Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие социальной структуры




Социальные процессы развертываются под влиянием как внутренних, так и внешних факторов. Общие закономерности процессов обусловлены законами развития личности, а также законами развития структуры и организации групп.

Принято выделять пять стадий протекания типичного социального процесса: зарождение, положительная динамика, кризис, отрицательная динамика, депрессия.

В самом общем плане, в зависимости от отношения к качественному состоянию объекта процессы можно дифференцировать на процессы воспроизводства (функционирования), которые направлены на поддержание существующих отношений, и процессы развития, которые направлены на качественное изменение отношений.

В зависимости от интенсивности изменений качественного состояния объекта процессы делят на эволюционные и революционные;

По роли в обществе функций объекта – на функциональные и дисфункциональные.

По направленности качественного состояния объекта различают процессы прогрессивные и регрессивные. Граница между ними проводится на основе следующих объективных показателей: уровень развития производительных сил, уровень жизненного стандарта и его относительное выравнивание, средняя продолжительность жизни, объем политических и гражданских прав и свобод.

В исследовательском поле большинства социологических концепций находятся проблемы развития общества. Согласно одним теориям, общественное развитие не подвержено определенным закономерностям. А если и существуют некоторые закономерности, то они относятся не к обществу в целом, а лишь к отдельным его частям. В других теориях утверждается, что общие закономерности развития общества существуют и могут быть открыты. Однако многие из этих теорий формулировали общие законы движения, которые не убедительно объясняли закономерности общественного развития, содержали в себе то или иное представление о возможности влияния на него человека. Следует признать, что изучать движение общества гораздо труднее, чем общественную структуру. Трудности при изучении общества кроются в том, что помимо категорий общественной структуры, необходимо знать и использовать более широкий объем понятий. Само движение общества можно рассматривать с точки зрения различных исследовательских стратегий.

Исследование общественного движения на макроуровне предполагает рассмотрение в качестве его носителей социальные группы, слои, а также глобальное общество в целом.

Исследование общественного движения на микроуровне предполагает учет в качестве носителей изменений индивидов как членов отдельных социальных групп. Однако различие движения на макро- и микроуровнях относительны. Эти уровни взаимосвязаны и обусловливают друг друга. И все же важно обнаружить трансформации, которые происходят на макроуровне в положении социальных групп, в отличие от изменения положения индивидов, составляющих эти группы.

При рассмотрении общества как системы, мы подчеркивали, что общество структурировано. Социальная структура – это оформленная система различий в положении, условиях жизни и способах существования людей. Это также совокупность относительно устойчивых социальных общностей людей, определенного порядка их взаимодействия и отношений.

Необходимо подходить к идее понимания структуры не как статического образования, а как динамического целого. Такой подход способствует созданию теорий структурной организации общества по самым разным критериям. Описание населения как субъекта социологического анализа предполагает его группировку по каким-либо признакам. Проблема выбора этих признаков является очень важной в социальной теории. В социологии существуют различные школы со своими подходами к решению этой проблемы. Для структурирования населения используется метод социальной стратификации.

Необходимость и актуальность анализа проблем социальной структуры населения обусловлена тем, что, во-первых, в ней сфокусированы основные социальные противоречия, присущие обществу на каждом конкретном этапе развития; во-вторых, социальная структура тесно связана с демографической структурой; хотя в науке традиционно социально-классовые и демографические процессы исследуются обособленно, однако в реальной действительности здесь существует самая тесная взаимосвязь: изменения социальной структуры общества оказывают огромное влияние на характер демографических процессов; демографические изменения, в свою очередь, являются природной базой социальной структуры.

Итак, под социальной структурой в основном понимается система социальных групп населения, слоев и классов и их отношения по поводу положения в обществе.

В основе деления населения на классы и социальные группы лежит закон разделения труда. Труд представляет собой сложно организованный общественный процесс, первое и необходимое условие человеческой жизни, является фундаментальной и основной формой человеческой деятельности. Лишь в труде человек раскрывает законы природы и общества, выступает подлинным творцом своих форм общения, создает разнообразный мир культуры.

На ранних этапах жизни общества труд представлял нерасчлененный, синкретичный процесс, но постепенно по мере развития общества он становится все более разнообразным, сложным, многосторонним, совершенным. Происходит так называемое разделение труда, под которым понимается дифференциация и сосуществование различных и вместе с тем связанных между собой видов и форм трудовой деятельности, разделение занятий.

Разделение труда включает два типа разделения форм и видов деятельности: собственно социальное разделение труда и специализацию, которая связана с профессиональным разделением общества, самого труда. В процессе специализации человек имеет дело с различными предметами, применяет разные орудия и приемы труда, что придает его деятельности специфический характер, вызывает разделение общества на профессиональные группы.

Профессиональное разделение труда показывает, что в обществе существуют разные виды труда, которые определили деление людей на различные профессиональные группы, каждая из которых занята постоянно своим видом деятельности. Профессиональное разделение труда является показателем того, что в обществе профессиональное деление закрепляется и социально-экономическими отношениями (например, отношениями собственности, распределения). Разделение труда по профессиям, по роду занятий образует устойчивые общности людей, которые оформляются в профессиональные группы под воздействием ряда факторов: трудового опыта, навыков, определенного круга знаний, использования сходных методов.

Общность трудовых функций, основных принципов, норм профессиональной этики и трудовой деятельности характеризует профессиональные группы в обществе.

Трудовая деятельность включена в определенные социально-экономические условия, связана с той или иной социально-профессиональной группой, локализована, ограничена во времени и пространстве (рабочим местом). Однако само общественное и профессиональное разделение труда – это объективный процесс, который имеет свою логику и свои законы, он не может быть ограничен временными рамками. Профессиональное разделение труда одновременно разделяет и сплачивает людей, изменяет их жизненный мир. Статусы отдельных профессий изменяются под влиянием информационной и технологической революции, социально-экономических условий и зависят как от степени квалификации, так и от общественного мнения. Характер профессии определяется ее содержанием, что связано со спецификой предмета труда, средств, целей труда и конкретных профессиональных требований.

Итак, возникнув на основе разделения труда, социально-классовое деление приобретает известную относительную самостоятельность. Наиболее значимым и распространенным понятием здесь выступает понятие «класс», которое в социологии употребляется для обозначения совокупности людей, обладающих определенными существенными, общественно-значимыми чертами. В Древнем Риме, например, классом называли людей, которые облагались налогом.

В наше время можно встретить самые разные подходы к определению классов. В отечественной социологии до недавнего времени общепринятым было следующее определение классов (на основе марксистской методологии): классы - это большие группы людей, различающихся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают [4].

Активизация социальных сил, обусловленная потребностями модернизации общества, сегодня вывела на первый план такие противоречия, которые далеко не совпадают с нашими традиционными представлениями о социальной действительности, требуют поиска новых подходов к анализу социальной структуры населения и системы неравенства.

Классы – сложные общественные образования. Но выделение их – это только часть проблемы, если даже верно их охарактеризовать. Кроме них в социальной структуре общества выделяется множество социальных слоев и групп, часть которых находится на границе между классами. Именно этой сложностью социальной структуры общества и объясняется введение в научный обиход понятия социальной дифференциации.

Люди в обществе могут быть дифференцированы на основе различных качественных особенностей, например, биологических, интеллектуальных и т. д.. Люди могут отличаться друг от друга ростом или цветом волос, но нет в цивилизованном мире установленной и урегулированной системы неравенства, определяющей, что толстые лучше тонких, и что высокие ростом могут пользоваться большими общественными привилегиями, чем те, кто не очень «вышел ростом».

Социальная дифференциация в отличие, например, от биологической, создает систему социальной иерархии.

Некоторые социальные характеристики могут быть не очень значимыми, а некоторые, например, владение средствами производства, политической властью и т. д. могут быть настолько значимыми, что создают возможность воздействия на других членов общества, на массовое поведение людей.

Система оценок, значимости и возможности действия создает иерархию ценностей и неравенства социальных ролей и позиций. Социальные группы, слои, классы располагаются друг относительно друга выше или ниже в признанной в обществе иерархии.

На основе общественного разделения труда и образа жизни можно выделить территориально-поселенческую структуру общества, которая представляет собой совокупность устойчивых общностей людей, формирующихся на основе социальной неоднородности условий жизнедеятельности в разных территориальных образованиях, и отношений между этими общностями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 749; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.