Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Родного акцента вблизи жилища придает дому своеобразие, а панораме улицы— дополнитель­ную силуэтную и пластическую выразительность




Функциональный аспект использования лан­дшафтного дизайна в контактной зоне города заключается в определении технологии про­странства, компенсации максимальных нагру­зок с помощью наиболее устойчивых компо­нентов ландшафта и обеспечении качеств сре­ды, необходимых для осуществления конкрет­ного вида деятельности человека.

Ландшафтное обустройство открытых про­странств имеет особый смысл в условиях за­метного социального расслоения, приобрета­ющего в периферийных зонах крупного го­рода зримые очертания в виде качественного различия типов застройки. Традиционные фун­кции организации отдыха для менее обеспе­ченных социальных слоев определяют необхо­димость поиска компромиссного решения, при котором минимальными средствами должна быть создана среда, отвечающая потребнос­тям в рекреации значительных по численности групп населения. Устойчивость по отношению к массовому вандализму обретает особый смысл при решении вопросов ландшафтного


дизайна. Отмечено, что чем менее организо­вано поддержание мест отдыха в природном окружении, тем разрушительнее становится последующее воздействие. Начавшиеся разру­шения отдельных компонентов среды, как пра­вило, приводят к агрессивному использова­нию остатков благоустройства. В связи с этим задачей ландшафтного дизайна становится поиск компонентов искусственной среды, которые могли бы выполнять "амортизирую­щую" роль, сокращая тем самым нагрузку на природную среду.

К числу возможных вариантов решения та­кой задачи, обеспечивающих сокращение по­требления природных ресурсов, относится со­здание устойчивых к долговременному воздей­ствию типов покрытий с использованием ка­менных и древесных материалов на подходах к основным местам отдыха в природном окру­жении.

Целям регулирования воздействия потоков людей от застройки в периферийной части го­рода к прилегающим территориям может спо­собствовать отказ от существующей практики возведения многоэтажных протяженных жи­лых зданий, превращающихся в "барьер" на границе с природным окружением. Рассмот­рение в качестве альтернативного варианта приемов застройки типа "городская вилла" (односскционные жилые здания средней этаж­ности) или точечных многоэтажных зданий свидетельствует о гораздо более широких воз­можностях интегрирования их в окружаю­щую природу.


Неизбежным сопровождением жилой заст­ройки выступает растущая потребность в мес­тах для автостоянок, что приводит в перифе­рийных зонах к неоправданной экспансии ав­томобилей, занимающих все большие площа­ди. Заполнение гаражами-боксами обширных территорий становится все более разрушитель­ным для пригородного ландшафта, ставя пе­ред градостроителями и ландшафтными архи­текторами задачу предотвращения визуально­го загромождения транспортными средствами природного окружения. В поисках решения этой проблемы могут быть полезны приемы ланд­шафтной организации периферийных терри­торий, сочетающие функциональное содержа­ние с положительными эстетическими каче­ствами пространства для автомобилей. Одним из примеров подобного решения является про­ект ландшафтного оформления территории в северной части района Сент-Жак-дс-ла Ланд в Ренне (Франция) [61]. Следуя особенностям градостроительной ситуации, в которой рас­ходящиеся направления вылетных дорог созда­ют своего рода "воронку" с расширением в сторону природного окружения, проектиров­щиками с участием ландшафтного архитекто­ра была предложена веерная конфигурация посадок деревьев, разграничивающих паркинг, и выходящих за контур дороги в виде лучей различной длины. Согласованность геометрии планировочных осей нового района и элемен­тов природного каркаса, выбор переменного масштаба открытых пространств и удачное включение фрагмента окружающей природы



Непосредственная связь города с внешним зеленым поясом позволяет рассматривать мно­гие участки ландшафта в контактной зоне в качестве средства достижения индивидуально­го облика среды, ее композиционного разно­образия за счет выявления природных особен­ностей ближайшего городского окружения. Учет характера пригородных процессов и согласо­ванность степени изменения ландшафта с ре­альными возможностями участков на пороге города отвечают интересам поддержания ус­тойчивости среды.

Одним из примеров превращения неудоб­ных территорий со сложным гидрологическим режимом в компонент городского ландшафта с позитивным содержанием является созда­ние парка "Бальзак" в долине реки Майн в Анже (Франция). Обширная территория вдоль реки, глубоко входящая в контур города, дол­гое время оставалась малоосвоенной из-за пе­риодического затопления с подъемом уровня воды на 2-3 метра. В то же время, удобное расположение участка по отношению к квар­талам современной застройки делало доста­точно актуальным поиск решения, при кото­ром территория могла бы более эффективно использоваться в рекреационных целях и об­рести черты организованного ландшафта без нарушения экологического равновесия, в пер­вую очередь, за счет сохранения динамично­го водного режима.

Выбор ландшафтного решения был сделан на основе разделения всей территории на не­сколько контрастных зон, в частности, зон с преобладанием открытых пространств регуляр-


ного очертания и массивов деревьев живопис­ной конфигурации. Понижение уровня грун­товых вод в регулярной части парка за счет устройства системы каналов позволило сделать эту территорию доступной на протяжении боль­шей части года и создать здесь композицию ландшафта с модульной структурой и преоб­ладанием природных элементов — луговых трав и цветов, деревьев, кустарников. Особеннос­тью организации территории парка является отказ от строительства каких-либо сооруже­ний, препятствующих ее периодическому за­топлению. Учет возможностей саморегулирова­ния природной основы ландшафта заключался в подборе видов растительности, способных безболезненно переносить подъем воды на не­сколько метров с последующим восстановле­нием своих исходных качеств.

Включение в городской контекст фрагмен­тов среды, обладающих устойчивостью во вре­мени за счет сохранения природных процессов и создания условий для самовосстановления естественных компонентов, имеет большое зна­чение для стабилизации ландшафта. Поиск ха­рактерной формы плана и колористики по­добных фрагментов позволяет решить и мно­гие вопросы формирования эстетического об­лика города.

Опыт преобразования неудобных террито­рий с формированием нового качества их при­родной основы может быть полезен для пери­ферийных зон крупных городов, где целям поддержания экологической устойчивости го­родского окружения могут соответствовать ра-



боты по оформлению ландшафта с минималь­ным включением искусственных компонентов.

Возвращение к ценностям природы, при­знание их приоритета над бездумным преобра­зованием среды с непредсказуемыми послед­ствиями составили в начале 70-х годов нашего столетия главный смысл экологического на­правления в ландшафтной архитектуре. В сво­ей программной книге "Дизайн с Природой" (Оещп мШ №1иге) профессор Пенсильванс­кого университета (США) Ян Мак Хааг про­возгласил лозунг "проектировать с природой" в качестве направления наиболее рациональ­ного преобразования ландшафта.

Начиная с уровня ландшафтного планиро­вания окружающих город территорий, данный подход позволяет влиять на качества город­ского пространства преимущественно за счет рационального использования возможностей природы. Проектировать совместно с приро­дой означает, в первую очередь, признание объективной ценности существующего ланд­шафта с поэтапным включением новых эле­ментов, не наносящих ущерба современному состоянию среды.

Обращаясь к проблемам городского окру­жения, приходится констатировать все более сокращающиеся возможности поддержания экологической устойчивости среды преимуще­ственно за счет использования существующе­го природного потенциала территории. В связи с этим представляет особый интерес опыт лан­дшафтной организации преобразованных вне-


городских пространств, оказывающих влияние как на отдельные климатические характерис­тики городской среды, так и на решение ряда вопросов по обеспечению местами отдыха жи­телей периферийных районов города.

На примере современной практики Герма­нии можно видеть, как в рамках националь­ной "Повестки XXI" предполагается осуще­ствить продуманное ландшафтное планирова­ние селитебных территорий и открытых про­странств в новом районе "Мюнхен - Рим". Особенностью реализуемого проекта является размещение будущей застройки и нового пар­ка на территории бывшего военного аэродро­ма в семи километрах восточнее центра Мюн­хена [82]. Экологическая направленность тако­го преобразования освободившейся территории заключается в увеличении ее природного по­тенциала путем организации озелененных про­странств различного назначения, обеспечива­ющих регулирование микроклимата среды.

Создание системы массивов растительнос­ти, линейных посадок в виде зеленых экра­нов, отдельных деревьев и групп растительно­сти подчинено направлению преобладающих ветров и должно обеспечивать необходимое проветривание жилой застройки. В то же вре­мя, в композиции высокой растительности раскрывается главная идея авторов проекта парка (ландш. арх. Жиль Векслард, Лауренс Вачеро) — выразить состояние движения в пространстве независимо от направления пе­ремещения в нем. Отсюда появление в плани-



ровке парка свободных линий прогулочных дорог и диагональное смещение контуров дре­весных массивов.

В пространственной организации парка "Мюнхен - Рим" достаточно убедительно про­демонстрирован новый подход к формирова­нию городского природного окружения, в ко­тором взаимодействие экологического и эсте­тического аспектов должно способствовать по­вышению качеств среды. Обращение к свобод­ной геометрии планировочного каркаса и очер­таний растительности выделяет этот парк из многих ему подобных, предлагая по-новому взглянуть на использование дизайна при вы­боре оптимальной формы компонентов при­роды, отвечающей заданной функции про­странства.

Выбор свободной конфигурации открытых пространств в проекте парка "Мюнхен - Рим" обусловлен также соображениями многовари­антного функционального использования тер­ритории, в частности, для создания развитой сети велосипедных и пешеходных маршрутов в природном окружении.

Приведенные примеры использования лан-дшафтно-экологического подхода к формиро­ванию открытых пространств на границе го­рода свидетельствуют о том, что по мере раз­вития городских территорий все больше воз­никает необходимость в изменении отноше­ния к преобразованию неудобных или пусту­ющих участков для увеличения их природного потенциала. При этом функциональные и эко­логические соображения обычно трудно отде­лимы от эстетических.


Аспект эстетический в ландшафтной орга­низации периферийной части города во мно­гом связан с непосредственно воспринимае­мыми качествами пространств — их разнооб­разием, выразительностью, особым цветовым решением и т.д. В отличие от экологических, не обладающих, как правило, эффектным вне­шним проявлением качеств, эстетические ха­рактеристики пространства имеют прямое от­ношение к понятию визуального комфорта.

Общеизвестна определенная агрессивность но отношению к окружающим пространствам многоэтажной монотонной застройки. Ее ви­зуальное воздействие на городское окру­жение может обнаруживаться на расстоя­нии 12-17 км [59]. Не менее активно про­является во внешних панорамах города про­мышленная застройка, внося зачастую за­метный диссонанс в природное окружение. Экранирование многоплановыми массивами растительности частично снимает остроту проблемы визуального взаимодействия кон­трастных компонентов ландшафта.

Однако современная практика ландшафт­ного дизайна все чаще предлагает решения из­вестных проблем за счет пересмотра не только приемов размещения растительности, но и ис­пользования в качестве объекта проектирова­ния поверхности земли как одного из ком­пенсирующих элементов ландшафта. Примене­ние подобных решений позволяет изменять глу­бину восприятия пространства путем органи­зации многоплановой композиции, в которой визуальное разграничение панорам группами



деревьев дополняется графическим оформле­нием уровня земли.

Промышленные объекты, размещаемые в периферийной части города, могут быть ин­тегрированы в природное окружение с исполь­зованием разграничивающих экранов из дере­вьев и кустарников с различной степенью "про­зрачности" и эстетической выразительности.

Сочетание изолирующих посадок раститель­ности с формированием направлений преиму­щественного раскрытия через нетрадиционно оформленное пространство буферного парка со­ставляет основную идею ландшафтной орга­низации территории вокруг производственных корпусов фирмы "Браун АГ" (Вгаип АО) в Мелсунгене (Германия) [63]. Детальная разра­ботка фрагментов ландшафта, обращенных к транзитной дороге, позволяет создать вдоль внешнего контура участка динамичную ком­позицию, рассчитанную на восприятие при подъезде к объекту. Приближение к изогнутой линии дороги необычных компонентов при­роды в виде модулей высокой растительности усиливается графической и тональной прора­боткой их эллиптической формы плана за счет заполнения контуров земли вокруг посажен­ных деревьев засыпкой из каменной крошки. Преобладание плавных линий в очертаниях подъездных дорог, берегового контура водо­ема и эллиптических модулях растительности придает окружению здания композиционную целостность и способствует формированию лан­дшафта с определенной индивидуальностью.


Приведенный пример свидетельствует о су­ществующих резервах в использовании ланд­шафтного дизайна в небольших по размерам, но ответственных в композиционном отноше­нии пространствах. Нетрадиционная трактовка групп высокой растительности, поддержанная разработкой поверхности земли, при очевид­ной искусственности формообразования оста­ется органичной природному окружению бла­годаря удачному выбору масштаба пространств и сохранению приоритета естественных ком­понентов ландшафта.

Подобный подход к ландшафтному дизай­ну пространства с созданием островного озе­ленения может быть достаточно эффективен для эстетического оформления многочислен­ных пустующих или нерационально использу­емых участков территорий промышленных предприятий. Выбор характерного рисунка пла­на, в котором формы растительности обрета­ют различные геометрические очертания, ре­шает вопросы частичного визуального разгра­ничения пространства, но в большей степени позволяет достичь разнообразия предзаводских территорий на основе выявления их функций с помощью средств формализованного ланд­шафта. Следуя функциональной логике простран­ства и обозначая в нем приоритетные направ­ления восприятия промышленного объекта, лан­дшафтный дизайн призван изменить существу­ющую практику создания линейных посадок ра­стительности по контуру участков на организа­цию пространственной композиции из деревьев в сочетании с преобразованной поверхностью



земли. Совершенствование эстетики буферных пространств в периферийной части города за счет выбора более современных приемов раз­мещения растительности и обработки рельефа составляет область ландшафтного дизайна, где необходимость экспериментирования становит­ся все более актуальной.

Среди процессов, оказывающих возраста­ющее влияние на состояние устойчивости сре­ды в ближайшем окружении города и опреде­ляющих эстетические качества городской пе­риферии, развитие индивидуального стро­ительства обладает наибольшей противоречи­востью. В числе проблем, заметно проявив­шихся в практике застройки пригородных зон крупных городов, отмечается функциональ­ная и композиционная раздробленность осва­иваемых участков, нивелирование природной основы ландшафта и значительное отставание работ по ландшафтной организации террито­рии от создания самой застройки. Конечно, имеются различия в выборе приемов застрой­ки, связанные с характером природных усло­вий в разных районах, например, в южном и северном направлениях от Санкт-Петербурга. Не подлежит сомнению, что размещение ма­лоэтажной застройки вблизи водоемов или со­храняемых лесных массивов уже обеспечивает индивидуальность отдельных участков возво­димых домов.

Однако, если оценить содержание прово­димых одновременно с застройкой ландшафт­ных преобразований с точки зрения достиже­ния индивидуальности каждого участка, в осо­бенности там, где отсутствует ключевая при-


родная составляющая ландшафта, приходится констатировать преобладание пассивного отно­шения к формированию положительных ка­честв среды, в первую очередь, ее эстетичес­кой выразительности. По-видимому, продол­жительное отсутствие социального заказа на организацию ландшафта индивидуального уча­стка с качественно иной характеристикой сре­ды составляет одну из причин существующей инерции в оформлении дома и его окружения как единого целого.

Обращение к опыту зарубежных стран в об­ласти ландшафтного дизайна индивидуально­го жилого пространства может быть полезным для поиска средств совершенствования его эстетики. Бесспорный приоритет обеспечения комфорта жилища заключается в том, что пре­образованное природное окружение каждого из домов должно составлять логическое продол­жение жилого пространства, а выбор природ­ных материалов в его оформлении должен в одинаковой мере отвечать функции каждого фрагмента участка и обеспечивать его вырази­тельность.

Фактор отчужденности, оторванности от прилегающего участка, проявляется наиболее часто не только в безразличных к окружению, холодно рациональных архитектурных формах жилого дома, но и в отсутствии "встречного движения" природных элементов.

Современный ландшафтный дизайн инди­видуального жилища активно обращается к ха­рактерной форме и колористике растительно­сти вблизи дома как средствам достижения его узнаваемости. Наличие легко "читаемого" при-



 


Содержанием дизайна в этом случае становит­ся выбор наиболее выгодного в композицион­ном отношении, хорошо обозреваемого снару­жи места на участке и нестандартной формы растительности, невольно закрепляющей зри­тельный образ пространства.

Но можно ли преодолеть существующие на многих пригородных территориях монотонность и однообразие застройки лишь за счет измене­ния подхода к размещению растительности? В чем проявляются возможности ландшафтного дизайна применительно к качественному об­новлению всей системы пространств, окружа­ющих индивидуальное жилище?

Декоративная тенденция, все еще превали­рующая в организации индивидуального уча­стка, нередко приводит к нагромождению яр­ких по колористике и хаотичных по размеще­нию элементов живой природы. Приоритет ра­циональной организации жилого пространства подсказывает выбор оптимального соотноше­ния между назначением конкретного фрагмен­та территории и средствами его оформления.

Ландшафтный дизайн пространства вокруг дома может способствовать повышению устой­чивости среды, если его основу составляет уве­личение природного потенциала территории и учет характера воздействия человека. Необхо­димость визуального разграничения и пласти­ческого оформления отдельных фрагментов участка проявляется в создании дополнитель­ных посадок растительности и использовании


рельефного профилирования поверхности зем­ли. Если подобные преобразования осуществ­ляются с определенным композиционно-про­странственным смыслом, то среда обретает чер­ты индивидуальности.

Оформление поверхности земли в виде объемных композиций, основанных на узна­ваемости характерной геометрии контурных линий подпорных стенок и цветовых пятен, позволяет отойти от стандартного набора эле­ментов дизайна в виде альпийских горок и каменных каскадов.

В числе элементов природы, способных вне­сти дополнительное разнообразие в облик сре­ды, могут быть рассмотрены различные виды зеленых оград в сочетании с ритмом верти­кальных акцентов — деревьев с характерной формой кроны и силуэтных доминант как из отдельных высоких деревьев, так и рядовых посадок.

Выявление визуальных кодов пространства за счет разумной степени формализации ком­понентов ландшафта имеет особое значение в применении средств дизайна для достижения ха­рактерных эстетических качеств застройки в природном окружении. Воздействие на эмоцио­нальное состояние человека и обращение к зри­тельным ассоциациям составляет главное со­держание в выборе средств ландшафтного ди­зайна. При этом становится все более очевид­ным, что с сокращением числа элементов ком­позиции пространства его эстетические каче­ства отнюдь не понижаются, а роль каждого элемента значительно возрастает.



Основой достижения художественной вы­разительности индивидуального жилого про­странства является грамотный выбор и удач­ное материальное выражение смысловых ак­центов, доминант и композиционных осей, от восприятия которых у человека возникает ощу­щение масштабности и гармонии окружающей среды. Создание образа пространства средства­ми природы позволяет превратить традицион­ный аморфный ландшафт территорий мало­этажной застройки в узнаваемый и запомина­емый ландшафт с эмоционально-художествен­ным содержанием. Следование определенному сюжету с постепенным раскрытием несколь­ких планов, предсказуемостью и внезапнос­тью каждой из картин, вносит в облик жи­лой среды особое содержание, отражающееся на состоянии человека. Отказ от подчеркнутой декоративности ландшафта позволяет "разгру­зить" пространство вокруг индивидуального жи­лища от нагромождения деревьев, кустарников и цветов, предоставляя возможность макси­мально включить свободные участки с газон­ным покрытием в качестве столь необходимых пауз между композиционными акцентами.

Повышение эстетических качеств среды на границе города и его природного окружения превращается, таким образом, в процесс вы­явления исходного своеобразия каждого из участков с внесением необходимого миниму­ма элементов, усиливающих эмоциональное воздействие природной основы ландшафта. Подобная пластическая разработка простран­ства, сочетающая в себе поддержание природы и создание компенсирующих фрагментов сре­ды, в конечном счете, отвечает задачам повы­шения устойчивости ландшафта, предотвраще-





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 449; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.