Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Телеконсультирование, теленаблюдение и телепомощь




Этапы становления российской телемедицины

На первом этапе становления отечественной телемедицины (1960-1990-е гг.) появились такие достижения, как телеметрическая оценка параметров жизнедеятельности космонавтов, международные телемедицинские проекты по поддержке врачей, оказывающих помощь при землетрясении в Спитаке (1988) и техногенной катастрофе под Уфой (1989), первые отечественные телемосты, организованные в консультативных целях Институтом медико-биологических проблем РАН для медицинских учреждений в Сибири. Этот этап характеризуется недоступностью телемедицинских технологий для массового применения в ЛПУ страны.

На втором этапе (1995-2000 гг.) началось формирование телемедицинских центров в федеральных клинических медицинских учреждениях и ведущих стационарах отдельных регионов; проводился эксперимент по дистанционному контролю состояния здоровья участников антарктической экспедиции на станции «Восток».

На третьем этапе (2001-2005 гг.) в субъектах РФ активно создавались территориальные сети, обеспечивающие вовлечение ЦРБ в телемедицину; была представлена отечественная система «Телемедицина катастроф» для поддержки врачей полевого педиатрического госпиталя в Чеченской республике.

На четвертом этапе (с 2006 г.) началось формирование региональных сетей по федеральным округам, создание передвижных телемедицинских систем, базирующихся на автомобилях, поездах, вертолетах.

Чрезвычайно важно организовывать телемедицинскую консультативную помощь в отношении социально значимых и трудно дифференцируемых заболеваний. Телеконсультации и телеконсилиумы с участием группы врачей-специалистов проводятся в следующих ситуациях:

1) диагностически сложные ситуации;

2) угрожающие жизни состояния;

3) оказание медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях;

4) анализ данных функциональных, радиологических, инструментальных и лабораторных исследований;

5) выбор и коррекция лечебной тактики, включая оперативные методы лечения;

6) направление на госпитализацию в специализированные ме­дицинские центры (выбор оптимального периода для лечения и учреждения для госпитализации);

7) реабилитация больных в отдаленном периоде после слож­ных операций или применения высокотехнологичных методов консервативного лечения, проведенного в удаленных медицин­ских центрах.

Последовательность действий при организации и проведении телеконсультаций представлена на схеме (рис. 1).

Использование возможностей телемедицины для консультиро­вания включает следующие варианты:

· видеоконференции, обеспечивающие интерактивный аудио­визуальный контакт двух или более участников в процессе теле­консультации;

· обмен медицинскими данными в цифровой форме (непо­движные изображения, текст, видеофрагменты, аудиофайлы и т.д.) между лечащим врачом и консультантом по электронной почте (или через Интернет-сервер) — отсроченные телеконсультации в режиме off-line, при которых осуществляется заочное консульти­рование больных;

· Интернет-медицина как частный случай телемедицины — по­лучение так называемого «второго мнения» от любого (не конкрет­ного) врача при размещении вопроса и медицинской информации на специализированном форуме (web-странице); такие телеконсуль­тации также являются заочными отсроченными, но адресованы не в конкретное учреждение, а к медицинскому сообществу в целом.

Видеоконференции, т.е. интерактивные консультации в режиме реального времени (on-line), имеют существенные преимущества. Они обеспечивают возможность совместного обсуждения больно­го лечащим врачом и консультантом при визуальном анализе все­го комплекса медицинских данных пациента, включая визуаль­ные (эхограммы, рентгенограммы и т.п.). Это позволяет консуль­танту наблюдать больного в динамике, например характер движе­ний при костно-мышечной и неврологической патологии, пове­дение пациента в процессе беседы при психических заболевани­ях, разнообразные фенотипические проявления, имеющие суще­ственное диагностическое значение при наследственных заболе­ваниях и врожденных пороках развития. Обсуждение имеет осо­бенно большое значение, так как лечащий врач, на котором оста­ется ответственность за больного, должен обязательно понимать логику принятия решений консультантом, а не просто принимать или не принимать во внимание его мнение, изложенное или выска­занное в рекомендации/заключении.

Возможность консультаций в режиме реального времени поз­воляет наряду с плановыми сеансами проводить экстренные те­леконсультации, что особенно важно при неотложных состояни­ях, в том числе в чрезвычайных ситуациях. Телеконсультации мо­гут проводиться и с использованием первичной объективной информации, получаемой непосредственно во время видеоконфе­ренции. Условием для этого является использование электронно­го стетоскопа, а также специализированных видеокамер, например, для дерматологии, оториноларингологии, офтальмологии, гинекологии, что все шире используется за рубежом.

Видеоконференции способствуют повышению квалификации лечащих врачей как следствие обучения «на примерах» — в про­цессе обсуждения медицинских данных конкретного больного. Эффективность телемедицинских консультаций в значительной степени определяется уменьшением числа больных, направляе­мых для госпитализации в ЛПУ более высокого уровня и продол­жением лечения на месте в соответствии с полученными реко­мендациями.

В настоящее время идет процесс дифференциации клиниче­ской телемедицины: оформились телехирургия, телекардиология, теледерматология, телереабилитология и др. Формирование от­дельных направлений обусловлено как спецификой самих специ­альностей, так и особенностями отображения и передачи данных при дистанционном консультировании.

Телерадиология — это передача радиологических изображений (данных ультразвукового исследования (УЗИ), компьютерной то­мографии (КТ), магнитно-резонансной томографии (МРТ) и др.) в электронной форме с целью их интерпретации и (или) консуль­тации. Возможно и прямое участие дистанционного консультанта в проведении обследования с рекомендациями, например, о рас­положении датчика при УЗИ. За рубежом телерадиология явля­ется одним из наиболее распространенных приложений телеме­дицины. Ее быстрому продвижению способствовало появление системы архивации и передачи изображений (Picture Archiving and Communication System — PACS) и международного стандарта для растровых изображений DICOM (Digital Imaging and Communications in Medicine — передача цифровых изображений в медицине).

 

 


Нет данных о

Направление/получение дополнительных данных
Оценка основных и дополнительных данных
патологии по




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 963; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.