Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функциональные стили и их взаимодействие




ВВЕДЕНИЕ

Учебно-методическое пособие «Культура русской речи» создано в соответствии с требованиями ФГОС в части формирования общекультурных и профессиональных компетенций. Цель пособия – помочь студентам овладеть различными видами речевой деятельности в сфере научной, юридической (правовой), социальной, профессиональной и бытовой коммуникации; научиться грамотно использовать языковые средства в соответствии с требованиями функционального стиля; познакомить с принципами построения монологического и диалогического текста в устной и письменной форме.

Пособие состоит из двух частей. В первой части «Употребление в речи единиц различных языковых уровней» рассматриваются языковые нормы. Во второй части «Функциональные стили» рассматривается система функциональных стилей современного русского литературного языка. Особое внимание уделяется научному стилю; затронуты вопросы положения стиля художественной литературы, статуса разговорной речи, разграничения разговорности и просторечия. Вопросы и задания нацелены на закрепление теоретического материала, приобретение умений и навыков отбора и употребления речевых средств с учётом требований стиля и жанра.

Большое внимание уделяется развитию потребности работы со словарём.

Вопросы и задания позволяют построить работу со студентами, получающими образование по разным направлениям, учитывая разный уровень коммуникативной компетенции, общекультурной и языковой подготовки. Материалы пособия подобраны с учётом особенностей современной языковой ситуации.

Авторы выражают глубокую признательность проф. В.П. Малащенко и доц. Т.Г. Коноваленко за ценные рекомендации, которые были учтены при доработке текста УМП.


В русской филологии учение о стилях опирается на идеи М.В. Ломоносова, изложенные в «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке». Знаменитая теория трех штилей построена на выделении разнотипной русской лексики XVIII века. М.В. Ломоносов выделил три типа слов («три рода речений»): общеславянская лексика; церковно-славянская, понятная всем грамотным людям; лексика восточно-славянская, или собственно русская. Не были включены в число «родов речений» архаичные старославянизмы и русское околожаргонное просторечие. Необходимо отметить, что теория трех штилей включает в себя помимо членения словарного состава языка и речевое применение лексики. Данная теория находит свое отражение и в современном взгляде на стиль, понимаемый как «часть» словарного состава или «участок» языковой структуры.

Позднее проблемы стиля рассматривались Л.В. Щербой, Г.О. Винокуром. Цельная концепция стилей появляется в 50-60–е годы XX века в работах В.В. Виноградова, Б.А. Ларина, М.Н. Кожиной, О.Б. Сиротининой, А.Н.Гвоздева, А.И. Ефимова, Ю.С. Сорокина и других ученых. Общим в этих работах является признание функциональной природы языковых стилей, их связи с функциями языка, ситуациями общения и видами человеческой деятельности.

Функциональный стиль – разновидность литературного языка, в которой язык выступает в той или иной социально значимой сфере общественно-речевой практики людей и особенности которой обусловлены особенностями общения в данной сфере [ЛЭС, с. 567]. Наличие функциональных стилей связывают также с различием функций, выполняемых языком. К внеязыковым стилеобразующим факторам относят формы общественного сознания, социальных отношений, виды производственной и другой деятельности. Важную роль играют и типичные для той или иной сферы автор речи (частое лицо, официальное лицо, государственное учреждение и т.п.), адресат (собеседник, массовая аудитория), тематика общения, целевая установка и др.

Таким образом, функциональные стили проявляются в речи и представляют собой совокупность единиц различных языковых уровней и различной стилистической окраски, обслуживающих данную сферу общения.

Характеристика функциональных стилей строится на основе экстралингвистических (сфера и задачи общения и т.д.) и собственно лингвистических (стилистическая дифференциация языковых единиц) факторов.

Классификация функциональных стилей

Разные подходы в классификации функциональных стилей объясняются тем, что одни ученые выделяют стили, опираясь на функции языка, другие – на сферу употребления.

В отечественном языкознании одна из первых попыток выделения стилей на основании языковых функций была сделана А.М. Пешковским, который противопоставлял «основной цели всякого говорения – сообщения мысли» добавочные, т.е. «воздействие на воображение слушателя и возбуждения в нем эстетических переживаний (художественная речь), воздействие на волю его (ораторская речь, рекламная речь), облегчение ему понимания сказанного (лекторская речь, популяризация)» [Цит. по: Барлас, с. 44-45] и т.д.

Классификацию функциональных стилей на основе сферы употребления языка предложила М.Н. Кожина. Данная классификация построена на основе трех групп стилеобразующих факторов:

1. Экстралингвистические факторы (форма общественного сознания и соответствующий вид деятельности – наука, искусство, право и т.д.; сюда входит и специфический характер (тип) мышления – отвлеченно-обобщенный или конкретный, а также форма отражения – научное понятие, художественный образ, правовая норма и т.д.) в целом определяют тематику и содержание речевых высказываний, а также состав языковых средств (особенно лексических) функционального стиля.

2. Объективные стилеобразующие факторы (форма проявления языка (устная, письменная), вид речи (монологическая, диалогическая), способ коммуникации (массовая, личная), жанр речи (в широком смысле: очерк, рассказ, повесть, монография, учебник, научная статья, лекция, диспут, собрание и т.д.), вид науки, способ изложения (описательный, повествовательный, рассуждающий, полемически-критический)) определяют разновидности стиля, подстили.

3. «Ситуативно-общественные» факторы (тон речи – высокий, торжественный или сниженный; ориентация на слушателя, аудиторию; вид речевого акта – двусторонний или односторонний).

Помимо названных факторов можно отметить следующие: выражение авторской позиции (степень объективности или субъективности изложения), проявление авторской индивидуальности.

Все указанные факторы оказывают влияние на характер речи, но их воздействие на формирование стиля неодинаково. Наиболее значимы в плане стилеобразования форма общественного сознания и соответствующий вид деятельности. Эти факторы определяют наиболее типизированные, социально и лингвистически значимые сферы общения, которые становятся основой классификации функциональных стилей.

В современном русском языке выделяются следующие функциональные стили: научный, официально-деловой, публицистический, разговорная речь; особое положение в системе стилей занимает язык художественной литературы.

Системность каждого стиля заключается в том, что языковые единицы разных уровней взаимосвязаны на основе единой цели – обслуживания определенной сферы общения.

Вопрос о положении художественного стиля среди других функциональных стилей решается неоднозначно. Статус языка художественной литературы вызывает споры. Некоторые ученые считают его функциональным стилем (Р.А. Будагов, М.Н. Кожина и др.), другие видят в нем особое явление, отмечая, что он соотносится с национальным языком, включая территориальные и социальные диалекты (см. Приложение Б).

Необходимо отметить, что в языковой действительности функциональные стили взаимодействуют, границы между ними подвижны, элементы одного стиля могут проникать в другой, появляются переходные жанры. Однако, как правило, в тексте, являющемся результатом взаимодействия стилей, один стиль выступает главным, а некоторые особенности других проявляются на его фоне. Всякий текст создается в соответствии с функционально-стилевыми нормами конкретного стиля, но при этом в нем могут отмечаться черты, нетипичные для стиля в целом.

О тесной связи культуры речи и умения пользоваться функциональными стилями пишет Б.Н. Головин: «Одной из задач науки о речевой культуре становится понимание и описание воздействий стилей языка и стилей речи на коммуникативные ее качества» [Головин, с. 265]. Связь между коммуникативными качествами речи и стилями языка представлена им в виде матричной таблицы, дающей ответы на вопросы: «Поддерживает ли стиль коммуникативное качество?» и «Нуждается ли коммуникативное качество в стиле?».

 

Таблица 1

Стили языка Коммуникативные качества речи
Правильность Точность Логичность Чистота Выразитель-ность Богатство   Уместность
               
Художественный Да Да Да Да Да Да Да
Научный   Да Да Да Да Не очень Нет Да
Деловой   Да Да Да Да Нет Нет Не очень
Публицистический   Да Да Да Да Да Не очень Не очень
Разговорно-бытовой   Не очень Не очень Не очень Не очень Да Не очень Не очень

 

Вопросы и задания по теме

1. Что такое функциональный стиль? Перечислите функциональные стили, выделяемые в современном русском литературном языке.

2. Как создается единство стиля? В чем заключается отличие одного стиля от другого?

3. Какое место в системе функциональных стилей современного русского литературного языка занимают просторечие, жаргоны, диалекты, профессиональные языки? При ответе обратитесь к функциональной структуре общенародного (национального) языка, представленной в таблице 2 (таблица дается по: Мечковская, с. 33).

 

Таблица 2

Общенародный язык   Литературный (нормированный) язык Кодифицированный литературный язык Официально-деловые стили Научно-технические стили Язык художественной литературы
Язык радио, телевидения, газет
    Устная публичная речь
Некодифици-рованная речь   Разговорная речь
Нелитератур-ные формы существования языка Просторечие Молодежное арго, сленг
Территориаль-ные диалекты Профессиональное просторечие, социальное арго

 

4. По таблице 2 охарактеризуйте иерархию всех форм существования общенародного языка; рассмотрите оппозицию литературного языка и ненормативных разновидностей речи; место разговорной речи, границы ее норм; место научного и официально-делового стиля по отношению к разговорной речи; объясните расположение на схеме языка художественной литературы параллельно пространству общенародного языка.

5. Приведите примеры текстов переходных жанров, возникших в результате взаимодействия функциональных стилей. Отметьте, какой стиль выступает главным в тексте, и укажите черты тех стилей, которые проявляются на его фоне.

6. Составьте диалоги на одну и ту же тему: 1) в официальной обстановке, 2) в неофициальной обстановке.

7. Какие из приведенных слов являются стилистически окрашенными, а какие стилистически нейтральными? Проверьте по толковому словарю. Составьте с этими словами предложения:

Ладный, набег, обмозговать, поистине, ренегат, харизматический, синтаксис, реостат, сила, великолепный, всуе, зиждитель, птерозавр, собрат, стерильный, терраса, удобопонятный, урбанизм.

8. Подберите к приведенным ниже словам синонимы иной стилистической окраски:

Даром, декларация, жульничать, интерпретатор, клан, конфликт, линючий, муторный, насупиться, криминальный, обшарить, шаромыга, эквивалент, кинуть.

9. Прочитайте отрывок из Правил Дорожного Движения 2011г. Передайте содержание средствами разговорной речи. Использование каких слов и выражений необходимо? Какие из них не имеют разговорных синонимов?

Обязанности пешеходов.

Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии по обочинам. Пешеходы, переводящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движения по тротуарам или обочинам создают помехи для других пешеходов.

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой – по внешнему краю проезжей части).

Вне населенных пунктов при движении по проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.

10. Составьте текст на одну и ту же тему в научном и разговорном стиле; публицистическом и официально-деловом; научном и художественном. Темы: Осень. Посвящение в студенты ЮРГУЭС. Современные средства коммуникации. Автобиография. Донская степь.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 4687; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.