные направления внутренней и внешней политики

3. Феномен опричнины. Опричнина как государственный террор

4. Оценка деятельности Ивана IV в отечественной историографии (Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов, В.Б. Кобрин, Р.Г. Скрынников).

Основные понятия: террор, государственный террор, опричнина, избранная рада, приказы, стрельцы, Стоглав, кормления, местничество, земщина, «большая соха», удел, земский собор.

Методика проведения занятия: студенты делятся на следующие группы:

· Сторона обвинения (возможные представители – А.Ф. Адашев, Сильвестр, А.М. Курбский, митрополит Филипп, Владимир Старицкий и др.)

· Сторона защиты: Елена Глинская, Малюта Скуратов, митрополит Макарий, Анастасия Романовна, опричники А. Басманов, В. Грязной).

· Врачи

· Эксперты (Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов, В.Б. Кобрин, Р.Г. Скрынников).

Каждая из групп готовит выступление на 10-20 мин, после выступления каждой предполагаются дебаты, эксперты высказываются по узловым вопросам, в конце занятия, в зависимости от уровня подготовки, качества аргументации выносится решение «исторического суда».

Основная литература:

Карамзин Н. М. История государства Российского. Том 8. Том 9.

Соловьёв С. М. История России с древнейших времен, том.6. М., 2001

Платонов С. Ф. Полный курс лекций по русской истории

Зимин А. А. Реформы Ивана Грозного: Очерки социально-экономической истории России середины XVI в. М. 1960

Кобрин В. Б. Иван Грозный. М. 1989

Скрынников Р. Г. Иван Грозный. М. 2006

Щиголев И.И. Психиатры о великих. М. 2003

Исаев И.А. История государства и права

Леонтьева О.Иван Васильевич меняет физиономию. //Родина. 2007. №1. С. 29-33

С Вопросы и задания:

1. Перечислите основные направления позитивной деятельности Ивана IV

 

2. В чем состояла реформа суда?

 

3. Переведите на современный язык, о каком требование к суду предъявляет законодатель (по Судебнику 1550 г.)? «А судом по дружити и не мстити никому, и посула в суде не имати. Также и всяко­му судье посула в суде не имати»

 

4. Как изменил положение зависимых крестьян Судебник 1550 г.?

 

 

5. Какую главную цель преследовал Церковный собор 1551г.?

 

 

6.Начертите схему государственного управления, сложившуюся при Иване IV?

 

 

7. Какие реформы Ивана IV непосредственно способствовали централизации страны?

 

8. Какую роль Ливонская война сыграла во внутренней политике Ивана Грозного? (укажите не менее двух проявлений)

 

9. Заполните в тетради таблицу «Оценка в отечественной историографии опричнины Ивана Грозного».

Историк Причины введения опричнины Смысл и последствия опричнины
Н.М. Карамзин    
С.М. Соловьев    
В.О. Ключевский    
С.Ф. Платонов    
В.Б. Кобрин    
Р.Г. Скрынников    

 

10. В каких городах и почему Иван Грозный проводил погромы?

 

 

11. Прочитайте первое послание Андрея Курбского Ивану IV. В чем конкретно обвиняет публицист царя?

«Царю, богом препрославленному и среди православных всех светлее являвшемуся, ныне же — за грехи наши — ставшему супротивным (пусть разумеет разумеющий), совесть имеющему прокаженную, какой не встретишь и у народов безбожных. И более сказанного говорить обо всем по порядку запретил я языку моему, но, из-за притеснений тягчайших от власти твоей и от великого горя сердечного решусь сказать тебе, царь, хотя бы немногое.

Зачем, царь, сильных во Израиле истребил, и воевод, дарованных тебе богом для борьбы с врагами, различным казням предал, и святую кровь их победоносную в церквах божьих пролил, и кровью мученическою обагрил церковные пороги, и на доброхотов твоих, душу свою за тебя положивших, неслыханные от начала мира муки, и смерти, и притеснения измыслил, обвиняя невинных православных в изменах, и чародействе, и в ином непотребстве и с усердием тщась свет во тьму обратить и сладкое назвать горьким? В чем же провинились перед тобой и чем прогневали тебя христиане — соратники твои? Не они ли разгромили прегордые царства и обратили их в покорные тебе во всем, а у них же прежде в рабстве были предки наши? Не сдались ли тебе крепости немецкие благодаря мудрости их? За это ли нам, несчастным, воздал, истребляя нас и со всеми близкими нашими? Или ты, царь, мнишь, что бессмертен, и впал в невиданную ересь, словно не боишься предстать перед неподкупным судьей — надеждой христианской, богоначальным Иисусом, который придет вершить справедливый суд над вселенной и уж тем более не помилует гордых притеснителей и взыщет за все и мельчайшие прегрешения их, как вещают слова: «Он есть Христос мой, восседающий на престоле херувимском одесную величайшего из высших, — судья между мной и тобой».

Какого только зла и каких гонений от тебя не претерпел! И каких бед и напастей на меня не обрушил! И каких грехов и измен не возвел на меня! А всех причиненных тобой различных бед по порядку не могу и исчислить, ибо множество их и горем еще объята душа моя. Но обо всем вместе скажу: всего лишен был и из земли божьей тобою без вины изгнан. И воздал ты мне злом за добро мое и за любовь мою непримиримой ненавистью. И кровь моя, которую я, словно воду, проливал за тебя, обличает тебя перед богом моим. Бог читает в сердцах: я же в уме своем постоянно размышлял, и совесть свою брал в свидетели, и искал, и в мыслях своих оглядывался на себя самого, и не понял, и не нашел - в чем же я перед тобой согрешил. Полки твои водил, и выступал с ними, и никакого тебе бесчестия не принес, одни лишь победы пресветлые с помощью ангела господня одерживал для твоей же славы, и никогда полков твоих не обратил спиной к врагам, а напротив, преславно одолевал на похвалу тебе. И все это не один год и не два, а в течение многих лет неустанно трудился в поте лица своего, так что мало мог видеть родителей своих, и с женой своей не бывал, и вдали от отечества своего находился, в самых дальних крепостях твоих против врагов твоих сражался и страдал от телесных мук, которым господь мой Иисус Христос свидетель; особенно много ран получил от варваров в различных битвах, и все тело мое покрыто ранами. Но тебе, царь, до всего этого и дела нет.

Хотел перечислить по порядку все ратные подвиги мои, которые совершил я во славу твою, но потому не называю их, что бог их еще лучше ведает. Он ведь за все это воздаст, и не только за это, но и за чашу воды студеной. И еще, царь, говорю тебе при этом: уже не увидишь, думаю, лица моего до дня Страшного суда. И не надейся, что буду я молчать обо всем: до последнего дня жизни моей буду беспрестанно со слезами обличать тебя перед безначальной Троицей, в которую я верую, и призываю на помощь херувимского владыки мать - надежду мою и заступницу, владычицу богородицу, и всех святых, избранников божьих, и государя моего, князя Федора Ростиславича.

Не думай, царь, и не помышляй в заблуждении своем, что мы уже погибли и истреблены тобою без вины, и заточены, и изгнаны несправедливо, и не радуйся этому, словно легкой победой похваляясь: казненные тобой, у престола господня стоя, взывают об отмщении тебе, заточенные же и несправедливо изгнанные тобой из страны взываем день и ночь к богу, обличая тебя. Хотя и похваляешься ты постоянно в гордыне своей, в этой временной и скоропреходящей жизни, измышляя на людей христианских мучительнейшие казни, к тому же надругаясь над ангельским образом и попирая его, вместе со вторящими тебе льстецами и товарищами твоих пиров бесовских, единомышленниками твоими боярами, губящими душу твою и тело, которые детьми своими жертвуют, превзойдя в этом жрецов Крона. И обо всем этом здесь кончаю.

А письмецо это, слезами омоченное, во гроб с собою прикажу положить, перед тем как идти с тобой на суд бога моего Иисуса. Аминь. Писано в городе Волмере, владении государя моего короля Сигизмунда Августа, от которого надеюсь быть пожалован и утешен во всех печалях моих милостью его государевой, а особенно с помощью божьей. Знаю я из священного Писания, что дьяволом послан на род христианский губитель, в прелюбодеянии зачатый богоборец Антихрист, и ныне вижу советника твоего, всем известного, от прелюбодеяния рожденного, который и сегодня шепчет в уши царские ложь, и проливает кровь христианскую, словно воду, и погубил уже столько сильных в Израиле, что по делам своим он и есть Антихрист: не пристало тебе, царь, иметь таких советчиков. В законе божьем в первом писано: «Моавитянин, и аммонитянин, и незаконнорожденный до десятого колена в церковь божью не входят» и прочая».

 

 

12. Сопоставьте даты и события

1) Новгородский погром а) 1547

2) Венчание на царствование Ивана IV б) 1564

3) Образование Избранной рады в)1547

4) Судебник г) 1551

5) Стоглавый собор д) 1583

6) Начало опричнины е) 1552

7) Отмена опричнины ж) 1570

8) Окончание Ливонской войны з) 1549

9) Присоединение Казанского ханства и) 1550

 

ТЕМА 8. Феномен Смутного времени. «Бунташный век»

Цели и задачи: раскрыть понятие, причины и последствия «смутного времени», выявить взаимосвязь между процессом централизации государства, итогами опричнины и причинами иностранной интервенцией, рассмотреть альтернативы развития русского государства, отметить патриотические страницы русской истории, роль национального самосознания в сохранении единства русского государства.

План занятия

1. Формы выражения народного недовольства и политической дестабилизации в российской истории «смута», «бунт», «революция», «гражданская война», «путч», «восстание», «переворот».

2. Причины и начало Смутного времени: внутренний и внешний факторы

3. Основные этапы Смуты

4. Утверждение новой династии. Деятельность первых Романовых

· Социально-экономическое развитие, народные выступления

· Внутренняя политика, Соборное уложение

· Церковный раскол и его последствия

· Внешняя политика, присоединение территории Украины

Основные понятия: смута, бунт, революция, гражданская война, путч, восстание, переворот, семибоярщина, ополчение, Соборное уложение, абсолютная монархия, церковный раскол, старообрядцы, соборное уложение, мануфактура

Доклады:

Смоленская крепостная стена

Героические страницы Смутного времени (К. Минин, Д. Пожарский, И. Сусанин и др)

Политический гений А.Л. Ордина-Нащокина

Основная литература:

Павленко Н.И. История России с древнейших времен до 1861 года

Сахаров А. Н. История России с древнейших времен до конца 17 века. М.

Семеникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 2005.

Скрынников Р.Г. На страже Московских рубежей. М. 1986

Буганов В.И. Мир истории. М., 1989

Россия после смуты. // Родина. 2006. №11. спец.выпуск

Дополнительная литература

Ключевский В.О. Соч.:в 9 т. т.3.М., 1988. с. 5-61

Карамзин Н.М. История государства Российского (любое издание)

Соловьев С. М. История России с древнейших времён, М. 2001, т.8

Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории

Скрынников Р.Г. Лихолетье: Москва в 16-17 вв. М., 1988

Скрынников Р.Г. Россия в начале 17 в. Смута. М., 1988

Скрынников Р.Г. К. Минин и Д.М. Пожарский: хроника Смутного времени М.,1981

Никольский Н.М. История русской церкви. М. 1985

Русское православие. Вехи истории. / А.И. Клибанов. М. 1989

Источники:

Соборное уложение 1649г

Хрестоматия по истории России /сост Орлов А.С, Георгиев В.А. М

Вопросы и задания:

1. Правомерно ли Смутное время называть гражданской войной? Ответ обоснуйте.

 

 

2. Раскройте причины Смуты

Причина Ее содержание
1. Политическая      
2. Соц-экономическая      
3. Внешнеполитическая      
4. Субъективный фактор      

 

3. Перечислите основные этапы Смутного времени

 

 

4. Составьте хронологическую ленту действия исторических лиц:

Лжедмитрий I → Борис Годунов → Лжедмитрий II → семибоярщина → Василий Шуйский → Михаил Романов → Федор Иванович

 

 

5. Кто автор этого послания, и по какому поводу оно было написано?

«Полковникам и всему рыцарству, немцам, черкасам и гайдукам, которые сидят в Кремле, князь челом бьёт. Ведомо нам, что вы, будучи в городе в осаде, голод безмерный и нужду великую терпите, ожидаючи со дня на день своей гибели…. и вам бы в той неправде душ своих не погубить, такой нужды и голоду за неправду терпеть нечего, присылайте к нам не мешкая, сберегите головы ваши и животы ваши в целости, а я возьму на свою душу и у всех ратных людей упрошу: которые из вас захотят в свою землю, тех отпустим без всякой зацепки, а которые захотят Московскому государю служить, тех пожалуем по достоинству».

 

6. Назовите скульптора памятника Минину и Пожарскому в Москве. Какие слова начертаны на постаменте памятника?

 

 

7. Можно ли считать, что утверждение династии Романовых происходило на демократической основе?

 

8. Глава IX Соборного уложения называлась «Суд о крестьянах». Какие законодательные нормы она содержала и какие последствия имела?

 

9. Каков характер присоединения Украины к России, кто активно способствовал этому процессу?

 

 

10. Перечислите народные выступления XVII в.

 

11. Какие цели преследовал патриарх Никон в деле реформирования церкви?

 

 

12. Когда произошли указанные события:

· Правление Алексея Михайловича «Тишайшего»

· Введение Новоторгового устава

· Церковные реформы

· Введение Соборного уложения

· Присоединение Украины к России

· Отмена местничества

· Восстание С.Т. Разина

 

13. Творческое задание (по выбору). Вообразите, что вы – Иван Гурьев, астраханский купец XVII в. Ваш отец разбогател на соляной торговле и оставил вам солидный капитал. Как истинный купец, вы стараетесь умножить свой капитал, заключая выгодные торговые сделки, участвует в крупных ежегодных ярмарках. Опишите ваши торговые успехи, перечислите какие трудности возникают в вашем деле; назовите ярмарки, на которые вы выезжаете ежегодно, товары, которые вы продаете и покупаете. Поделитесь некоторыми секретами преумножения капитала.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 542; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.109 сек.