Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Календарь. Философия средневековой Руси




Философия средневековой Руси

 

  Иосифляне Нестяжатели
Идеолог Иосиф Волоцкий (сын боярина, после пострига получил имя Иосифа, ученик Сергия Радонежского, основатель Волоцкого монастыря. Нил Сорский (выходец из боярской среды, после пострига получил имя Нил, основал скит (жилище монахов) на реке Соре.
Идеи и взгляды Обосновывали право церкви на владение землей и крестьянами. Радовали за сильную централизованную власть, где церковь будет являться одной из основных структур (оценена современниками как стяжательство). Отстаивали идеал трудовой жизни монахов и нахождение священнослужителей в постоянной готовности к духовному подвигу. Радовали за неподвластность церкви государству, и неподвластность духовной жизни светской.

 

СОВРЕМЕННЫЙ РИМСКИЙ СЛАВЯНСКИЙ
сентябрь Сентеври -7 месяц (год начинался с марта) Ревень (рев животных, ветра), хмурень
октябрь октоврий - 8 Листопад, грозник – мнут лен, начало сватовства
ноябрь ноябрий - 9 Грудень (трудно передвигаться по замерзшей земле), листогной, предзимник – сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной батюшка
декабрь декемврий - 10 студень, студный
Январь Январь (Янус – бог мира, всех начал) Просинец (небо синее), сечень (твердый снег), зимец, новолетник
февраль Феврель - от Фебер – древний итал. бог Бокогрей, снежень – играли свадьбы до масленицы
март Март (Марс – бог войны), позже – начало пасхи Протальник, пролетний, сухый, березозол, новичок
апрель Апрелий – открытость (весны) Цветень, налетний, снегогон
май Май (богиня Майя) Травий, травный, розоцвет
июнь Иуний (богиня Юнона) Изок (кузнечик), червий (красный), хлеборост, липень
июль Иулий (Юлий Цезарь) Червень, липец, страдник, седмик, серпан
август Август - император Зарев, серпень, жнивень

 

Обряды и праздники:

Коляда: праздновалась 22 декабря – в самый короткий день, когда солнце поворачивало на лето. Девушки водили хоровод, а царь, тайно прогуливаясь по улицам, наделял нищих мелочью. Вечером, ряженные в масках и костюмах “стариков” с длинными мочалками (бородами), в полушубке, вывернутом на изнанку изображали нежить – чертей, дьявола, кикимор, домовых, животных (медведей, козлов), смерть (маски покойников), русалок для отпугивания изображаемой нечистой силы. Заходя в дом, они пели песни с пожеланиями благополучия хозяину и дому.

Новый год – начинался с марта и символизировал возрождение природы. В 1492 году Иван Васильевич III утвердил постановление Московского собора о начале церковного и гражданского нового года с 1 сентября – в этот день платили дань и оброки. Рано утром царь торжественно выходил во двор Кремля, где каждый мог подойти к царю и “искать у него правды”, просить о милости. По правую сторону на дворцовый двор, где собирался народ, направлялось шествие из патриархов и 100 священников с образами и святыми книгами. По левую сторону площади навстречу им двигалась процессия бояр, возглавляемая царем. Царь и патриарх выходили навстречу друг другу, трижды целовались в уста, затем царь целовал крест патриарха, произносил речь с поздравлениями, народ криком приветствовал царя и патриарха, кидал к ногам царя прошения, которые подбирали дьяконы и относили в царские покои.

Петр I издал приказ о праздновании нового года 1 января (в соответствии с европейскими традициями). 1698-1699 – был самым коротким годом на Руси. В соответствии с приказом, народ должен был на улицах запускать ракеты после благодарения Бога и пения в церкви, украшать перед воротами, дворы и дома хотя бы одним наряженным деревом, веткой (ели, сосны, можжевельника).

В 1770 году была введена традиция: с 1 по 7 января ездить по гостям и поздравлять друг друга с новым годом. На Красной площади устраивали потехи, стрельбу (каждый богатый двор должен был палить из маленькой пушки или ружья, пускать ракеты), а на улицах и дворах – зажигать костры из дров и соломы (мелкие дворы это делали в складчину). На следующий день после нового года, царь принимал поздравления у себя во дворце.

Веснянки: праздновались для замыкания зимы и заговора солнца. Все члены одного рода водили “крутые” одно-двухлинейные хороводы, солисты-запевалы (позже – корифеи - основатели актерской профессии) пели песни. Селяне “выпускали траву”: катали с горы яйца, отпускали птиц из клеток и подбрасывали вверх фигурное обрядовое печенье в виде птиц (жаворонков).

Пасхальная неделя: предполагала исполнение каждодневное исполнение ритуалов. В вербное воскресенье после освещения вербовых веточек в церкви, ими хлестали близких и особенно больных, желая здоровья В среду пекли пресное печенье – средокрестье, которое ели сами, давали скоту, зарывали в землю. В чистый четверг – совершали омовения, в т.ч. больных, На пасху яйцами одаривали родственников и прохожих, в целях оплодотворения земли - крошили их в ямки. В этот день водились хороводы, для стимулирования роста растений – качались на качелях, поминали усопших и подавали нищим.

На семицкие праздники: девушки находили в лесу самую красивую и разлапистую березу, которую завивали ленточками на себя и на родных. Березу развивали на троицу, при этом увядшие веточки свидетельствовали о будущем нездоровье либо смерти человека, на которого завивалась веточка. Дерево срубалось и бросалось в воду в целях очищения рода всех селян и оптимизации функции плодородия.

Купальские праздники связаны с именами полубога Купалы и святого Иоанна Крестителя. Роса в этот считалась целебной, трава лечебной, вода, взятая поутру (пока вороны не искупались) - святой. Цветущий ночью папоротник по поверьям указывал на сокровища (клад Перуна), охраняемый духами леса. Девушки гадали о замужестве по венкам из цветов и зажженным свечам, брошенным в реку. Для очищения тела и духа, а также для сохранения здоровья, селяне по очереди перепрыгивали через костер, зажженный от “святого” огня.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 377; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.