Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отличительные черты ветхозаветной и новозаветной истории




 

Ветхий Завет Новый Завет  
1. Обращен к народу в целом, прописана идея богоизбранности еврейского народа. 2. Регулировал внешние стороны жизни человека, апеллировал к долгу, чести, стыду. Нравственные формы формируются в виде запретов (Не убий, не укради…)     1. Обращен к каждой личности всех народов, которые любят и почитают бога. 2. Регулирует внутреннюю жизнь, апеллирует к совести человека, нравственные нормы формируются в положительной форме - как следует поступать.   ОТЛИЧИЯ
Жажда человека подлинной встречи с богом, стремление освободиться от подчинения внешней стороне бытия (обрести свободу и индивидуальность). ОБЩЕЕ

 

В раннехристианском искусстве помимо народного творчества (от кочевников - завоевателей) преобладающим являлось катакомбное искусство с античными мотивами, поминальным культом, символическим изображением – птиц (вестники мира), ягнят (паства), сирен (соблазн), виноградарь, пастух (Бог). Уплощенные, контурные силуэты фигур в хитонах, с акцентом на выражении глаз были достаточно объемны.

Первые храмы – базилики (по названию дома государственного архонта в Афинах - басилевса) строятся в форме вытянутого креста-корабля с двускатной крышей. Перед входом на западе находился атриум – двор с водоемом. Впервые появляется трансепт – поперечный неф, к церкви пристраиваются колокольни и баптистерии – специальное здание для крещения (многочисленных язычников), позже замененная на купель внутри церкви. На основании базилик в 10-12 вв. надстраивались храмы в романском стиле.

В романский период каждая вещь, явление наделялись тайным смыслом, имело множество значений. Выделяются высший уровень символов – огонь, средний уровень – звук (литургическое пение), низший – цвет и речь.

- храм – Ноев ковчег с 3 вертикалями мира (купол – небо), внешний мир как чешуя с адскими чудищами – греховен, шпиль – стрела в небо, духовные помыслы возносится к небу как свеча. Квадрат в его основании – место солнца, нефы - паруса корабля. По горизонтали храм соединяет 4 стороны света. Деревянные храмы – есть рукотворное чудо, созданное природой и озаренное Богом и человеком.

Камень – символ горы - долго сохраняет энергию, в том числе агрессию, поэтому в храмах было запрещено сквернословить, проливать кровь. Окна храма – свет и огонь (мягкий свет из под купола, дымка ладана придают загадочность и неясность высшему миру)

- дверные насечки, боковые колонны – стража у входа, колонны в храме – догматы веры, 3 двери – вера, надежда, милосердие, ребристые своды (нервюры) – пути спасения

- крест – огонь, солнце, выбор, страдания, латинский крест, где разбойник справа покаялся и возвысился, а слева – попал в ад

- свечи – письма в иной мир

- икона – окно в запредельный мир, источник света для возвышения человека. Главное – не сюжет, а душевная связь с условно изображенным

- круг – вечность, бесконечность (нимбы), непостижимость - точка – бесконечность начала и конца

- овал – яйцо, жизни и смерть

- арки - гармония

- квадрат – материальный мир, устойчивость, независимость, прочность, а - неустойчивость, переходное состояние

- лист клевера на окнах церкви – троица

- треугольник, повернутый вверх - духовная активность, перевернутый вниз треугольник - материальная активность, ромб - человек, человеческое начало (соединение духовного и материального), то же самое обозначает крест или вертикальная S в круге

- всевидящее око - знание, а изображение ока в круге, вписанном в треугольник на фронтоне храма – триединство Иеговы

- книга – высшее знание, истина (священное писание)

- ключ – тайное знание, ведущее в небесное царство

- меч – борьба, пять ран Христа – победа духа над телом

- гранат – страдание, кровь Христа, а грецкий орех – Христос, прочность, непобедимость (кожура – человек, ядро с крестом – божественность и страдание) – форма лабиринта на полу храма

- яблоко – зло, искушение, раздор, познание

- дворняжка – человек в своем разумном состоянии

- змей – мудрость, знание, Христос, рыба – Христос (форма митры Папы Римского)

- петух – Воскресение, победа над злом

- лев – мужество, могущество, орел – юность – царские знаки

- жабы, волки, летучие мыши, драконы - Дьявол

- роза – тайна бытия, изменчивый мир, красота и хрупкость мира, сила и беззащитность, духовная красота и жертвенность (на фронтоне романских соборов и внутренняя часть крыши в готическом соборе)

- лилия – чистота, Мария

- венок – победа над смертью, властью Дьявола, смерть через страдание

- греческий меандр – оптимизм и гармония

- перевернутый конус (чугунки славян, сердечки, индийские ступы)

- энергия космоса.

Голова – центр и вершина всего. Рука – 12 апостолов, защита правого. Пальцы руки, числа: 1- благополучие, 2 – ясный разум, 3 – милосердие, триединство, священная трехслойность мира, 4 – раскаяние, 5 – вера и добрая воля, 7 – свойства 4+3, 8 – недостаток в человеке, 9 – человек 4+3+2, 10 – сверхчеловек, божественное начало, 12 – священные апостолы, 13 – Христос и его ученики, в т.ч. Иуда.

- цвета: золотой, желтый – небо, духовное возвышение (нимбы), белый – чистота, отход к небесному миру, красный – страдания земные, святость, слава, синий – мудрость, зеленый – вечная жизнь, коричневый – приземленность и материальность, голубой – небесная чистота, черный – потусторонний мир, тайна, адский мир.

Интерпретация символов зависела, в том числе от их восприятия различными общественными группами, дополняющих друг друга, взаимодействующих через совокупность субкультур: духовно-церковной, народно-массовой, бюргерской, феодально-рыцарской.

Готический период – время расцвета монументальной живописи (орнамента) с использованием сложных цветов, таких как лиловый, реалистичной моделировкой костюма, прически. Изменяется символика цвета. Фиолетовый обозначает тревогу, изменчивость, непостоянство, молитву, кровь и небо. Синий – верность, зеленый – влюбленность, сочетание черного, оранжевого, белого – отказ от аскезы.

Дробность форм, претенциозность, манерность, чрезмерное изящество, наивный реализм, внимание к внутреннему миру человека и его телесной природе в жанровых, бытовых и сатирических сюжетах, пейзаже сочетаются с поклонением иконе (подобию божества).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.