Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности Русской философии




 

Русская философия как составная часть русской самобытной культуры развивалась в уникальных социокультурных условиях, определивших своеобразие философской мысли. Что это за условия?

1. Географически наша страна на протяжении всего своего существования находилась на перекрестке западной и восточной цивилизации, испытывая их политическое, экономическое и духовно-идейное влияние и формируясь на основе синтеза традиционной языческой, западноевропейской (византийской) и степной (монгольской) культур. Вследствие этого одной из важнейших тем русской философии, определившей ее специфику, стала тема России, постижения смысла ее существования в истории. С этой темы начиналось становление русской философской мысли, и она оставалась актуальной на всем протяжении ее развития.

2. Российская культура сложилась позже большинства азиатских и европейских цивилизаций и находилась с ними в постоянном контакте. Запоздание в культурном развитии обусловило запоздание формирования отечественной философской традиции: в то время как на западе прошли периоды античности с именами Сократа, Платона и Аристотеля, миновала эпоха Средневековья и сформировались философские концепции Ф.Бэкона, Р. Декарта, российская философия только начинала свое дисциплинарное существование.

3. Находясь на протяжении значительного периода своей истории в положении отстающей и догоняющей, Россия приобрела редкую способность не просто быстро усваивать передовые идеи, но и перерабатывать их, приспосабливать к своей культурной среде. Русские мыслители никогда не допускали полного абсолютного копирования иностранных философских концепций, а с ХIХ века сами начали оказывать серьезное влияние на культуру других народов, создав свой своеобразный тип мышления и восприятия мира, который нельзя однозначно отнести ни к восточному, ни к западному вариантам.

4. Самобытная русская философия в своих новаторских исканиях теснейшим образом была связана с религиозным миросозерцанием, за которым стояли века духовного опыта России. И не просто с религиозным, а именно с православным миросозерцанием. Говоря об этом, историограф русской философии В. В. Зеньковский отмечает, что «русская мысль всегда (и навсегда) осталась связанной со своей религиозной стихией, со своей религиозной почвой»[1].

5. Русь (а затем Россия) всегда была многонациональным и поликультурным социальным организмом, который способствовал образованию особой единой культурной основы своей общей Родины.

6. Для русского общества всегда были характерны большая напряженность, взрывоопасность, конфликтность, связанные с господством власти (самодержавие, авторитарные режимы) и диктатом идеологии (религии, партии), поэтому единственной сферой для развития свободы была духовная сфера, где находили свое воплощение различные теории и идеи.

В то время, когда в университетах Германии свои философские системы свободно излагали И. Кант, В. Шеллинг, Г. Гегель и другие мыслители, в России преподавание философии находилось под строжайшим государственным контролем, не допускавшим никакого философского свободомыслия по чисто политическим мотивам. Власть и церковь тщательно следили за всеми отклонениями от господствующей идеологии и преследовали не только материализм, но часто и идеалистические учение, если они в чем-нибудь расходились с религиозной догматикой. Вплоть до второй половины XIX в. философская проблематика осваивалась в России преимущественно в философско-литературных кружках вне официальных структур просвещения. Отношение государственной власти к философии наглядно выражено в известном высказывании российского министра просвещения конца XIX века князя Ширинского-Шихматова: «польза философии не доказана, а вред возможен».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.