Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Параграф 6




Завершающий этап в формировании субъекта стихийного поведения — активизация членов общности через дополнительное стимулирование, путем возбуждения импульсов, соответствующих общему воображаемому объекту. Такое стимулирование обычно осуществляется на основе прямого внушения. Осуществляет его лидер общности. Тем самым он непосредственно побуждает членов общности к конкретным, нужным ему действиям. При отсутствии такого лидера целенаправленного побуждения не происходит — тогда общность сама, стихийно находит для себя объект собственных непосредственных действий.

Особо следует подчеркнуть, что данные механизмы действуют не только на при -

мере смеха или иных положительных эмоций. Им подчиняются и страх, и гнев, и прак-

тически все другие негативные эмоции. За счет этого и возникают не только толпы

болельщиков «Спартака», но и панические, и агрессивные, и прочие виды подобных

эмоциональных общностей.

Примеров действия описанных механизмов более чем достаточно. Это и подрост -

ковые шалости «со смехом без причины», и собрания религиозных сектантов, и тра -

диционный «круговой танец» чеченских боевиков, являющийся одним из наиболее

ярких примеров непосредственно навязываемого эмоционального самоиндуцирова-

ния и, в результате, почти принудительного эмоционально -действенного «кружения»

в самом буквальном смысле».

 

ВЫВОДЫ:

Таким образом, стихийное массовое поведение имеет ряд фаз:

 

1. Циркулярная реакция определяет интенсивность форм стихийного массового поведения. Она обусловливает т.н. «эмоциональное кружение» - непрерывное самозаражение массой какой-либо яркой эмоцией. Сам процесс кружения имеет возрастающий, снижающийся и стабильный характер. Циркулярная реакция обусловливает возникновение некоего образа, который масса избирает как цель и смысл своих действий.

 

2. Эмоциональное кружение – Циркулярная реакция может сойти на «нет», однако, при появлении новых людей, она может вспыхнуть с новой силой, вовлекая вновь прибывших людей в эмоциональное действо. Его суть проста: в стихийно складывающейся общности та или иная эмоция как бы ходит по кругу, непрерывно поддерживая и усиливая сама себя. Это этап эмоционального самоиндуцирования такой общности. Так, собственно, и складываются стихийные эмоциональные общности — за счет, например, быстрого проговаривания пионерских «речевок», распевания солдатских маршей или национальных гимнов, или даже скандирования лозунгов типа «Спартак — чемпион!» с непременным припевом: «Оле, оле,…

 

3. Появление нового общего объекта внимания, на котором фокусируются эмоциональные импульсы, чувства и воображение людей. Если первоначально общий объект интереса составляло возбуждающее событие, вызвавшее эмоциональную реакцию и удерживавшее около себя людей, то на данном этапе новым объектом становится образ, обычно создаваемый в процессе «эмоционального кружения» и, отчасти, речевого общения членов общности. Этот образ — продукт совместного творчества, он всеми разделяется и дает общую ориентацию, выступая в качестве объекта -побудителя совместного поведения.

4. Активизация членов общности через дополнительное стимулирование, путем возбуждения импульсов, соответствующих общему воображаемому объекту. Такое стимулирование обычно осуществляется на основе прямого внушения. Осуществляет его лидер общности. Тем самым он непосредственно побуждает членов общности к конкретным, нужным ему действиям. При отсутствии такого лидера целенаправленного побуждения не происходит — тогда общность сама, стихийно находит для себя объект собственных непосредственных действий.

 

Здесь следует отдавать себе отчет, что фазы массового поведения нужно четко улавливать и соотносить с изменяющейся реакцией внешней среды. Очень важно не упустить момент, когда наступает третья фаза, чтобы немедленно лидеры переходили к завершающей стадии – призывам к действию и немедленному исполнению провозглашенного. Важно понимать, что возникает потребность в немедленных совместных действиях, что надо учитывать при постановке задач перед толпой. Как минимум, толпу надо куда-то вести, но для этого надо иметь четкое представление «куда» вести и «что» делать. Если не планировать ничего, кроме митинга, лучше ничего не планировать. Лидер должен четко формулировать проблему и подсказать пути ее решения, именно здесь, сейчас и в действии. Если упустить инициативу, толпа может начать действовать по собственному сценарию, а, точнее, стихийно, проявляя аффективную агрессию (об этом речь далее), что поставит акцию на грань провала.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.