Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философии науки. № п/п Название тем курса лекции семинары скр всего основные концепции философии н




ЗАНЯТИЕ 1. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОЙ

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

№ п/п Название тем курса Лекции Семинары СКР Всего
  Основные концепции философии науки      
  Картина мира и современная наука        
  Взаимодействие естественно-научной и гуманитарной культуры      
  Научная журналистика, ее роль в популяризации науки      
  Российская наука и средства массовой информации        
  Взаимодействие науки и средств массовой информации в XXI веке        
  Этика науки и этика СМИ        
  Лженаука и современная российская журналистика      
  Роль СМИ в распространении достижений науки и техники (круглый стол)    
  ИТОГО:        

 


 

Компетенции, формируемые на занятии: методологическая (сформировать знание об основных концепциях философии науки, умение использовать их для анализа современной социокультурной реальности, выявить место и роль философии науки в контексте социокультурного знания) и информационная (умение обрабатывать, систематизировать, критически оценивать полученную информацию о понимании науки, научной рациональности и об основных концепциях философии науки).

Вопросы для обсуждения:

1. Наука как генерация нового знания, как социальный институт, как особая сфера культуры.

2. Философия науки в контексте социокультурного знания.

3. Научная рациональность, ее роль в развитии общества.

 

Темы рефератов:

1. Исторические типы научной рациональности.

2. Критический рационализм К. Поппера.

3. Концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса.

4. Концепция исторической динамики науки Т. Куна.

5. Анархистская эпистемология П. Фейерабенда.

Литература:

Основная:

Канке В.А. Общая философия науки. Учебное пособие. – М., 2009.

Микешина Л.А. Философия науки. – М., 2006.

 

Дополнительная:

Беляев В.А.Проективная философия науки // Философские науки. – 2007. – № 6. – С. 105-126.

Бикбов А.В поисках национальной научной идеи: от научно-технического прогресса – к экономике, основанной на знаниях // Логос. – 2005. – № 6. – С. 117-126.

Горохов В.Г.Философия науки и техники: история науки и техники с философской точки зрения // Актуальные проблемы философии науки. – М., 2007. – С. 105-122.

Илларионов С.В.Из лекций по философии науки // Эпистемология и философия науки. – 2006. – № 3. – С. 189-220.

Капица Ф. «Триумф» российской науки // В мире науки. – 2005. – № 2. – С.16-17.

Касавин И. Т. Философия науки: несчастная дочь, счастливая падчерица? // Эпистемология и философия науки. – 2006. – № 3. – С. 5-14.

Мареев С. Начало и конец «философии науки» // Свободная мысль. – 2006. – № 4. – С. 192-208.

Огурцов А. Наука и философия науки в современном обществе // Высшее образование в России. – 2008. – № 5. – С. 150-163.

Порус В. Философия науки: современные интерпретации. Высшее образование в России. – 2006. – № 5. – С. 128-143.

Электронные ресурсы:

http://www.inauka.ru – Портал «Известия науки – Российская наука и СМИ»

http://www.nauchnik.ru – Клуб научных журналистов

http://www.nauka-filosofia.info/p2aa1.html – Портал «Философские концепции науки»

Задания для контроля владения компетенциями:

1. На основе изученного материала, заполните таблицу «Основные подходы к исследованию науки»:

 

№ п/п Подход к исследованию науки Сущность подхода Представители подхода, их концепции
1. Логико-эпистемологический    
2. Позитивистский    
3. Постпозитивистский    
4. Постмодернистский    
5. Социологический    
6. Культурологический    

2. Заполните таблицу «Глобальные научные революции и смена исторических типов научной рациональности»:

 

Глобальные научные революции Ученые, их открытия Исторические типы научной рациональности Характеристика типов научной рациональности
I     классический  
II  
III   неклассический  
IV   постнеклассический  

 

3. Учитывая связи между знаниями об объекте, характером средств и операций деятельности, определите какой из исторических типов характеризуют следующие схемы:

 

а)

 

б)

 

 

в)

 

4. Прокомментируйте следующие высказывания ученых и философов. Выскажите свою точку зрения по заявленным проблемам:

– «Каждая наука определена методом и предметом. Каждая являет собой перспективу видения мира, ни одна не постигает мир как таковой, каждая охватывает сегмент действительности, но не действительность, – быть может, одну сторону действительности, но не действительность в целом» (Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1994. С. 102-103);

– «Наиболее интересным являются те факты, которые могут служить свою службу многократно, которые могут повторяться (Пуанкаре А. О науке. – М., 1983. С. 289);

– «Смотрю ли я с оптимизмом на будущее науки? Оптимисты, пессимисты – трудно сказать, кто мы, потому что наук принесли людям и много хорошего, и вместе с тем – атомные бомбы, ракеты и другие виды оружия, которые представляют угрозу человечеству. В современной международной обстановке эти научные достижения представляют большую опасность. Катастрофы не должно быть, ибо она принесет гибель всему нашему миру. Чтобы этого не случилось, нужно взаимопонимание. Между коллегами, народами, государствами. Между наукой и обществом. Ученый обязан оценивать вред и пользу, которые его наука способна принести человечеству» (Альвен Х. Оптимисты, пессимисты – трудно сказать, кто мы // Краткий миг торжества: О том, как делаются научные открытия. – М., 1989. С. 330).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.