Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации. Компетенции, формируемые на занятии:методологическая (концептуально определить факторы формирования и становления научной журналистики) и коммуникативная




ПОПУЛЯРИЗАЦИИ НАУКИ

ЗАНЯТИЕ 4. НАУЧНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА, ЕЕ РОЛЬ В

 

Компетенции, формируемые на занятии: методологическая (концептуально определить факторы формирования и становления научной журналистики) и коммуникативная (умение использовать основные принципы научно-популярного стиля в своей профессиональной деятельности).

 

Вопросы для обсуждения:

1. История популяризации науки.

2. Научная журналистика: задачи, принципы, жанры.

3. Научная популяризация: ее основные принципы. Особенности научно-популярные стиля.

 

Темы рефератов:

1. М. Ломоносов и А. Столетов, их вклад в популяризацию науки.

2. Становление и развитие советской научной журналистики (С. Вавилов, М. Горький, М. Ромм, Я. Голованов).

3. Просветительская деятельность общества «Знание» по популяризации научных изданий.

4. Создание отделов науки в массовых общественно-политических изданиях («Комсомольская правда», «Известия», «Литературная газета» и т.п.).

5. Кризис науки и научных исследований на рубеже 1990-х годов и становление современной российской научной журналистики.

 

Форма занятия – «семинар-дискуссия»

Тема:

«Научная журналистика в современном мире»

Занятие направлено на аудиторное изучение студентами такого направления деятельности СМИ, как научная журналистика. Ознакомление с практикой необходимо именно на примерах освещения отдельных научных фактов или проблем. Каждая первая неделя октября в мире неофициально считается «нобелевской»: в это время в Стокгольме оглашают имена обладателей очередной Нобелевской премии по пяти видам наук: физиологии и медицине, физике, химии, литературе и биологии. Чуть позже становится известна фамилия лауреата Нобелевской премии мира. Несмотря на то, что вручение очередных премий проходит в декабре, пресса старается оперативно освещать решение комиссии по присуждению самой престижной премии в области науки. Например, в российских СМИ рассказывается об открытиях, сделанных новоиспеченными лауреатами, актуальности их работы.

Занятие предлагается проводить в следующем формате. Каждый студент получает подборку свежих публикаций из федеральных печатных СМИ разного формата. Каждый материал посвящен, например, решению комиссию по присуждению Нобелевской премии по определенной научной работе. Рекомендуется ознакомить учащихся минимум с пятью материалами, в которых с тех или иных позиций представлены взгляды на одну проблему. В качестве источников необходимо рассматривать и качественные, и массовые, и «желтые» издания. У каждого из указанных типов СМИ свой взгляд на освещаемую тему, они очень редко повторяются в предмете отображения факта или явления.

Получив подборку текстов, студенты читают первый материал. Описываемая форма проведения занятия рассчитана на групповую работу, в рамках которой все студенты заняты одним делом. После ознакомления с публикациями начинается их обсуждение. Преподаватель задает вопросы и активно участвует в дискуссии. Учащиеся должны попытаться проанализировать предложенные материалы, определить, что в них лишнее, а чего не хватает, оценить уровень экспертов, на мнения которых ссылаются журналисты, качество аргументов за или против той или иной точки зрения. Студентам необходимо продемонстрировать свои редакторские возможности в новом для себя направлении – научной журналистике. При этом важно, чтобы студенты, во-первых, высказывали свои мнения по поводу практики освещения темы, учились корректно формулировать плюсы и минусы, допущенные корреспондентами в работе. Во-вторых, желательно, чтобы по предмету разговора высказалось как можно больше студентов.

Задача преподавателя – представить студентам разные опубликованные в СМИ взгляды на определенные научные события, факты или явления. Необходимо обратить внимание, каким образом освещается проблема или факт в зависимости от вида СМИ, на какие стороны или детали обращают внимание авторы материалов.

 

Литература:

Основная:

Агамова Н.С., Аллахвердян А.Г., Арутюнов В.С. и др. Наука в России. От настоящего к будущему. – М., 2009.

Лапина И.Ю. Научно-популярное телевидение: Драматургия мысли. – М., 2007.

Дополнительная:

Белых И.Г. Главная проблема российской науки сегодня // Актуальные проблемы современной науки. – 2008. – № 2. – С. 31-32.

Капица Ф. «Триумф» российской науки // В мире науки. – 2005. – № 2. – С.16-17.

Маркусова В.А.Информационные ресурсы для мониторинга российской науки // Вестник Российской академии наук. – 2005. – Т. 75, № 7. – С. 607-612.

Огурцов А.П.Этос науки и риторика (От нормативного разума к коммуникативной рациональности) // Личность. Культура. Общество. – 2005. – Т. 7, № 3. – С. 107-135.

Ратнер М., Ратнер Д. Нанотехнология: простое объяснение очередной гениальной идеи. – М., 2007.

Российская наука и средства массовой информации / Сб. статей. Под общ. ред. Ю.Ю. Черного, К.Н. Костюка. – М., 2004. – 448 с.

Семенов Е.В.Сфера фундаментальных исследований в постсоветской России: невозможность и необходимость реформы // Информационное общество. – 2007. – № 1-2. – С. 44-59.

Судас Л.Г. « Синдром своеобразия» российской науки преодолен? // Вестник Российской академии наук. – 2006. – Т. 76, № 6. – С.514-521.

Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. – М.: «Гендальф», 1998. – 256 с.

Цапенко И.П. Электронная эпоха науки // Мировая экономика и международные отношения. – 2005. –№ 8. – С. 19-32.

Шабурова Н.Н. Наука и общество: история взаимоотношений и их современное состояние // Философия науки. – 2004. – № 3. – С.3-30.

Электронные ресурсы:

http://mediascope.ru – Портал научных исследований и методик журналистского образования «Медиаскоп»

http://www.ruj.ru – Сайт Союза журналистов России

http://www.ujmos.ru – Сайт Союза журналистов Москвы

http://www.nat.ru – Сайт Национальной ассоциации телерадиовещателей

http://www.gipp.ru – Сайт Гильдии издателей периодической печати

http://www.dynastyfdn.com – Фонд некоммерческих программ «Династия» – организация, приоритетными направлениями которой являются развитие науки и ее популяризация в России

http://www.inauka.ru – Портал «Известия науки – Российская наука и СМИ»

 

Задания для контроля владения компетенциями:

1. Заполните таблицу «История популяризации науки»:

 

№ п/п Период популяризации науки Характеристика периода Представители / СМИ
       
       
       
       

 

2. На основе анализа научно-фантастической литературы (Ж. Верн, Г. Уэллс, А. Кларк, С. Лем, А. Азимов и др.), выявите фантастические допущения в области науки и техники, а также темы научно-фантастических произведений – новые открытия, изобретения, неизвестные науке факты, исследования космоса и путешествия по времени.

 

3. На основе изученного материалы выявите лексические, морфологические и синтаксические особенности научного и научно-популярного стиля. Данные отобразите в сравнительной таблице:

 

Особенности научного и научно-популярного стилей Научный стиль Научно-популярный стиль
лексические    
морфологические    
синтаксические    

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.