Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Из истории языкознания. Основные этапы развития языкознания




Языкознание как наука. Аспекты и разделы языкознания в системе других наук.

Презентация курсовой работы на защите.

Наличие и глубина выводов и рекомендаций, их теоретическая и практическая значимость.

Композиция курсовой работы.

Выбор методов и разработка методики исследования.

Методологический аппарат (постановка цели и задач исследования, выбор объекта и предмета исследования, формулирование гипотезы).

Обоснование актуальности проблемы исследования.

Параметры оценки курсовых и дипломных работ

5. Содержание теоретической части:

- использование современных научных источников;

- владение основными научными категориями исследования;

- умение анализировать информационные источники и формулировать выводы;

6. Содержание практического исследования:

- умение использовать методы социально-педагогического исследования в соответствии с поставленными задачами;

- умение проводить эмпирическое исследование и социально-педагогическую диагностику;

- умение описывать, анализировать и интерпретировать результаты исследования;

- графическое отражение полученных результатов.

9. Научная активность студента:

- активность и самостоятельность при решении исследовательских задач;

- выступления на студенческих научных конференциях;

- отражение результатов исследования в тезисах конференций и публикациях.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

« Утверждаю»

Зав. кафедрой социальной педагогики

 

_____________________________

В.В. Мартынова

 

 

КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК

подготовки, написания и оформления дипломной работы на тему

 

(наименование темы)

студента ____________________________________________________________

(ф.и.о.)

 

 

№ п/п Содержание работы Сроки выполнения Дата фактического выполнения Дополнит. контрол. сроки, установленные науч. руководителем
Составление плана дипломной работы      
Информационный поиск и составление библиографии      
Изучение и анализ научной литературы      
Разработка программы исследования и составление плана преддипломной практики      
Выполнение исследовательских заданий по преддипломной практике, сбор эмпирических, диагностических и опытно-экспериментальных данных      
Обработка полученных данных и материалов опытно-экспериментальной работы      
Написание разделов и параграфов: 1-й раздел 2-й раздел      
Подготовка и написание “Введения”и «Заключения»      
Оформление рукописи дипломной работы      
Представление дипломной работы на кафедру с отзывом руководителя      
Представление дипломной работы рецензенту      
Предзащита дипломной работы на кафедре      
Подготовка доклада на заседание ГЭК      

 



Студент __________________________________________

Подпись, дата

 

“Согласовано”

Руководитель дипломной работы

__________________________________________________________

ученая степень, звание

 

__________________________________________________________

Ф.И.О., дата

 

Языкознание (или же лингвистика) – наука, изучающая языки, наука, о естественном человеческом языке в целом и обо всех языках мира как индивидуальных его представителях.

Принадлежит к числу общественных наук.

Язык-абстрактная система,выраж. в речи

На свете существует (по различным источникам) 3-5 тысяч языков. Язык является важнейшим средством человеческого общения ; нет и не может быть человеческого общества и народа, которые не имели бы языка.

Языкознание связано с разными науками:

социальными :

· Так, как язык является общественным явлением , то наука о языке связана с рядом общественных наук, прежде всего – социологией. Учение о строении общества, его функционировании , эволюции и его развитии может дать языкознанию многое в связи с тем, как тот или иной язык используется различными социальными объединениями. (профессиональных групп, классами, представителями различных соц. прослоек) , как отражается на языке разделение и объединение социальных общностей, переселение плмен и народов( миграция) или же образование территориально-социальных групп в пределах одного языка (диалекты) или между разными языками (языковые союзы).

· систорией, поскольку история языка является частью истории народа. Данные истории обеспечивают конкретно-историческое рассмотрение изменений языка, данные языкознания являются одним из источников при изучении таких исторических проблем, как происхождение народа, развитие культуры народа и его общества на разных этапах истории, контакты между народами.

· Языкознание с археологией, которая изучает историю по вещественным источникам - орудиям труда, оружию, украшениям, утвари и т. п.

· Языкознание соприкасается тесно с этнографией при изучении диалектного словаря - названий крестьянских построек, утвари и одежды, предметов и орудий сельского хозяйства, ремёсел.

Связь языкознания с этнографией проявляется и при классификации языков и народов, при исследовании отражения в языке народного самосознания. Это направление исследований получило название этнолингвистика. Язык в этом случае рассматривается как выражение представлений народа о мире.

· Языкознание тесно связано с литературоведением. Союз языкознания и литературоведения породил филологию.(люблю слово) На стыке языкознания и литведа находится поэтика

· Языкознание связано также с психологией. Психологическое направление в языкознании изучает мыслительные и другие психологические процессы и их отражение в речи, в категориях языка. В середине 20 века возникла психолингвистика.

Естественными науками:

· теснее всего соприкасается с физиологией. Особенно важным для языкознания является теория Павлова о первой и второй сигнальной системах. Впечатления, ощущения, и представления от окружающей внешней среды как общеприродной, - это "первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными". Вторая сигнальная система связана с абстрактным мышлением, образованием общих понятий. "Слово составило вторую, специально нашу, сигнальную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов".

· антропология. Антропология- наука о происхождении человека и человеческих рас, об изменчивости строения человека во времени и пространстве. Интересы языковедов и антропологов совпадают в двух случаях: во-первых, при классификации рас, во-вторых - при изучении вопроса о происхождении речи.

·

· О связи языкознания с философией. Философия вооружает яз. как впрочем и другие науки, методологией, способствует выработке принципов и методов анализа.

Языкознание делится на общее, частное и прикладное.

Частное языкознаниезанимается изучением отдельных языков . изучает свойства, присущие

1. отдельным языкам (напр., русистика,полонистика ,англистика);

2. группам родственных языков (напр., славистика, тюркология, германистика, романистика);

3. определенным географическим областям (ареалам), где существует ряд разных и часто общих по типу, но не обязательно родственных языков (кавказоведение, балканистика).

Оно может быть описательным(исследующим факты языка в какой-то период его истории) и историческим( изучающим развитие языка на протяжении какого-то отрезка времени).

Общее языкознание – исследует сущность и природу языка, проблему его происхождения и общие законы его развития, его функционирования, а также разрабатывает методы анализа языков. В его задачи входит определение понятий, которыми пользуется языкознание. Оно выявляет черты, свойственные языкам, и устанавливает теорию, которая применима ко всем языкам (или большинству).

Общее языкознание включает в себя сравнительно-историческое, которое изучает историческое прошлое родственных, так и неродственных языков, с целью выявления общих закономерностей языка. В рамках общего языкознания выделяется типологическое языкознание, задачей которого является сопоставление неродственных языков.Типологическое языкознание проводит сопоставления как родственных, так и неродственных языков с целью выявления общих закономерностей языка. Например, выявление языковых универсалий (статические универсалии – для значительного большинства языков и абсолютные универсалии – для всех языков мира). Абсолютные универсалии, например : во всех языках есть деление на гласные и согласные, а также во всех языках существуют собственные имена и так далее.

Прикладное языкознание – специализируется на решении практических задач, связанных с изучением языка, а также на практическом использовании лингвистической теории в других областях; применение лингвистических знаний на практике. (например преподавание языкознания).

- перевод с одного языка на другой

- разработка терминологии

- совершенствование алфавита

Подходы изучения языка:

-диахронический(предполагает изучение фактов языка в их развитии.)

-синхронический(исследования предполагает изучение фактов языка, относящихся к одному и тому же времени.)

Разделы языка:

Язык как система состоит из языковых единиц, которые группируются в уровни.

Строение каждого уровня, отношения единиц между собой являются предметом изучения разделов языкознания:

- фонетика

- морфология

- синтаксис

- лексикология

Фонетика - раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).

Морфология – один из разделов грамматики, изучающий морфемный состав языка, типы морфем, характер их взаимодействия и функционирования.

Синтаксис – раздел грамматики, изучающий закономерности построения предложений и сочетания слов в словосочетании. Синтаксис включает в себя две основные части: учение о словосочетании и учение о предложении.

Морфология + синтаксис (+словообразование)= грамматика. (два относительно самостоятельных раздела объединяются в более общую лингвистическую науку) Грамматика - раздел языкознания, содержащий учение о формах словоизменения, строении слов, видах словосочетаний и типах предложения.

Лексикология – изучает слово и словарный состав языка в целом.

- ономасиология – наука, исследующая процесс названия

- семасиология – значения слов и словосочетаний

- фразеология – изучает устойчивые обороты речи языка

- ономастика – изучает имена собственные в широком смысле слова ( географ.названия, имена и фамилии)

- лексикография – составление словарей

-синонимия –тождественность и близость значений

-антонимия- противоположность значений единиц языка

-фразеология- наука о сложных по составу языковых еденицах, имеющий устойчивый характер- фразеологизмов

Аспекты:

-внешние –зачем нужен язык, функции языка( социолингвистика(из.диаллекты))

-внутренние –устройство языка, структура

-практические –

-сравнительное(близкородственные) и сопоставительное(разные языки) яз-е. компоративистика.

 

Сложность устройства языка.
Он представляет собой систему систем.
1) литературный язык (словари)
2) просторечие
3) территориальные диалекты
4) социальные диалекты (жаргон, профессиональн.)

В заключение нам хотелось бы очертить круг задач, которые должно решить языкознание:

1. Установить природу и сущность языка.

2. Рассмотреть структуру языка.

3. Понимать язык как систему, то есть язык представляет собой не разрозненные факты, не набор слов, это есть целостная система, все члены которой взаимосязаны и взаимообусловлены.

4. Изучать вопросы развития языка в связи с развитием общества;

Как и когда возникли и то и другое;

5. Изучить вопрос возникновения и развития письма;

6. Классифицировать языки, то есть объединить их по принципу их сходства

7. Рассмотреть связь лингвистики с другими науками (историей, психологией, логикой, литературоведением, математикой).

 

История лингвистических учений может быть рассмотрена с учётом периодизации, которая отражает наиболее важные вехи на пути совершенствования знаний о языке. Языкознание в своем развитии прошло пять этапов и переживает сейчас очередной этап, шестой:

 

I. Начальный этап (VI в. до н.э. — XVIII в.). В это время были сформулированы важнейшие проблемы языкознания, заложены основы лингвистической терминологии, накоплен огромный фактический материал по изучению самых разных языков мира.

 

П. Возникновение сравнительно-исторического языкознания и философии языка (конец XVIII — начало XIX в.). На этом этапе языкознание определило свой объект и свой предмет исследования, выработало специальный метод анализа языкового материала и выделилось в самостоятельную науку.

 

III. Расцвет сравнительно-исторического языкознания, отражённый в деятельности натуралистического, логико-грамматического и психологического направлений в лингвистике XIX в.

 

IV. Неограмматизм и социология языка (конец XIX — начало XX в.), отмеченный критикой сравнительно-исторического метода. Данный этап можно считать кризисным, подготовившим почву для формирования структурального метода в мировом языкознании.

 

V. Структурализм (20 век) В этот период все структуральные школы на разных континентах достигают значительных успехов при изучении языка в его синхронном состоянии как системного явления.

 

VI. Современное языкознание (1970-е гг. — наши дни). Большинство лингвистических школ конца XX — начала XXI в., критикуя структурализм за формальный подход к языку, за игнорирование человеческого фактора, за сужение предмета языкознания, строит свои теории, основываясь на принципе антропоцентризма, и расширяет границы лингвистических исследований за счёт интеграции с другими науками (психологией, социологией, философией, этнографией, культурологией, информатикой и др.).





Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1751; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.162.136.26
Генерация страницы за: 0.101 сек.