Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Текст № 1. Философская модель здоровья




Философы рассматривают здоровье, прежде всего, как гармонию внутреннего мира человека. Философские труды содержат рассуждения о благе, наслаждении, духовности, здоровье и т. д. Здоровье в философском аспекте – это гармоничное сочетание физических и духовных качеств человека, как мера внутреннего и внешнего равновесия начинает светить эстетическими гранями, непосредственно совпадая с миром прекрасного.

Философские «манифесты о здоровье» имеет каждая историческая эпоха:

- природа здоровья по Демокриту не в удовольствии, а в осознанной саморегуляции, рождающей «благое состояние духа»;

- Гораций предлагал определять «душевное» здоровье как состояние, при котором человек доволен собой, правильно относится к другим и способен противостоять жизненным неурядицам;

- Аристотель отмечает, что душу от тела отделить нельзя, значит, если у человека здоровое тело, то и здоровая душа.

В истории философии «теория здоровья» представлена двумя направлениями: гедонизмом и аскетизмом. Гедонисты (Аристипп, Эпикур, Милль, Бентам и др.) признавали благом (благо для здоровья человека) только телесное наслаждение. В основе их принципов лежит представление, что организму нужна «свобода в наслаждениях», так как наслаждение и избавление от страданий влечет за собой здоровье человека. Их девиз – в здоровом теле – здоровый дух! Аскеты считали благом не телесные, а духовные наслаждения. Аскеты (Пифагор, школа Стоиков, Древний Восток, Индия, Христианство) отказываются от земных благ в целях достижения морального или религиозного идеала.

Философы XVII в. пыталась рационально, т. е. на основе разума, сформулировать представления о здоровье человека. Голландский мыслитель Спиноза утверждал, что человек – целостное телесно-духовное существо. Философ выделял три главные силы (в результате которых люди могут быть здоровыми или больными): влечение, радость и печаль. Он доказал, что из этих фундаментальных аффектов выводятся любые эмоциональные состояния, причем радость увеличивает способность тела к действию (выздоровлению), тогда как печаль ее уменьшает (болезнь).

В философской литературе довольно широко распространено определение здоровья К. Маркса. К. Маркс рассматривает здоровье как понятие, противоположное понятию болезнь. Болезнь он определяет как стесненную в своей полноте жизнь. Здоровье автор понимал как не стесненную в своей полноте жизнедеятельность.

В философской литературе ХХ столетия продолжаются дискуссии по поводу здоровья человека. Наш современник О. И. Даниленко рассматривает в философском аспекте здоровье и культурные традиции нации. Его рассуждения затрагивают душевное здоровье как философско-психологическое понятие. Автор располагает здоровье на двух осях: культурно-исторической и оси жизненного цикла, считая здоровье отправной точкой в жизни человека.

Вся философия обучения здоровью должна строиться так, чтобы максимально развить способности каждой личности творить себя и мир вокруг себя. Сложность овладения секретами своего здоровья и объясняется относительностью всякой истины.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.