Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретический материал. Практическое занятие №4




Практическое занятие №4

«оценка показателей функционального состояния нервной системы в процессе операторской деятельности. Установление типа высшей нервной деятельности (тестовые методы)»

Цель занятия: познакомить студентов с классификацией типов нервной деятельности и описанием свойств характера этих типов. Получить практические навыки определения:

¾ психофизических характеристик, определяющих объем оперативной памяти и свойства внимания, т.е. способность к оперативной деятельности;

— уровня психоэмоционального напряжения на момент обследования;

— типа нервной деятельности (темпераментом).

Алгоритм выполнения практического задания

 

1. Изучить теотетический материал.

2. Согласно методики оценки уровня функционирования человека оператора на основе теста «Profi» (RCЗТ) определиться с объектом оперативной памяти и внимания, способностью к оперативной деятельности. Результаты занести в бланк отчета.

3. Определить уровень психоэмоционального напряжения на момент обследования с помощью теста «Стресс». После ответа на предложенные вопросы программа выдает тестируемому сведения о степени его психоэмоционального напряжения на момент тестирования. Результаты занести в бланк отчета.

4. Используя материалы учебной литературы [1], [2], [3], изучить и законспектировать материал темы «Типы нервной деятельности», зарисовать «Маски» всех четырех типов нервной деятельности. Определить тип темперамента, изображенный на рисунке художника Бидструпа [3, стр. 213].

5. Определить свой темперамент с помощью теста Айзенека в составе теста «Psich». После ответа на предлагаемые вопросы система высвечиваем на круговой схеме тип Вашего темперамента и дополнительные характеристики и затем дает текстовое описание характеристик Вашего типа нервной деятельности. Результаты занести в бланк отчета.

6. В конце практикума студенты отвечают на контрольные вопросы.

 

Одним из основных видов деятельности в современном промышленном производстве становится деятельность человека-оператора.

Технические системы становятся взаимосвязанными только благодаря наличию такого основного звена, как человека. Надежность работы человека определяется как потребность успешного выполнения им работы или поставленной задачи на заданном этапе функционирования системы в заданном интервале времени при определенных требованиях к продолжительности выполнения работы.

В общем виде деятельность человека-оператора характеризуется быстродействием и надежностью.

Основными показателями функционального состояния нервной системы в процессе операторской деятельности являются:

— объем кратковременной памяти;

— объем внимания;

— уровень психоэмоционального напряжения.

Память – процессы запоминания, сохранения, последующего узнавания и воспроизведения того, что было в нашем прошлом опыте.

Для человека-оператора особое значение приобретает произвольная память, которая связана со специальной целью запоминания и применения соответствующих приемов, а также определенных волевых усилий.

Кратковременная (первичная или оперативная) память – кратковременный процесс (на несколько минут или секунд) достаточно точного воспроизведения только что воспринятых предметов или явлений через анализаторы. После этого момента полнота и точность восприятия, как правило, резко ухудшается. Оперативная память – процессы памяти, которые обслуживают непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия и операции.

Внимание – это направленность психической деятельности на определенные предметы или явления действительности. Непроизвольное внимание возникает без всякого намерения, без заранее поставленной цели и не требует волевых усилий. Произвольное внимание требует определенных волевых усилий. Характеристиками производственного внимания являются:

— его объем;

— колебание внимания, в т.ч. снижение;

— распределение (или распределяемость);

— интенсивность внимания;

— сосредоточенность, устойчивость внимания;

— переключаемость внимания.

Исследование свойств внимания позволяет выявить и учесть при выборе профессии индивидуальные возможности человека.

Кроме того, по состоянию внимания можно судить об утомленности работающего, о степени трудности работы. Это позволяет учесть полученные данные при организации рационального режима труда и отдыха, при нормировании труда.

Уровень психоэмоционального напряжения – признак, наиболее существенный с точки зрения эффективности и безопасности любой деятельности.

Умеренное напряжение – нормальное рабочее состояние, возникающее под мобилизующем влиянием трудовой деятельности. Это состояние психической активности – необходимое условие успешного выполнения действия.

Повышенное напряжение сопровождает деятельность, протекающую в экстремальных условиях. Напряжения могут быть классифицированы в соответствии с теми психическими функциями, которые преимущественно вовлечены в профессиональную деятельность и изменение которых наиболее выражены в неблагоприятных условиях:

— интеллектуальное напряжение;

— сенсорное напряжение;

— монотония;

— политония;

— физическое напряжение;

— эмоциональное напряжение;

— напряжение ожидания;

— мотивационное напряжение;

— утомление.

Общая неспецифическая компенсаторная реакция организма получила название адаптационного синдрома или стресс-реакции или реакции напряжения, возникающей при любых неблагоприятных условиях.

Напряженность деятельности человека-оператора определяется возможностью ошибки, наличием лимита времени, значимостью действий.

Применяемый сегодня тестовый метод профотбора обладает сегоднянаборами тестов, предлагаемых испытуемому, в процессе решения которых выявляются те или иные психофизиологические свойства и состояния:

В качестве теста на объем кратковременной памяти и объем внимания может быть предложен тест «Profi» (RCЗТ), по количеству набранных при тестировании баллов могут быть оценены упомянутые качества тестируемого – способность к операторской деятельности. В качестве теста на уровень психоэмоционального напряжения может быть предложен тест «Стресс».

Приспособление организма человека к условиям существования во многом определяется типом высшей нервной деятельности.

По И.П. Павлову тип нервной деятельности определяется:

— силой основных нервных процессов – возбуждения и торможения, - что определяет работоспособность нервной системы;

— отношением силы возбуждения к силе торможения, т.е. уравновешиванием их между собой;

— подвижностью этих процессов, т.е. легкостью возникновения реакции на раздражение, быстрота перехода от состояния возбуждения к торможению и наоборот.

С учетом сочетания этих свойств различают четыре основных типа нервной деятельности:

1. Сильный уравновешенный подвижный (по классификации Гиппократа – сангвиник).

2. Сильный уравновешенный спокойный (флегматик)

3. Сильный неуравновешенный возбудимый, безудержный (холерик).

4. Слабый тормозной (меланхолик)

Перечисленные типы соответствуют темпераменту людей. Существуют промежуточные переходные типы высшей нервной деятельности. Тип высшей нервной деятельности может меняться в течение жизни под влиянием условий внешней среды (воспитание, обучение и т.д.).

В качестве теста на темперамент может быть предложен тест Айзенка в составе теста «Psich». В качестве теста – поведенческой характеристики человека в коллективе используется тест «Secjuriti».

 

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА - ОПЕРАТОРА НА ОСНОВЕ ТЕСТА «PROFI» (RCЗТ)

Функционирование человека-оператора можно считать успешным «только в том случае, если действия системы и ее выходные характеристики удут отвечать техническим требованиям, налагаемым на систему, и укладываться в пределах задаваемых ограничений». При этом оператор действует в условиях ограничений, которые в инженерной психологии сводятся к двум категориям: своевременность и точность. Ограничения создают напряженность в деятельности оператора, порождаемую наличием лимита времени, а также значимость и важность выполняемых действий. При этом повышается вероятность отклонений результатов действий операторов от заданных программных (эталонных) значений. Эти отклонения, называемые погрешностями, объективно оценивают качество, эффективность деятельности.

Тест позволит установить профессионально важные качества оператора, в частности, летчика-космонавта. В их числе:

— развитые свойства внимания: объем, концентрация, переключение, распределение;

— быстрая выработка и перестройка навыка умственной работы;

— умение оценивать имеющиеся в распоряжении время и в соответствии с ним планировать действия;

— развитая оперативная память;

— способность сохранения работоспособности в усложненных ситуациях и при дефиците времени;

— эмоциональная устойчивость и др.

В качестве одной из экспериментальных методик для оценки этих качеств была предложена методика RCЗТ с переключениями и адаптацией лимита времени в зависимости от успешности деятельности оператора. Методика воспроизводит наиболее существенные особенности труда оператора – высокий темп и непрерывность, позволяет оценить эмоциональную устойчивость и утомляемость. В общем виде методика заключается в том, что оператор мысленно выполняет арифметические операции сложения и вычисления цифр, выдаваемые на индикатор, получаемый результат (в пределах от 0 до 9) становится исходным числом для следующей операции.

Результаты оператор сообщает или вводят в аппаратуру с применением клавиатуры. Сущность адаптации заключается в снижении выделяемого для выполнения задания интервала времени (от 3,5 до 1 секунды), если работа оценивается высокими баллами (погрешности операторской деятельности малы). Интервал времени автоматически увеличивается, если погрешности повышаются. Высокие бальные оценки продуктивности деятельности испытуемый получает лишь при снижении лимитах времени.

Разработанный по медико-техническим требованиям НМБП МЗ СССР комплекс аппаратуры «Парсек-ЛП» на микро-ЭВМ «Электроника-60» предусматривает возможность выполнения теста НСЗТ с применением выносного пульта блока «Операнд-1421», который состоит из 2-х функциональных зон: алфавитно-цифрового табло, на котором высвечиваются исходные цифры задания (для сложения и вычитания), и цифровой клавиатуры, с помощью которой оператор вводит в ЭВМ вычисленные им результаты. Оператор выполняет тест с двумя вариантами предъявления задания. По 1-му варианту число, появляющееся в первой части экрана, следует вычитать, а число в левой части экрана прибавлять к результату предыдущей операции, индицируемому в центре. По 2-му варианту числа, индицируемые слева, вычитаются, справа – прибавляются. Изменения режима индикации – переключения производятся программно, в ходе тестирования. Предусмотрена адаптивная установка различного времени экспозиции зданий: от 1,5с до 3с, с шагом 0,5с. Оцениваемый в баллах полный тест слагается из двух тренировочных и пяти зачетных 2-х минутных серий заданий. Общая продолжительность выполнения такого теста составляет 15 мин. При имитации операторской деятельности оценивается каждая серия.

По результатам тестирования аппаратурой выдается табуляграмма, в которой представлены: время экспозиции задания в серии (в секундах), количество выполненных заданий, количество ошибок и запаздываний за серию, а также оценка работоспособности – интегральный показатель деятельности (унитарный балл).

При выполнении полного теста вычисляется «суммарный балл», который представляет собой среднее арифметическое пяти унитарных баллов, полученных в результате выполнения зачетной части теста. Унитарный балл принимает значения в диапазоне от 1 до 9. При этом значения 7-8 соответствуют высокому, 4-6 – среднему и 1-3 – низкому уровню психической работоспособности.

 

Контрольные вопросы

 

1. Какие характеристики функционального состояния нервной системы необходимы человеку-оператору?

2. Чем с позиции психофизиологии характеризуется операторский труд?

3. С помощью какого теста можно проверить наличие (или отсутствие) у человека операторских способностей?

4. С помощью какого теста может быть определен уровень психоэмоционального напряжения человека?

5. От каких трех свойств нервных процессов зависит тип высшей нервной деятельности человека?

6. Какие четыре основных типа нервной деятельности (темперамента) Вы знаете?

7. С помощью какого теста может быть определен тип темперамента человека?

8. Меняется ли тип высшей нервной деятельности человека на протяжении жизни? А что меняется?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.