КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы. Повторить стадии и механизмы лейкопоэза, функциональную роль лейкоцитов в организмеЗ а н я т и е № 3. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЛЕЙКОЦИТОВ. ЛЕЙКОЦИТОЗЫ. ЛЕЙКОПЕНИИ. Цель занятия: Повторить стадии и механизмы лейкопоэза, функциональную роль лейкоцитов в организме. Изучить основные причины и механизмы лейкоцитозов и лейкопений. Задачи занятия – студент должен: З н а т ь: - стадии созревания и функции различных видов лейкоцитов; - лейкоцитарную формулу периферической крови взрослого и детского организма, причины ее нарушений; - этиология, механизмы развития и классификацию лейкоцитозов; - причины, виды, механизмы развития и последствия лейкопений. У м е т ь: - подсчитать лейкоцитарную формулу в мазке крови; - дать заключение лейкоцитарной формулы; - оценить вид ядерного сдвига в лейкоцитарной формуле; - подсчитать индекс ядерного сдвига и интерпретировать полученные результаты. О з н а к о м и т ь с я: - с качественными изменениями лейкоцитов при лейкоцитозах и лейкопениях. 1. Стадии развития лейкоцитов. Характеристика изменений, происходящих при их созревании. 2. Функции отдельных видов лейкоцитов. Лейкоцитарная формула крови взрослого и детского организма, причины ее нарушений и клиническое значение подсчета лейкоцитарной формулы. 3. Понятие об ядерных сдвигах. Виды. Клиническое значение подсчета индекса ядерного сдвига. 4. Лейкоцитозы. Виды, причины и механизмы их возникновения нейтрофильного, эозинофильного, лимфоцитарного и др. лейкоцитозов. Качественные изменения лейкоцитов. 5. Лейкопении. Виды, причины, механизмы развития и последствия. 6. Агранулоцитоз. Причины, клиническое значение.
СТАДИИ ЛЕЙКОПОЭЗА Лейкопоэз – процесс созревания лейкоцитов, является частью гемопоэза. Согласно «иерархической» модели гемопоэза (см. приложение 1) лейкопоэз начинается в костном мозге со стволовой клетки (I класс), которая способна к неограниченному самоподдержанию и может дать начало для процесса созревания любой клетки периферической крови (полипотентная клетка). Под влиянием гемопоэтических факторов роста (колониестимулирующих факторов, интерлейкин-3, -6, -7, гранулоцитарно-макрофагальный колониестимулирующий фактор) деление стволовой клетки может привести к образованию частично детерминированных клеток-предшественников миелопоэза (КОЕ-ГЭММ) или лимфопоэза (II класс). Клетки II класса образуют унипотентные клетки-предшественники, или колониеобразующие клетки (III класс), которые дифференцируются в строго определенном направлении: гранулоцитопоэз (КОЕ-Гн, КОЕ-Ба, КОЕ-Эо), моноцитопоэз (КОЕ-М), В-лимфопоэз (КОЕ-В), Т-лимфопоэз (КОЕ-Т). Клетки I, II и III класса морфологически недифференцируемы, выглядят как малые темные лимфоциты с большим интесивно окрашенным плотным ядром с узким ободком базофильной цитоплазмы. Каждая колониеобразующая клетка дифференцируется в зрелый лейкоцит через определенное количество стадий, которое у различных видов лейкоцитов неодинаково (см. приложение). Клетки III класса превращаются в бласты (IV класс). Миелобласты имеют большое круглое ядро с нежной сетчатой структурой хроматина, а также 2-5 ядрышек, узкий ободок цитоплазмы, не содержащий гранул. Лимфобласты, в отличие от миелобластов, имеют четкую перинуклеарную зону, более грубую структуру хроматина и 1-2 ядрышка. Клетки V класса (созревающие) проходят через различное количество стадий. В процессе созревания гранулоцитов (нейтрофилов, эозинофилов и базофилов) их ядро уплотняется и подвергается сегментации. В цитоплазме при окраске по Райту появляются специфические нейтро-, эозино- или базофильные гранулы. Промиелоцит – самая крупная из клеток (диаметр до 25 мкм) имеет большое количество азурофильной зернистости, в ядре находится 1-2 ядрышка. Миелоцит (диаметр 14-16 мкм) – последняя способная к делению клетка, в ядре отсутствуют ядрышки. Метамиелоцит (диаметр 12-15 мкм) имеет бухтообразное вдавление ядра, цитоплазма содержит нежную специфическую зернистость. В палочкоядерных лейкоцитах ядро имеет форму изогнутой палочки. Сегментоядерные гранулоциты - это зрелые клетки (VI класс), ядро которых состоит из 2-4 сегментов.
ФУНКЦИИ ЛЕЙКОЦИТОВ Участие лейкоцитовв патологических процессах тесно связано с многообразием их функций. Нейтрофилы и моноциты, обладая высокой ферментативной активностью и способностью к фагоцитозу, защищают организм от инфекции. В гранулах нейтрофилов содержатся эластаза, миелопероксидаза, лизоцим, кислая и щелочная фосфатазы, лактоферрин и др. Кроме того, эти клетки, благодаря НАДФ*Н-оксидазам, способны к «респираторному взрыву», который заключается в генерации активных форм кислорода и их производных (супероксид, гидроксильный радикал, перекись водорода, гипохлорная кислота). Последние чрезвычайно токсичны для микроорганизмов, могут разрушать их мембранные структуры, а также повреждать белки и нуклеиновые кислоты. Эозинофилы являются инактиваторами гистамина, образуют ряд бактерицидных белков, повреждающих гельминты. Базофилы содержат в своих гранулах гистамин, гепарин и некоторые другие биологически активные вещества. Гранулоциты (нейтрофилы, эозинофилы и базофилы) влияют на развитие сосудистых реакций при воспалении, стимулируют процессы тканевой регенерации. Лимфоциты осуществляют и регулируют иммунный ответ. Различают две основные разновидностилимфоцитов: Т-лимфоциты (тимусзависимые) и В-лимфоциты (бурсазависимые), а также менее многочисленный класс естественных («натуральных», нормальных) киллеров. Среди Т-лимфоцитов, в зависимости от экспрессируемых ими рецепторов (Claster differentiation - CD), выделяют следующие популяции: Т-хелперы (CD4), Т-супрессоры (CD8), нормальные киллеры (CD16). Образовавшись из стволовых клеток костного мозга, незрелые протимоциты «заселяют» корковый слой тимуса, а затем мигрируют в селезенку, где созревают и приобретают характерные для Т-лимфоцитов антигенные свойства. Т-лимфоциты играют ключевую роль в клеточно-опосредованном иммунитете, который обеспечивает уничтожение чужеродных клеток, в т.ч. атипичных. Т-лимфоциты опосредуют аллергические реакции замедленного типа, отторжение аллотрансплантанта, реакцию «трансплантант против хозяина», контактную аллергию, иммунитет против опухолей, вирусов, грибков и внутриклеточных паразитов. Т-лимфоциты составляют около 80% циркулирующих лимфоцитов. В-лимфоциты, превращаясь в плазмоциты, участвуют в реакции гуморального иммунитета посредством образования иммуноглобулинов (Ig G, M, A, D, E), в частности, в реализации антибактериальных иммунных реакций. В-лимфоциты находятся в основном в герминативных центрах коркового вещества лимфатических узлов и в белой пульпе селезенки. В-лимфоциты экспрессируют поверхностные антигены CD19 и CD20. В-клетки составляют до 20% циркулирующих лимфоцитов.
ХАРАКТЕРИСТИКА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ЛЕЙКОЦИТОВ Количественные изменения лейкоцитов проявляются в виде лейкоцитоза (увеличение лейкоцитов в крови свыше 9 ´ 109 /л), лейкопении (уменьшение лейкоцитов ниже 4 ´ 109 /л) и в изменении лейкоцитарной формулы (процентного соотношения отдельных форм лейкоцитов). Следует помнить, что у детей нормальные значения количества лейкоцитов и лейкоцитарной формулы отличаются от взрослых (см. приложение). Качественные изменения лейкоцитов характеризуются анизоцитозом, появлением в цитоплазме капелек жира, телец Князькова-Деле (базофильно окрашенные комочки), дегенеративной («токсигенной») зернистости, исчезновением обычной зернистости, вакуолизации цитоплазмы и ядра, пикнозом или набуханием ядра, его гиперсегментацией, сморщиванием всей клетки или ее лизисом. Дегенеративные изменения наиболее часто наблюдаются в нейтрофилах и моноцитах при интоксикациях, тяжелых инфекционных заболеваниях и др. воздействиях на костный мозг.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |