Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перцептивная сторона общения




 

Взаимопонимание между партнерами в процессе общения может быть истолковано по-разному: как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию и как принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. И в том и в другом случае большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению, иными словами, процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

Часто восприятие человека человеком обозначают как «социальная перцепция»

Понятие социальной перцепции во многом определяется понятием образа, поскольку сущность социальной перцепции заключается в образном восприятии человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира. Образ как результат и форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека выступает важнейшим ключевым условием восприятия. Образ существует на уровне чувств (ощущение, восприятие, представление) и на уровне мышления (понятие, суждение, умозаключение).

В большинстве источников перцепция трактуется как процесс и результат восприятия человеком явлений окружающего мира и самого себя. Перцепция связана с сознательным выделением того или иного феномена и интерпретацией его смысла через различные преобразования сенсорной информации. Социальная перцепция – восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.д. Социальное восприятие включает в себя восприятие межличностное, самовосприятие и восприятие межгрупповое. В узком смысле слова социальную перцепцию рассматривают как межличностное восприятие: процесс восприятия внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков. Социальный перцептивный процесс имеет две стороны: субъективную (субъект восприятия – человек, который воспринимает) и объективную (объект восприятия–человек, которого воспринимают).При взаимодействии и общении социальная перцепция является взаимной. Люди воспринимают, интерпретируют и оценивают друг друга.

Выделяют механизмы социальной перцепции – способы, посредством которых люди интерпретируют, понимают и оценивают другого человека. Наиболее распространенными механизмами являются следующие: эмпатия, аттракция, каузальная атрибуция, идентификация, социальная рефлексия.

Эмпатия – постижение эмоционального состояния другого человека, понимание его эмоций, чувств и переживаний. Субъект способен понимать смысл переживаний другого потому, что он сам когда-то переживал те же эмоциональные состояния. Однако если человек никогда не испытывал подобных чувств, то ему значительно труднее постигать их смысл. Для постижения подлинного смысла чувств другого недостаточно иметь когнитивные представления. Необходим и личный опыт. Поэтому эмпатия как способность понимать эмоциональное состояние другого человека развивается в процессе жизни и у пожилых людей может быть более выражена. Любая профессиональная деятельность в сфере «человек–человек» требует развития данного механизма перцепции.

Аттракция – особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. Аттракция как механизм социальной перцепции рассматривается обычно в трех аспектах:

– процесс формирования привлекательности другого человека;

– результат данного процесса;

– качество отношений.

Результатом действия этого механизма является особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент.

Аттракция может существовать только на уровне индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимной привязанностью их субъектов. Эмоциональная привязанность может возникнуть на основании общих взглядов, интересов, ценностных ориентаций или как избирательное отношение к особой внешности человека, его поведению, чертам характера и т.д.

Выделяют различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь. На каждом из этих уровней могут быть проанализированы этапы соответствующего отношения и факторы, на основе которых оно возникает. Ранее всего с этой точки зрения была исследована симпатия: в социометрии Дж.Морено предлагалась методика измерения этого чувства. Исследования дружбы более скромны, а любовь, напротив, – достаточно популярный предмет изучения. Существуют даже две взаимоисключающие теории любви: пессимистическая, утверждающая негативное воздействие любви на развитие личности (возникновение зависимости от любимого человека), и оптимистическая теория, разрабатываемая в основном в гуманистической психологии и утверждающая, что любовь способствует снятию тревоги, более полной самоактуализации.

Аттракция значима и в деловых отношениях. Поэтому большинство психологов, работающих в сфере бизнеса, рекомендуют профессионалам, связанным с межличностными коммуникациями, выражать к клиентам самое позитивное отношение даже в том случае, если на самом деле они не испытывают к ним симпатии. Внешне выраженная доброжелательность имеет обратное действие – отношение действительно может измениться на позитивное. Таким образом, специалист формирует у себя дополнительный механизм социальной перцепции, позволяющий получить большую информацию о человеке. Однако следует помнить, что чрезмерное и искусственное выражение радости не столько формирует аттракцию, сколько разрушает доверие людей.

Механизм каузальной атрибуции связан с приписыванием человеку причин поведения. Приписывая другому те или иные причины поведения, наблюдатель делает это либо на основе сходства его поведения с каким-либо знакомым ему лицом или известным образом человека, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в подобной ситуации. Приписывание причин поведения может происходить с учетом экстернальности и интернальности. Если наблюдавший является экстерналом, то причины поведения индивида, которого он воспринимает, будут видеться ему во внешних обстоятельствах. Если он интернал, то интерпретация поведения других будет связана с внутренними, индивидуальными и личностными причинами. Зная, в каких отношениях индивид является экстерналом, а в каких интерналом, можно определить и некоторые особенности его интерпретации причин поведения других людей.

Для объяснения поведения другого человека было разработано несколько теорий каузальной атрибуции [4].

1.Модель Хайдера. Согласно этой модели, в любой ситуации в поведении человека можно выделить два компонента, которые определяют его действия: старание и умение. Старание – это сумма намерений и усилий, которые прилагаются к выполнению действия. Умение – это разница между способностями человека и объективной трудностью, которую он должен преодолеть. Таким образом, намерение, усилия принадлежат человеку, а трудности, случай – обстоятельствам. В результате, наблюдатель может сделать вывод о том, почему человек совершил то или иное действие.

2. Модель Джунса–Девиса В этой теории приоритет отдается личностным диспозициям. Если нет возможности объяснить поведение человека личностными причинами, значит его вообще невозможно объяснить. Основным недостатком этой теории является то, что выводы о человеке и его поведении делаются на основании одного поступка.

3. Модель Келли. Эта теория позволяет найти мотив поведения как в личности, так и в окружении и учитывает множество действий человека и его состояние при этом. Поведение оценивается по трем параметрам: согласованность, стабильность, различие. Согласованность– характеристика уникальности действия. При низкой согласованности поведение человека отличается от большинства. При высокой согласованности – поведение человека не отличается от большинства. Стабильность – это степень изменчивости поведения человека в аналогичных ситуациях. Высокая стабильность – человек постоянно поступает таким образом, низкая – редко. Различие – степень уникальности данного действия по отношению к объекту. Высокое различие предполагает сочетание реакции и ситуации, низкое – человек ведет себя так же и в других ситуация.

Восприятие человека зависит также от его способности поставить себя на место другого, отождествить себя с ним. Процесс и результат такого отождествления называется идентификацией.

Идентификация подобно эмпатии, однако эмпатию можно рассматривать как эмоциональное отождествление субъекта наблюдения, которое возможно на основе прошлого или настоящего опыта подобных переживаний. Что касается идентификации, то здесь в большей степени происходит интеллектуальное отождествление, результаты которого тем успешнее, чем более точно наблюдатель определил интеллектуальный уровень того, кого он воспринимает.

Профессиональная деятельность некоторых специалистов связана с необходимостью идентификации, как, например, работа следователя или преподавателя, что многократно описано в юридической и педагогической психологии. Ошибка идентификации при неверной оценке интеллектуального уровня другого человека может привести к негативным профессиональным результатам. Так, преподаватель, который переоценивает либо недооценивает интеллектуальный уровень студентов, не сможет в процессе обучения верно оценить связь реальных и потенциальных возможностей обучающихся.

Идентификация как механизм социальной перцепции, сочетаясь с эмпатией, представляет собой процесс понимания, видения другого, постижения личностных смыслов деятельности другого, осуществляемый путем прямого отождествления или попытки поставить себя на место другого.

Воспринимая и интерпретируя окружающий мир и других людей, человек также воспринимает и интерпретирует себя, свои собственные действия и побуждения. Процесс и результат самовосприятия человека в социальном контексте называется социальной рефлексией.

Социальная рефлексия как механизм социальной перцепции означает понимание субъектом своих собственных индивидуальных особенностей и того, как они проявляются во внешнем поведении; осознание того, как он воспринимается партнером по общению. Это не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, «глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается внутренний мир первого исследователя» [1].

Не следует думать, что люди способны воспринимать себя более адекватно, чем окружающих. Так, в ситуации, когда есть возможность посмотреть на себя со стороны (например, на фотографии), многие остаются недовольны впечатлением, произведенным собственным образом. Это происходит потому, что люди имеют несколько искаженный образ самого себя. Искаженные представления касаются даже внешности воспринимающего человека, не говоря уже о социальных проявлениях внутреннего состояния.

В процессе восприятия возможны искажения воспринимаемого образа, которые обусловлены не только субъективизмом интерпретации, но также и некоторыми социально-психологическими эффектами восприятия. С этой точки зрения искажения носят объективный характер и требуют определенных усилий личности воспринимающего для их преодоления. Наиболее значимой информацией о человеке является первая и последняя (эффект первичности и новизны). При этом, если мы знаем человека достаточно долго, то наиболее значимой будет последняя информация о нем. Если же человек нам незнаком или мы знаем его очень плохо, то наиболее значимой оказывается первая поступившая информация.

Кроме того, большое значение производит эффект положительного или отрицательного ореола. Обычно этот эффект возникает по отношению к человеку, о котором складывается общее оценочное представление из-за недостатка информации. Допустим, что учитель, который первый раз пришел в данный класс, но слышал весьма похвальные отзывы других учителей об учебных успехах А. и знает, что А. круглая отличница, будет предрасположен относиться к данной ученице соответствующим образом. Особенно, если А. будет активна на первом уроке. В дальнейшем, даже когда А. будет не совсем готова к уроку, учитель может весьма лояльно относиться к ее учебной деятельности. То же самое может происходить и с учениками, которые имеют отрицательный имидж у педагогов.

А.С.Макаренко, будучи руководителем колонии для несовершеннолетних преступников в 20-е годы, намеренно не читал личных дел поступающих к нему детей и не знакомил с этими делами педагогов колонии. Он не хотел формировать негативных установок у воспитателей, поскольку они, создавая экспектации, входят в социальный контроль и способствуют провокации вполне определенного поведения у воспитанников. Следует заметить, что А.С.Макаренко был одним из наиболее успешных социальных педагогов мира, который в жестких условиях экономического кризиса и тоталитарного политического режима создал уникальную воспитательную систему, способную обеспечить условия для развития и саморазвития колонистов.

Стереотипизация также рассматривается как один из эффектов межличностного восприятия. Стереотип – это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека. Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации. Очень часто стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например принадлежности его к какой-то профессии. Тогда ярко выраженные профессиональные черты у встреченных в прошлом представителей этой профессии рассматриваются как черты, присущие всякому представителю этой профессии.

Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям. С одной стороны, к определенному упрощению процесса познания другого человека; в этом случае стереотип не обязательно несет на себе оценочную нагрузку: в восприятии другого человека не происходит сдвига в сторону его эмоционального принятия или непринятия. Остается упрощенный подход, некоторая констатация закрепленных черт, которая и не способствует точности построения образа другого, но тем не менее в каком-то смысле необходима, ибо помогает сокращать процесс познания.

Во втором случае, как только констатация заменяется оценкой, стереотипизация приводит к возникновению предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт был негативным, всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью. Возникновение таких предубеждений зафиксировано в многочисленных экспериментальных исследованиях, и особенно отрицательно проявляет себя в условиях реальной жизни, когда может нанести серьезный вред не только общению людей между собой, но и их взаимоотношениям. Особенно распространенными являются этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях каких-либо этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы.

Стереотипизация несет в себе не только негативные явления. Она необходима любому человеку, поскольку включает в себя упрощение образа в шаблонных социальных ситуациях и при взаимодействии со знакомыми людьми. Стереотипы определяют привычки и, таким образом, входят в социальный контроль, заранее предопределяя поведение человека в тех или иных случаях. Стереотипы помогают нам принимать решения в типичной, повторяющейся ситуации и сохраняют, таким образом, психическую энергию, сокращая время реагирования и ускоряя процесс познания. В то же время стереотипное поведение препятствует принятию новых решений. Умение преодолевать мешающие стереотипы является важным условием социальной адаптации.

На восприятие и понимание людей влияют установки. Установка – это неосознанная готовность человека определенным привычным образом воспринимать и оценивать каких-либо людей и реагировать определенным, заранее сформированным образом без полного анализа конкретной ситуации.

Установки имеют три измерения:

когнитивное измерение – мнения, убеждения, которых придерживается человек относительно какого-либо субъекта или предмета;

аффективное измерение – положительные или отрицательные эмоции, отношение к конкретному человеку или информации;

поведенческое измерение – готовность к определенным реакциям поведения, соответствующим убеждениям и переживаниям человека.

Установки формируются:

1) под влиянием других людей (родителей, СМИ), «кристаллизуясь» к возрасту между 20 и 30 годами, а затем меняются с трудом;

2) на основе личного опыта в многократно повторяющихся ситуациях [9].

Предвзятое мнение человека руководит тем, как он воспринимает и интерпретирует информацию, Изображение человека на фотографии может совершенно по-разному восприниматься, в зависимости от того, что известно о данном человеке: преступник он или герой. Эксперименты показали, что очень трудно опровергнуть ложную идею, неправду, если человек логически ее обосновал. Этот феномен, названный «стойкостью убеждений», показывает, что убеждения могут жить своей собственной жизнью и выживать после дискредитации доказательства, которое их породило. Неверное мнение о других людях или даже о себе может продолжать существовать несмотря на дискредитацию. Для того чтобы изменить убеждение, часто требуются более убедительные доказательства, чем для того, чтобы создать его.

При межличностном общении важно уметь «снимать маску», быть открытым и искренним. Без открытого общения не могут существовать теплые и близкие отношения с людьми. Человек, заинтересованный в том, чтобы лучше ориентироваться в особенностях своих отношений с окружающими, должен интересоваться реакциями других людей на его поступки в конкретных ситуациях, учитывать истинные последствия своего поведения. Собирая подобную информацию от разных людей, человек может увидеть себя как бы в разных зеркалах. Обеспечение других обратной связью – сведениями о том, какие чувства и мысли вызывает у нас их поведение – может повышать взаимное доверие.

В процессе восприятия и интерпретации другого человека не всегда возникают стереотипы и установки, но в стандартных и повторяющихся ситуациях они являются неизменными спутниками социальной перцепции.

 

 

Вопросы для самоконтроля

 

1.Дайте характеристику общению и деятельности. Что является результатом общения и деятельности?

2. Перечислите функции общения и дайте им характеристику.

3.Дайте характеристику видам общения.

4. Какова роль различных видов общения в интеллектуальном развитии человека?

5. Какова роль общения в психическом развитии человека?

6. Что представляет собой деловое общение?

7. Дайте характеристику каждой из форм делового общения.

8. В чем специфика человеческой коммуникации?

9. Назовите средства коммуникации.

10.Какие виды знаковых систем выделяют в процессе коммуникации?

11. Чем отличаются язык и речь?

12. Почему в ходе развития человеческого общества и в процессе становления личности письменная речь формируется позднее, чем устная?

13. Какие существуют барьеры в общении и почему они возникают?

14.Почему семантический барьер является одним из наиболее распространенных препятствий в понимании субъектов друг друга при взаимодействии?

15. Каким образом барьеры социально-культурных различий связаны с ценностями субъектов общения?

16. Что представляют собой феномены межличностного влияния?

17. В чем сущность интерактивного аспекта общения?

18. Какие уровни совместимости определяют продуктивность общения?

19.На основании каких критериев выделяют стратегии взаимодействия?

20. Почему стратегия компромисса является более перспективной в социальном плане, чем стратегия сотрудничества? Что является основным условием реализации стратегии компромисса?

21. Какие три состояния в структуре личности выделяет Э.Берн и как эти состояния влияют на эффективность общения?

22. Что представляет собой перцептивная сторона общения?

23.Какие механизмы социальной перцепции являются наиболее распространенными?

24.Что общего и каковы различия между эмпатией и идентификацией?

25. Почему каузальную атрибуцию часто называют самым коварным механизмом социальной перцепции?

26. Какие теории каузальной атрибуции вы знаете?

27.Всегда ли восприятие человеком самого себя является социальной рефлексией?

28. Дайте характеристику эффектам восприятия.

 

Список литературы к разделу 2

 

1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов.-5-е изд., испр. и доп. – М., 2003. -364 с.

2. Андриенко Е.В. Социальная психология: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А.Сластенин. -М., 2002.-264 с.

3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры, или вы сказали «Здравствуйте». Что дальше? Психология человеческой судьбы.- Екатеринбург, 2001. – 576 с.

4.Куприянова Н.В. Деловая культура и психология общения: учеб. пособие. – Казань: КазГАСУ, 2010. -255 с.

5. Леонтьев А.А. Психология общения: учебное пособие. – 5-е изд. стер. –М., 2008. -368 с.

6. Немов Р.С. Психология:учебник для студ.высш.пед.учеб.заведений в 3 кн. – 5-е изд. – М.,2006. – Кн.1: Общие основы психологии. -687 с.

7. Общая психология. Словарь / под ред. А.В.Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / ред.-сост.Л.А.Карпенко. Под общ. ред. А.В.Петровского. – М., 2005. -251 с.

8. Психология: учебник для педагогических вузов / под ред. Б.А. Сосновского. –М., 2005. -660 с.

9. Столяренко Л.Д. Основы психологии. 12-е изд. Учебное пособие / Л.Д Столяренко. – Ростов на Дону: Феникс, 2005. -672 с.

 

Учебное издание

 

Сучкова Татьяна Владимировна

Сайдашева Галия Талгатовна

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 4796; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.075 сек.