Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Он — тот, кто направил к простолюдинам (простецам, неграмотным) посланника из их числа”. 2 страница




"и они знают" – то есть они знают то, о чем свидетельствуют.

"кто свидетельствует об истине, и они (ее) знают" – это повеление Аллаhа доказывает следующие два положения:

1 – Свидетельство об истине приносит пользу только в том случае, если оно выполняется осознанно, со знанием.

2 – Условием того, чтобы человек свидетельствовал относительно чьих-нибудь прав или любых других положения является то, чтобы человек знал это положение. На эту тему был передан следующий хадис: "Свидетельствуй только тогда, когда видишь так ясно, как видишь солнце; в противном случае оставь".

(Тафсир Куртуби)

 

Имам Табари сказал:

Согласно некоторым ученым смысл аята следующий:

Ни Иисус, ни Узайр, ни ангелы, которым поклоняются мушрики, не смогут покровительствовать никому, кроме как тем, кто свидетельствует об истине со знанием, тем, кто по настоящему познал Аллаhа и подчиняется Ему, единит Его во всем и следует посланникам. "Свидетельство истины" это слово единобожия – "Ля иляха илля Аллаh". "Свидетельствовать, зная" означает знать Аллаhа по настоящему и знать, что Иисус, Узайр и ангелы обыкновенные рабы Аллаhа.

(Тафсир Табари)

Ибн Касир сказал:

... Покровительство может дать пользу только тем, кто свидетельствует об истине осознанно, зная ее смысл.

(Тафсир ибн Касира)

 

Ибн Таймия сказал:

Свидетельство само по себе требует в себе, чтобы свидетельствующий точно знал то, о чем он свидетельствует, также чтобы он объявлял это наружу и был бы правдив в своем свидетельстве. Если эти условия не будут выполнены, то свидетельство недействительно.

(Маджмуъуль-Фатауа, 14/187)

 

В другом месте ибн Таймия сказал:

Абуль-Фарадж по поводу аята (3/18) сказал следующее: Имеются два толкования этого аята.

"Те, кого вы призываете вместо Него, не в силах покровительствовать " – Здесь подразумеваются вообще все, кому поклоняются мушрики. “кроме как те, кто свидетельствует об истине, и они (ее) знают ” – Затем из всего множества тех, кому поклоняются, исключаются Иисус, Узайр и ангелы – те, которые "свидетельствует об истине, и они (ее) знают " – то есть они свидетельствуют, что нет божества кроме Аллаhа, причем делают это со знанием. Так вот из всех кому поклоняются покровительствовать могут только Иисус, Узайр, ангелы и другие, которые свидетельствуют, что кроме Аллаhа божества нет. Так толкует большая часть ученых, среди которых есть и Катада.

Другая группа ученых, среди которых присутствует Муджахид, толкует аят следующим образом:

"Те, кого вы призываете вместо Него, не в силах покровительствовать" – Здесь подразумеваются Иисус, Узайр, ангелы и другие праведные рабы Аллаhа, которым поклоняются мушрики. Так вот эти праведники не могут покровительствовать никому кроме, как только тем, кто "свидетельствует об истине, и они (ее) знают" – т.е. тем, кто знает, что Иисус, Узайр и ангелы рабы Аллаhа.

 

Затем на стр. 409-411 Ибн Таймия продолжает:

"На самом деле этот аят охватывает сразу два толкования. То есть покровительствовать смогут только те, кто со знанием свидетельствует, что нет божества кроме Аллаhа. Но опять же если Аллаh даст им разрешение покровительствовать, то они смогут покровительствовать только тем, кто со знанием свидетельствует, что нет божества кроме Аллаhа. То есть ангелы, посланники и праведные мусульмане с разрешения Аллаhа смогут просить Аллаhа за верующих, но они не смогут просить за тех, кто произносит свидетельство без знания, только подражая своим отцам или шейхам.

В достоверном хадисе передается, что Посланник Аллаhа сказал следующее:

"В могиле будут допрашивать: "Что ты скажешь о посланнике Аллаhа?". Верующий скажет: "Он посланник Аллаhа и раб его, который пришел к нам наставить нас на путь истинный с ясными доказательствами". Сомневающийся (неверный) же скажет: "Что? Что? Не знаю. Люди что-то говорили, и я повторял за ними".

(Бухари, Муслим)

Поэтому Аллаh сказал: "и они знают".

(Украшения(43), 86).

Все достоверные хадисы о покровительстве доказывают, что покровительствовать могут только те и только тем, кто искренне и со знанием произносит свидетельство "Ля иляха илля Аллаh".

(Маджмуъуль-Фатауа, 14/409-411)

 

Куртуби сказал:

"Ашхаду ан ля иляха илля Аллаh уахдаху ля шарика лях" – смысл этого выражения следующий: «Я произношу это слово, смысл которого я знаю, в которое верю и признаю». Свидетельство как процесс представляет собой то, что человек сообщает то, что он видел и познал своими органами чувств. Но конечно свидетельство может осуществиться и в абстрактно-концептуальной сфере. Ведь то, что постигается органами перцепции онтологически подобно тому, что постигается разумом.

(Аль-Муфхим шарх Сахихиль-Муслим)

 

Абдур-Рахман б. Хасан сказал:

"Кто засвидетельствует "Ля иляха илля Аллаh"..." – В этом хадисе подразумевается, что свидетельство должно быть произнесено с пониманием его смыслов и выполнением всех внутренних и внешних требований и условий свидетельства. Для того, чтобы свидетельство принесло какую-нибудь пользу произносящий свидетельство должен покинуть все деяния противоположные свидетельству и нарушающие его. Для этого же он должен знать его смысл и искренне в него верить. Аллаh повелевает:

"Так знай же, что нет божества, кроме Аллаhа"

(Мухаммад(47), 19)

“... кроме как тем (те), кто свидетельствует об истине, и они (ее) знают".(Украшения(43), 86)

По единогласному мнению всех муслимов, нет пользы от свидетельства, если произносящий его не знает все его смыслы, не удаляется от ширков, предусмотренных свидетельством, не единит Аллаhа на словах, в деяниях и сердце.

(Фатх аль-Маджид)

 

Куртуби в шархе сборника достоверных хадисов, собранных имамом Муслимом, говорит:

Нет пользы от формального произнесения свидетельства. Вместе с произношение должны присутствовать знание этого слова и уверенность в нем. Это опровергает мнение крайних мурджиитов (джахмиитов). Они утверждают, что простое произношение свидетельства достаточно для существования веры. Хадисы, приведенные в этой главе, ясно доказывают ложность этого мнения. Да итак (без хадисов) ложность этого мнения джахмиитов очевидна. Ведь если предположить, что это мнение верно, то веру двуличных нужно было бы признать действительной, ложность и невозможность чего ясна. Другим опровержением этому являются хадисы, где передаются выражения типа: "Кто засвидетельствует "Ля иляха илля Аллаh"...". Потому что для того, чтобы свидетельство было действительным, свидетель должен знать то, о чем он свидетельствует и быть убежденным в этом, искренне признавая это сердцем.

(Аль-Муфхим ала Сахихиль-Муслим, Глава "Формальное произношение свидетельства недостаточно, наоборот убежеденность в свидетельстве неизбежно для пользы")

 

Аль-Уазир абуль-Музаффар сказал следующее:

Свидетельство "Ля иляха илля Аллаh" требует того, чтобы его произносили со знанием. Потому, что Аллаh сказал:

"Так знай же, что нет божества, кроме Аллаhа"

(Мухаммад(47), 19)

Это аят устанавливает божественность (поклоняемость) только по отношению к Аллаhу. Нет никого другого, кто имел бы на это право и полномочие.

Короче, тот, кто произносит слово "Ля иляха илля Аллаh" обязан знать, что это слово содержит в себе отвержение всех тагутов и веру только в Аллаhа; должен знать, что когда он произносит это слово, он отверг божественность тагутов и направил поклонения только Аллаhу.

(Аль-Ифсах; также передается в "Фатх аль-Маджид"е)

 

Бикаи сказал следующее:

"Ля иляха илля Аллаh" – то есть отвергаю всех поклоняемых, кроме настоящего Правителя. Это слово есть величайшее напоминание, уберегающее от ужасов судного дня. Но следует заметить, что это слово дает пользу только при наличии знания. А знание этого слово в свою очередь дает пользу только при наличии признания и убежденности в слове; а это действительно при наличии претворения этого слова в практику. В противном случае все обнуляется и превращается в невежество. Наоборот это еще больше усугубляет положение произносящего это слово.

(Фатх аль-Маджид Шарху Китабит-Таухид, 35-39)

 

Писатель книги "Тайсир аль-Азиз аль-Хамид" (Сулайман б. Абдуллаh) сказал следующее:

"Кто засвидетельствует, что нет божества кроме Аллаhа..." – этот хадис означает: "Кто скажет это свидетельство, зная его смысл, и будет совершать внешние и внутренние (сердцем) деяния, предусмотренные свидетельством...". Следующий аят Аллаh связан с этим:

"Так знай же, что нет божества, кроме Аллаhа"

(Мухаммад(47), 19)

Также Аллаh повелевает:

“... кроме как тем (те), кто свидетельствует об истине, и они (ее) знают".

(Украшения(43), 86)

Существует иджма в том, что свидетельство "Ля иляха илля Аллаh" не приносит пользы, если произносится без знания его смысла или без выполнения практических требований и условий. К этому заключению можно придти, даже просто опираясь на семантические формы, использующиеся в тексте хадиса. В хадисе используется слово "свидетельствовать", а ведь известно, что свидетельство незнающего недействительно, поэтому простое, формальное произношение слова "Ля иляха илля Аллаh" свидетельством не считается.

(Тайсир аль-Азиз аль-Хамид, стр. 53)

Итак мы разобрали слова "говорит" и "свидетельствовать" и доказали, что хадисы, включающие эти слова, требуют совершение таких условий как знание, словесное признание, признание сердцем, претворение в практику.

 

Теперь перейдем к разбору третьего типа хадисов:

Муслим и имам Ахмад с передачей от абу Малика аль-Ашджаи: Посланник Аллаhа сказал: "Кто скажет "Ля иляха илля Аллаh" и отвергнет всех тех, кому поклоняются кроме Аллаhа (тагутов и ложных божеств) – Аллаh запрещает его кровь и имущество. Личные счета принадлежат Аллаhу”.

 

Глава четвертая: Отвергать тагутов – условие свидетельства

(Это есть продолжение главы второй, первого раздела, второй части книги "Отвергать тагута одно из условий действительности Ислама".)

 

Мухаммад б. Абдуль-Уаххаб, толкуя этот хадис, сказал:

Посланник Аллаhа, , сказал: "Кто скажет "Ля иляха илля Аллаh" и отвергнет всех тех, кому поклоняются кроме Аллаhа (тагутов и ложных божеств) – Аллаh запрещает его кровь и имущество. Личные счета принадлежат Аллаhу”.

Этот хадис один из самых важных доказательств, разъясняющих смысл формулы «нет божества, кроме Аллаhа». Формальное ее произнесение само по себе не обеспечивает неприкосновенности жизни и имущества; также не обеспечивают этого ни понимание смысла свидетельства наряду с его произнесением, ни его подтверждение, ни даже обращение в молитвах к одному только Аллаhу, не придавая Ему в этом сотоварищей. Имущество и жизнь человека будут неприкосновенны лишь тогда, когда всё указанное выше будет дополнено полным отвержением всех объектов поклонения, кроме Аллаhа. Любое же сомнение или колебание лишает неприкосновенности имущество и жизнь человека.

(Китаб ат-Таухид)

Насколько убедительно и красноречиво данное разъяснение, и насколько неопровержимы аргументы для любого спорщика!

Абдур-Рахман б. Хасан сказал:

Из хадиса ""Кто скажет "Ля иляха илля Аллаh" и отвергнет всех тех, кому поклоняются кроме Аллаhа (тагутов и ложных божеств) – Аллаh запрещает его кровь и имущество. Личные счета принадлежат Аллаhу” мы понимаем, что Посланник Аллаhа, , условием неприкосновенности жизни и имущества сделал две вещи:

1) Сказать свидетельство, зная все его смыслы, будучи полностью уверенным, искренне очищая перед Аллаhом религию. Это условие было упомянуто раньше в предыдущих хадисах.

2) Отвергать всех тех, кому поклоняются кроме Аллаhа (ложные божества, тагуты). В этом хадисе Посланник Аллаhа, , не посчитал достаточным условием для неприкосновенности жизни и имущества только формальное произнесение свидетельства. Для сохранения жизни и имущества человек обязан претворить свидетельство в свою жизнь, выполнять его условия на практике.

Этот хадис по смыслу аналогичен следующему аяту:

“Кто отверг тагута и уверовал в Аллаhа, тот ухватился за самую надежную рукоять – (Ислам, таухид), которая никогда не сломается".

(Корова(2), 256)

 

Затем писатель приводит слова Мухаммада б. Абдуль-Уаххаба из "Китабут-Таухида" и продолжает:

Вот это – необходимое условия для действительности свидетельства.

Аллаh повелевает:

"И сражайтесь с ними, пока не будет больше фитны (ширка и неверия), и пока религия полностью не будет посвящена Аллаhу. А если они прекратят... то ведь Аллаh видит то, что они делают!”

(Добыча(8), 39)

"А когда закончатся запретные месяцы, убивайте многобожников, где их найдете, захватывайте их, осаждайте и устраивайте засаду против них во всяком скрытом месте! Если они обратятся (покаются от ширка) и станут выполнять молитву и давать закят, то отпустите их: ведь Аллаh – прощающий, милосердный!"

(Покаяние(9), 5)

Здесь Аллаh приказал нам сражаться с ними, пока они не покинут ширки, направят свои деяния только к Аллаhу, и пока не будут выполнять намаз и давать закят.

 

Муслим передает хадис с передачей от абу Хурайры:

РасулуЛлаh, , сказал: "Мне повелено сражаться с людьми пока они не засвидетельствуют "ля иляха илля Аллаh" и не уверуют в меня и в то, что я принес (Коран и сунна). Кто сделает это, уберег от меня свое имущество и себя. Личные их счеты принадлежат Аллаhу".

В "Сахихайне" (сборники Бухари и Муслима) с передачей от Абдуллаhа б. Умара передается:

РасулуЛлаh, , сказал: "Мне повелено сражаться с людьми пока они не станут свидетельствовать свидетельством "Ля иляха илля Аллаh, Мухаммадун расулуЛлаh"...”

Эти два хадиса являются как бы тафсирами вышеприведенных аятов. Несомненно, что среди ученых не существует разногласий в том, что необходимо сражаться с тем, кто не знает смысла свидетельства или не выполняет на практике его требования и условия, даже если языком он произносит свидетельство.

(Фатхуль-Маджид, стр. 111)

 

Имам Науауи говорит следующее:

"РасулуЛлаh, , сказал: "Мне повелено сражаться с людьми пока они не станут свидетельствовать свидетельством "Ля иляха илля Аллаh, Мухаммадун расулуЛлаh", пока не станут делать намаз и давать закят. Если они выполнят это, то уберегут от меня свою кровь и имущество, кроме соответствующих прав Ислама на это (кровь и имущество). Личные их счеты же принадлежат Аллаhу” ".

Абу Сулайман аль-Хаттаби по поводу этого хадиса говорит следующее:

Ясно, что в хадисе подразумеваются обыкновенные мушрики, а не ахлюль-китаб. Потому, что если ахлюль-китаб даже и скажет "Ля иляха илля Аллаh", то все равно сражение с ними продолжается".

"Личные их счеты же принадлежат Аллаhу" – это означает, что наказание за скрытые их грехи принадлежит Аллаhу. Что касается явных для нас грехов, которые они проявили наружу, то муслимы воздают наказание за эти грехи и в этом мире. Хадис объясняет нам, что если человек, скрыл свой куфр и притворился для нас муслимом, то мы, судя по его внешнему виду, вынуждены признать его муслимом. Большинство ученых придерживаются этого мнения. Имам Малик говорит, что если выяснится, что человек притворялся, то его необходимо убить, не принимая его покаяния (потому, что он уже доказал свою лживость). Имам Ахмад б. Ханбаль тоже придерживается этого мнения.

Судья Ияд подтвердил это мнение и, углубляясь в этом вопросе, сказал: "Причина того, что жизнь и имущество человека, произнесшего свидетельство неприкосновенно, состоит в том, что он внешне проявил веру. В этом хадисе подразумеваются арабские мушрики, которые отрицали таухид, потому что первые с кем сражались муслимы были они.

Что касается тех, кто до этого признавал таухид, то произнесение ими свидетельства недостаточно для того, чтобы принять их муслимами, потому что, будучи неверными, они произносили это слово. В других хадисах есть другие условия, которые нужно выполнить, чтобы принять их за муслимов. Например, намаз и закят.”

 

Имам Науауи продолжает:

К примеру одним условий является уверовать во все, что принес Посланник Аллаhа, , ибо в хадисе говорится:

"Мне приказано сражаться с людьми, пока они засвидетельствуют "Ля иляха илля Аллаh" и не уверует в меня и во все, что я принес (Коран и сунна) ”.

(Шарх Науауи, том 1, стр 206)

 

Ученик абу Ханифы, Мухаммад б. Хасан Шайбани в связи с этим говорит следующее:

Хасан предал, что РасулуЛлаh, , сказал: "Мне повелено сражаться с людьми пока они не станут свидетельствовать свидетельством "Ля иляха илля Аллаh, Мухаммадун расулуЛлаh", пока не станут делать намаз и давать закят. Если они выполнят это, то уберегут от меня свою кровь и имущество, кроме соответствующих прав Ислама на это (кровь и имущество). Личные их счеты же принадлежат Аллаhу”

Когда Посланник, , говорил эти слова, он сражался с обычными мушриками, не принимающими таухида. Когда один из них произносил "Ля иляха илля Аллаh" он говорил это в том смысле который подразумевал сражающийся с ними Мухаммад, . Поэтому подразумевалось, что они с этим словом покидали свою прежнюю религию и входили в Ислам. Так как мы не знаем их внутреннее положение, то вынуждены ограничиться тем, как они выглядят внешне. Если затем обнаруживалось, что он говорил нечто противоположное свидетельству, то считалось, что он изменил этому слову.

Мушрики признавали Аллаhа, но отвергали таухид. Вот как это объясняет Коран:

"А если ты их спросишь, кто создал их, они, конечно, скажут: "Аллаh". До чего же они обольщены!"

(Украшения(43), 87)

"Когда им говорили: «Ля иляха илля Аллаh», – они превозносились".

(Стоящие в Ряд(37), 35)

"И дивились они, что пришел к ним увещатель из них. И говорили неверные: "Это – волшебник, лжец! Неужели он обратил божеств в Единственного Бога? Воистину, это – нечто удивительное!"".

(Сад(38), 4-5)

Призыв Посланника, , был распространен, и мушрики знали, что Мухаммад, , хочет от них этим словом и если кто-нибудь из них говорил "Ля иляха илля Аллаh", он полностью менял свои верования и принимал верования, которые исповедовали в своей жизни муслимы. Поэтому Посланник Аллаhа, , свидетельство "Ля иляха илля Аллаh" установил для них в качестве отличительного свойства (граница) между неверными и муслимами.

Но когда дело касается иудеев и христиан положение меняется. То, что они произнесут это свидетельство, не является доказательством того, что они стали муслимами. Ведь они так и так произносят это слово. Им мешает войти в ислам другой куфр – они не признают посланничество Мухаммада, . Поэтому чтобы они стали муслимами они должны покинуть куфры, свойственные им и признать именно то, что им недостает для входа в истинную веру.

Сегодняшние иракские иудеи признают и эту основу из Ислама, они соглашаются, что Мухаммад, , – посланник Аллаhа. Но на этот раз им мешает войти в Ислам уже другой куфр – они говорят, что Мухаммад, , посланник Аллаhа, но посланник только для арабов и они даже "подкрепляют" этот куфр аятом из Корана:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.